Лидерство как социально-психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблематики обусловлена низким уровнем профессионализма многих современных руководителей, что влечет за собой неэффективную деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Лидерство в управлении
1.1. Понятие, сущность и стили лидерства……………………………………5
1.2. Основные теории лидерства………………………………………………..10
1.3. Типологии лидерства по Д. Варне…………………………………………18
Глава 2. Лидерские качества руководителя как основной эффект управления командой.
2.1. Социально-психологический характер лидера……..….……………….....22
2.2. Оценка лидерских качеств руководителя работниками закрытой организации ФКУ ИК№6 (Федеральное казённое учреждение Исправительная колония № 6)….……….……………..……………………….24
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Лидерство как социально-психологический феномен.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-

педагогическая академия».

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  наук.

 

 

 

Курсовая работа

Лидерство как социально-психологический  феномен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка СГИ  УП

21гр. ДО

Норкина Т.Д.

Руководитель: преподаватель

кафедры гуманитарных и социально-экономических наук

Олешкова А.М.

 

 

 

 

Нижний Тагил

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Лидерство в  управлении

1.1. Понятие, сущность и стили лидерства……………………………………5 1.2. Основные теории лидерства………………………………………………..10

1.3. Типологии лидерства по Д. Варне…………………………………………18

Глава 2. Лидерские качества руководителя как основной эффект управления командой.

2.1. Социально-психологический характер лидера……..….……………….....22

2.2. Оценка лидерских  качеств руководителя работниками закрытой организации ФКУ ИК№6 (Федеральное казённое учреждение Исправительная колония № 6)….……….……………..……………………….24

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемой литературы……………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблематики обусловлена низким уровнем профессионализма многих современных руководителей, что влечет за собой неэффективную деятельность организации.

  Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Лидерство – это влияние  на других людей с целью выполнения намеченной цели. Лидер обладает набором устойчивых качеств, с помощью которых он оказывает влияние на последователей (ведомых).

Лидерство и становление лидера как социальный и психологический феномен получает освещение с различных дисциплинарных позиций. Цель работы охарактеризовать феномен лидерства с точки зрения социологии и психологии.

          Задачи: 1. Разобрать понятие лидерство, выявить сущность данного феномена и описать стили лидерства.

2. Раскрыть сущность  теорий лидерства.

3. Охарактеризовать типы  лидерства.

4. Описать основные  характеристики лидера с точки  зрения социологии и психологии.

5. Провести опрос в  коллективе организации на тему: «Мой начальник». В результате опроса определить, какие лидерские качества присутствуют в руководстве.

Объект: социально-психологические основы теории лидерства.

Предмет: Профессиональные и личностные качества руководителя, влияющие на эффективную работу команды.

До недавнего времени в нашей  стране не было исследования проблем, связанных с лидерством. Однако сейчас появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. Невозможно не затронуть труды Р.Л. Кричевского, он один из первых российских учёных занялся исследованием проблемы лидерства. Дальнейшие исследования отечественных учёных опираются на труды Кричевского. Д. В. Ольшанский в своей книге «Политическая психология», чётко обобщил многие полученные со временем знания. Ещё из Российских учёных можно выделить: Д. Г. Трунова и его работу «Феномен харизматического лидерства», Б. З. Мильнера «Теория организации», Ю. Н. Емельянова, а именно его статью «О сущности лидерства. Лидер и группа»  и других.

В работе итальянского исследователя Антонио Менегетти «Психология лидера» анализируется фигура лидера и процесс его формирования, этот исследователь очень широко изучил феномен лидерства.

При написании работы так же был сделан упор и на других исследователей, например: М Альберт, Д. Гоулман и Штайрер Й.

Все эти исследователи, как российские, так и зарубежные,  и их труды, помогли нам в написании данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Лидерство в управлении

1.1. Понятие, сущность и стили лидерства

Лидерство – это многоаспектный феномен, основными признаками которого являются ведущая позиция, сильное влияние на других, ярко выраженное стремление к власти, наличие авторитета и лидерских качеств, управление деятельностью других, вертикальные иерархические и горизонтальные голархические отношения. Лидерство одновременно является продуктом индивида и общества: индивиды, обладающие уникальным набором свойств, конструируют лидерские роли и функции и воспроизводят лидерство как процесс социального управления, структуры которого существуют в обществе и присваиваются через его институты.1

В коллективе всегда возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы участники ведут себя по разному, одни более активно, чем другие, кому-то оказывают предпочтение, они приобретают доминирующее положение, зарабатывают авторитет. Так происходит разделение участников группы на лидеров и последователей.2

Вся жизнь человека протекает  в социальном мире, он является частью общества (социума). В рабочем коллективе, среди друзей или в семье человек  каждый день испытывает на себе влияние формальных и неформальных лидеров. Это могут быть люди с различными личностными качествами: на работе, это, скорее всего, начальник; в компании друзей это инициатор деятельности (может быть и он сам); а в семье, это обычно, старшее поколение (родители).

Признаки лидерства  можно обнаружить в любой группе и везде прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей.

Заметный вклад в  разработку проблем лидерства внесла социальная психология. Существуют различные  точки зрения на сущность феномена лидерства. Одни авторы предлагают рассматривать категории «лидерство» и «руководство» как синонимы, доказывая, что лидерство является одной из ролей руководителя, другие предлагают рассматривать эти категории отдельно из-за значительных различий между ними. Так, например, Абрахам Залезник3 проводит границу между лидерством и руководством следующм образом: «Руководство – это набор действий, основанных на использовании заранее определённых техник и средств, лидерство же можно представить как искусство или некую загадку, основывающуюся на особенностях личности лидера. Руководители и лидеры различаются с точки зрения их личностных особенностей, отношения к целям группы, представлений о работе, отношений с подчинёнными и представлений о самом себе.

