Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 02:11, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ различий между лидером и менеджером.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
рассмотреть современные модели лидерства;
найти отличия лидера от менеджера
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Лидерство и менеджмент в компании …………………………...…………..5
1.1 Сущность лидерства…………………………….…………………...……….5
1.2 Менеджер и лидер: два типа личности…………..……….…..…………….8
2. Функции лидера, теории лидерства……………………...…..…………….16
2.1 Функции лидера……………………………………………….……………16
2.2 теории лидерства…………………………………………….……….…….21
Заключение ……………
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План – основа действий | Видение – основа действий |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует только доводы | Использует как доводы, так и эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Профессионален | Энтузиаст |
Уважаем | Обожаем |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Отношения к задачам, окружающим. «Не чини то, что работает», — этот совет прекрасно отражает образ мышления менеджеров. Лидеры верят в другую истину: «Пока нет никаких поломок, у тебя есть редкая возможность все подправить».
Менеджер задается вопросом: «Какие проблемы требуют решения и как лучше добиться желаемых результатов, не нарушив слаженности трудовых процессов?» С этой точки зрения руководство заключается в том, чтобы просто предпринимать практические шаги по урегулированию деловых вопросов. Более того, желая выполнить свою задачу, менеджер требует эффективных действий и от остальных сотрудников, обладающих разным статусом и объемом полномочий. Чтобы быть менеджером, не требуется гениальности или героизма. Нужны лишь настойчивость, трезвость мышления, усердие, аналитические способности и, наверное, самое важное, — терпение и доброжелательность.
Иная концепция существует для описания лидера, которому приписываются почти мистические черты. Согласно такой трактовке только великие люди достойны нести бремя власти и связанных с ней трудностей. В этом случае процесс становления лидера похож на психологическое испытание: талантливый одиночка должен научиться властвовать собой, и только после этого он будет готов управлять другими. Такой взгляд значительно расходится с приземленным, практическим и, тем не менее, не лишенным смысла представлением о том, что лидер — это, по сути, просто человек, возглавляющий и направляющий работу других.
Возможно,
это трепетное, почти мистическое
отношение к особе лидера —
всего лишь пережиток наших детских
воспоминаний, нашего чувства зависимости
и страстного желания иметь добрых,
мудрых, сильных родителей. Или менеджеры
и вправду, независимо от своего профессионализма,
не способны развить в себе лидерские
способности, так как им просто не
хватает умения образно представить
свою мечту и помочь людям найти
смысл в работе? А может быть,
руководствуясь узкими целями, не имея
развитого воображения и
Когда трудности, с которыми сталкиваются организации, действительно требуют появления личности недюжинного масштаба, то, судя по известным примерам, отбор и обучение таких людей все равно сильно зависит от стечения обстоятельств. Мы не знаем способов гарантированного воспитания великих лидеров. К тому же, помимо фактора случайности, тут есть и более серьезный вопрос: как соотносятся между собой потребность в квалифицированных менеджерах и нехватка выдающихся лидеров? Условия, необходимые для подготовки достаточного количества людей, способных решать практические управленческие задачи, могут оказаться неблагоприятными для развития выдающихся лидеров. В то же время их присутствие в организации способно помешать профессиональному развитию менеджеров, которых в атмосфере неупорядоченности, часто создаваемой вокруг себя лидерами, обычно охватывает растерянность.
Отношение к задачам. Чтобы убедить людей в правильности своего решения, менеджеры вынуждены постоянно координировать и примирять противоположные точки зрения. Любопытно, что эта работа имеет много общего с деятельностью посредников и дипломатов, среди которых одним из самых выдающихся был, безусловно, Генри Киссинджер. Менеджеры стараются добиться равновесия сил, чтобы помочь прийти к компромиссным решениям людям с антагонистическими взглядами.
