Лидерство, теории лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 02:11, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ различий между лидером и менеджером.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
рассмотреть современные модели лидерства;
найти отличия лидера от менеджера

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Лидерство и менеджмент в компании …………………………...…………..5
1.1 Сущность лидерства…………………………….…………………...……….5
1.2 Менеджер и лидер: два типа личности…………..……….…..…………….8
2. Функции лидера, теории лидерства……………………...…..…………….16
2.1 Функции лидера……………………………………………….……………16
2.2 теории лидерства…………………………………………….……….…….21
Заключение ……………

Файлы: 1 файл

лидерство, теории лидерства.docx

— 76.58 Кб (Скачать файл)

                               Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Лидерство и менеджмент в компании …………………………...…………..5

1.1 Сущность лидерства…………………………….…………………...……….5

1.2 Менеджер и лидер: два типа личности…………..……….…..…………….8

2. Функции лидера, теории лидерства……………………...…..…………….16                                                                                          

2.1 Функции лидера……………………………………………….……………16

2.2 теории лидерства…………………………………………….……….…….21

Заключение ……………………………………………………………………..34

 Список литературы……………………………………………………………36 
 
 

                                         

                                       
 
 

                                   

                                         Введение

   Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им  главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь». В моей курсовой работе я изложил основные концепции лидерства и показал уникальность и значимость работы менеджера, сделал попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

Цель  и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ различий между лидером и менеджером.

Достижение цели подразумевало решение следующих  поставленных задач:

  • определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
  • рассмотреть современные модели лидерства;
  • найти отличия лидера от менеджера

Предмет исследования. Изучение ситуационных подходов к эффективному лидерству.

Методы  исследования: анализ литературы, о современном менеджменте и лидерстве

Теоретическая и методологическая основа исследования. Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика: Ансофф И., Бодди К., Пэйтон Р., Дойль П., Зотов В. В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О.,  Котлер Ф., Лафта Дж., Мескон М. Милгром П., Робертс Дж.,  Норт Д., Олдкорн Р., Олейник А., Олкок Д., Уолш К., Бир Ст., Гвишиани Д. М., Клиланд Д.,Оптнер С. Л., Хитч Ч., Эшби У.  
 
 
 

               
 

               1.Лидерство и менеджмент в компании

                          §1.1 Сущность лидерства

    Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой  ситуационной переменной, определяется  качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

    Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

    Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

    Считается, что идеальным для лидерства  является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

    Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

  • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
  • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
  • уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время. 

    В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений.

    Таким образом следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

Понятия «лидерство» и «менеджмент» далеко не всегда тождественны, но суть их различий большинство людей представляют себе неправильно. В лидерстве нет  ничего мистического и загадочного. Это не привилегия узкого круга избранных. Лидерство не обязательно важнее менеджмента, и одно не заменяет другое.

На самом  деле лидерство и менеджмент в  компании — две отдельные, дополняющие  друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные  для нее виды деятельности. Для  успеха компании в современном деловом  мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе.

Лидерство служит дополнением к менеджменту, а не заменяет его. Однако, развивая в своих сотрудниках способность к лидерству, главы компаний не должны забывать, что сильный лидер, но слабый менеджер — ничуть не лучше (а то и хуже), чем наоборот. Действительно, это задача не из легких — сочетать умелое лидерство с грамотным менеджментом и использовать их как две взаимодополняющие силы.

Разумеется, не каждый способен одновременно быть классным лидером и грамотным  менеджером. У некоторых людей  — настоящий талант к управленческой работе, но не хватает лидерских  качеств. Другие обладают явными задатками  лидера, но по разным причинам не способны стать эффективными менеджерами. Если руководитель достаточно умен, то в  его компании будут ценить и тех  и других и постараются, чтобы  эти талантливые люди стали частью коллектива.

Однако  когда дело доходит до подготовки специалистов на высшие руководящие  должности, главы компаний откровенно игнорируют предупреждения психологов о том, что человек не способен быть одновременно менеджером и лидером. Они пытаются воспитать лидеров  и менеджеров в одном лице. И  их можно понять. Но возможно ли это? Ведь  менеджеры и лидеры — люди совершенно разных типов. И чтобы действительно суметь подготовить таких корифеев, компаниям надлежит уяснить основное различие между лидерством и менеджментом.