Руководители вводят других в профессиональные роли и контролируют их выполнение, основывают свою деятельность на постоянных методах и проверенных реакциях, не сосредотачиваю внимание на технических инновациях и проверке новых идей. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы, мотивируют других к усиленной работе, чтобы претворить возникающие у них идеи в реальность. Источник влияния лидеров на других людей – авторитет, который утверждается личным обаянием, преданностью целям группы, предприимчивостью, профессиональным мастерством и богатством идей».4

Ф. Гальтон пытался  объяснить лидерство на основе наследственности. Идеей такого подхода было убеждение  в том, что лидер обладает каким-то уникальным набором достаточно устойчивых и не меняющихся со временем качеств, передающихся по наследству и отличающим его от последователей. Таким образом, сторонники данной теории (Э. Богардус, К. Бэрд и сам Ф. Гальтон) трактуют лидерство как совокупность психических черт личности и пытаются определить эту совокупность личных качеств для того, чтобы разработать методики для выявления лидеров.5

Ю. Н. Емельянов в своей  статье «О сущности лидерства. Лидер и группа» описывает два метода выявления лидера в конкретной группе: 1) по опросу членов группы, выявить того, кому отдаются предпочтения в организации совместной деятельности – метод самодоклада;

2) посторонние люди, наблюдая за группой, определяют лидера, того, кому отдается большее предпочтение товарищей – это метод наблюдения.

Поведение лидеров в группе обусловлено установками членов группы. Исследования показали, что в равноправных группах лидер более демократичен; в группах, где придается значение сильной власти, лидер может стать полновластным диктатором.6

Из всего выше сказанного  можно выявить функции лидерства:

  1. планирование, контроль и оценка действий, структурирование, координация последователей как социальной общности;
  2. использование всех видов ресурсов для достижения запланированного результата, вовлечения последователей в конкретную реализацию действий;
  3. выявление необходимости изменений, определение общего направления действий как внутри, так и во вне группы, организации;
  4. ускорение процесса перемен, активизация последователей, инициирование, побуждение к изменениям, развитию и самореализации личностей последователей;
  5. предоставление оптимальных возможностей для самореализации;
  6. создание оптимальных условий для социальных взаимодействий между людьми, формирует благоприятную систему отношений в группе.

Из перечисленных функций лидеров трудно выделить главные и второстепенные; их значение колеблется в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что называется жизнью коллектива.

От коллектива так же зависит  стиль лидерской деятельности:

Иерархический стиль лидерства – имеет в своей основе подход, согласно которому лидеры проявляют сугубо рациональное определение лучшего направления развития социальной организации, утверждают формальную власть для воплощения в жизнь своих идей. Использование иерархического стиля, как правило, приводит к развитию исполнительной культуры в социальной организации, к развитию отношений экономической сделки между лидером и последователями. Иерархическое лидерство предполагает централизацию в планировании, определения содержания деятельности; сковывается инициатива последователей; значительно затруднена инновационная деятельность.

Иерархический стиль  лидерства достаточно широко применяется  в современных организациях, поскольку  является предсказуемым и весьма эффективным с точки зрения контроля за деятельностью и достижения результата, определённого в конечном итоге авторитарно.

Трансформационное (преобразующее) лидерство – направленно на формирование философии и культуры организации, в том числе традиций, ценностно-нормативных образований. Развитие трансформационного стиля лидерства способствует установлению и принятию целей организации, осуществлению ценностной мотивации, интеллектуальной активизации последователей. Лидер, оперируя ценностями и осуществляя целеполагающую деятельность, определяет себя как некий фокус происходящих изменений. В ситуации кардинальных изменений, неясных целей организации эффективное лидерство требует подхода, который трансформирует чувства, отношения и убеждения последователей.

Трансформационные лидеры осуществляют ценностную мотивацию последователей, отказавшись от механистического подхода к управлению, в основе которого лежит принцип бихевиоризма (модель «стимул – реакция»).

Фасилитативный  стиль лидерства – предполагает «поведение лидера, которое усиливает командную деятельность организации на пути адаптации к окружающей среде, успешного решения проблем и достижения результата». Роль лидера сводится не к решению проблем, а к созданию ситуации успеха и эффекта социальной фасилитации среди последователей, в результате чего повышается их индивидуальная активность и работоспособность. При этом лидер не фокусирует внимание на себе, а действует как бы со стороны. Фасилитативное лидерство позволяет создать в организации партнёрскую, ориентированную на изменение и развитие среду деятельности, в которой последователи могут развивать задатки и навыки лидерства, планируя общие цели, развивая партисипативность. Фасилитативная модель лидерства подразумевает постоянное партнёрство в системе «лидер – последователи», в определении перспектив развития и видения будущего, а также сопровождается активным вовлечением последователей в организацию совместной деятельности, что предполагает субъектность последних. Лидер не ограничивает инициативные начинания последователей, предоставляя команде или группе право на самостоятельность действий.7

Лидер должен уметь пользоваться всеми тремя стилями и реализовывать  их в соответствии с ситуацией. Но у каждого руководителя есть свой доминирующий над остальными стиль.

Итак, лидерство это процесс  реализации определённых качеств, которые помогают их обладателю контролировать деятельность коллектива (организации). В любом коллективе существует лидер, который определяет сущность деятельности группы и осуществляет контроль. Исходя из перечисленных стилей, лидерство следует рассматривать как процесс взаимодействия, а лидер и последователи являются взаимозависимыми как по содержанию, так и по процессу реализации своих действий.

Информация о работе Лидерство как социально-психологический феномен