Если  организация хочет выжить и тем  более добиться успеха в современных  условиях, ей необходимы и менеджеры, и лидеры. Однако крупные корпорации сегодня, похоже, околдованы исключительно  «секретами эффективного менеджмента». Это увлечение приводит к все большему распространению личностей менеджерского типа — тех, кто ценит и стремится сохранить формальные, устойчивые схемы производственных процессов. Правила поведения в среде менеджеров предписывают отдавать предпочтение коллективному руководству, а риска рекомендуется избегать.

Этот  же однобокий перекос в сторону  менеджмента препятствует появлению  в организациях настоящих лидеров: как может развиться предпринимательский  дух в подобной консервативной, обезличенной среде? Чтобы создать максимально  благоприятные условия для «лидерского» типа личности, необходимо прежде всего обеспечить потенциальным лидерам возможность тесного общения с наставниками. Однако в крупных организациях со сложной иерархической структурой такие отношения не приветствуются.

Компаниям необходимо найти способ обучать  грамотных менеджеров и одновременно воспитывать талантливых лидеров. Без крепкой организационной  структуры даже лидеры с самыми блестящими идеями окажутся не у дел. Они будут  работать вхолостую, только обманывая  ожидания сослуживцев и не добиваясь  никаких заметных результатов. Но важна  и другая предпосылка: предпринимательская  культура, которая формируется, когда  у руля организации стоит истинный лидер. Если ее нет, то даже компаниям  с самой безукоризненной структурой управления грозит застой и потеря конкурентоспособности. 

            §1.2 Менеджер и лидер: два типа личности

Поскольку основная функция лидера — быть проводником изменений, особое значение приобретает умение вызвать в  людях энтузиазм. Именно он помогает преодолеть неизбежные барьеры на пути к организационным преобразованиям. Выбор стратегического курса  задает курс развития, а способность  убедить людей стать вашими союзниками побуждает их сознательно встать на этот путь. Точно так же верная мотивация дает людям уверенность в том, что у них хватит сил преодолеть все преграды.

Логика  менеджера иная. Он берет на себя функцию контроля: сравнивает реальное состояние компании с тем, которое  должно быть, и при наличии отклонений от плана принимает корректирующие меры. Например, если вообразить себе образцовый завод, который управляется по всем правилам, то там мы будем наблюдать  следующую картину. На стадии планирования устанавливаются разумные целевые  показатели качества продукции, на этапе  организации создается определенная структура, позволяющая достичь  плановых показателей, и, наконец, обязательный этап контроля гарантирует немедленное (а не через месяц или два) выявление  и исправление брака.

Лидерство — это нечто совсем другое. Воплощение в жизнь грандиозных замыслов всегда требует особого прилива  энергии. Мотивируя и вдохновляя людей, лидеры вызывают в них энтузиазм. Но происходит это не за счет того, что  работников принуждают двигаться в  нужном направлении, как это делает менеджер в рамках процедуры дисциплинарного  контроля. Все дело в том, что призывы  лидера позволяют людям удовлетворять  такие естественные человеческие потребности, как стремление к достижениям, необходимость  испытывать чувство причастности к  общему делу и самоуважение, жажда  общественного признания, желание  чувствовать себя хозяином своей  судьбы и иметь возможность жить в соответствии со своими идеалами. Эти призывы проникают в глубину  души и вызывают в нас энергичный отклик.

Настоящие лидеры владеют разными технологиями мотивации. Во-первых, излагая свое видение будущего компании, они всегда учитывают, какие моральные ценности и традиции присущи той аудитории, к которой обращаются. Это делает работу более значимой в глазах сотрудников. Во-вторых, лидеры регулярно подключают членов коллектива к обсуждению возможных  путей осуществления своего замысла (или той его части, которая  более всего по душе конкретному работнику). Благодаря этому люди чувствуют, что к их мнению прислушиваются и что они оказывают влияние на жизнь организации. Еще один важный метод мотивации — всячески поддерживать усилия сотрудников по воплощению корпоративного идеала в жизнь: давать наставления, сообщать свое мнение об их работе и самому служить примером достойного поведения. Подчиненным это помогает расти в профессиональном плане и повышает их самооценку. Наконец, грамотные лидеры ценят личные достижения своих сотрудников и не забывают их поощрять. Это дает людям не только радость успеха, но и сознание того, что они — часть организации, в которой их ценят. Если лидер следует всем этим правилам, сама работа становится для его подчиненных источником вдохновения.

Информация о работе Лидерство, теории лидерства