Лидеры
действуют в прямо
Недолгое
президентство Джона
Это знаменитое обращение не могло оставить людей равнодушными. Они откликнулись на призыв, пренебрегая сиюминутными интересами, чувствуя солидарность с Кеннеди и разделяя его идеалы. Однако если изучить речь внимательно, становится ясна вся абсурдность президентского заявления: в нем выражена позиция, которая, если безоглядно ее придерживаться, может привести к катастрофе (что и случилось, когда началась война во Вьетнаме). В то же время не стоит забывать: если не зародить в сердцах людей надежду и не мобилизовать их на борьбу — несмотря на неизбежный риск, что ожидания не оправдаются, — новое мышление и новый курс так никогда и не смогут стать реальностью.
Деятельность лидеров всегда сопряжена со значительным риском. Да и по своему психологическому складу они часто предрасположены к риску и опасностям, особенно если перспективы кажутся им заманчивыми, а вероятность благоприятного исхода — высокой. Из своих наблюдений я могу заключить, что тяга человека к риску или, напротив, склонность к осторожности больше зависят от особенностей личности, нежели от его сознательного выбора. У того, кто становится менеджером, тяга к риску заглушается инстинктом самосохранения, которому, кстати, обычно сопутствует и вполне терпимое отношение к будничной, практической работе. Лидеры же, наоборот, бывает, воспринимают рутину как сущее наказание.
Взаимоотношения с окружающими. Менеджеры предпочитают трудиться в коллективе. Они остерегаются работать в одиночестве, потому что это вызывает у них чувство тревоги. Несколько лет назад психологи проводили исследования, связанные с психологическими аспектами карьерного роста. В ходе работы мне удалось выяснить, что важная отличительная черта менеджеров — именно эта выраженная потребность в общении и сотрудничестве с сослуживцами. Так, например, когда менеджерам показывали рисунок с изображением одинокой фигуры (мальчика, рассматривающего скрипку) и давали задание сочинить об этом историю, они обычно придумывали несколько новых персонажей.
Во-первых,
они тяготеют к коллективной деятельности
(в данном случае к игре в футбольной
команде), а во-вторых, не принимают
такие отношения близко к сердцу.
Эта эмоциональная
Возможно, эти две особенности, характерные для менеджеров, выглядят противоречащими друг другу. На самом деле парадокса тут нет: их сочетание как раз и помогает менеджеру выполнять свои функции, в частности улаживать разногласия, находить компромиссные решения и добиваться паритета сторон. Кроме того, это небольшое сочинение показывает нам, что менеджерам может недоставать чуткости или способности интуитивно понимать чужие мысли и чувства
Менеджеры
относятся к людям в
Недаром
подчиненные часто
Напротив,
описывая лидеров, подчиненные часто
используют экспрессивно окрашенные выражения.
Настоящие лидеры вызывают в людях
сильные чувства — солидарности
или протеста, любви или ненависти.
Человеческие отношения в коллективе,
где властвует лидер, часто кажутся
неровными, эмоционально насыщенными
и порой даже хаотичными. Такая
атмосфера усиливает
2. Функции лидера, теории лидерства
§2.1 Функции лидера
Роль лидера может быть рассмотрена с позиции анализа его специфических функций. Многие представленные здесь функции входят, прежде всего, в круг обязанностей формальных руководителей как первичных коллективов, так и крупных организаций.
Лидер как администратор. Наиболее очевидна для лидера роль координатора совместной деятельности членов группы. Независимо от того, сам он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в область его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.Иногда человек, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других; ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.
Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий; он один знает дальнейшие пути, остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана.
Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. В основном групповые цели и методы их достижения имеют три источника: указания сверху, получаемые группой от руководства в соответствии с субординацией, однако лидеры низшего уровня привлекаются в качестве консультантов с правом совещательного голоса при выработке этих установок; указания снизу, т. е. решения самой группы, хотя цели и средства определены снизу, лидер несет ответственность за их реализацию, поскольку он, будучи членом группы, также вовлечен в выработку этих целей и методов; указания самого лидера, при условии, что он обладает автономией в принятии решений. Таким образом, независимо от источника, определение групповых целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.
Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших труппах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов. Заметим, что в данном случае сам выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности руководителя.В организациях с менее жесткой формальной структурой или в спонтанно возникших группах лица, обнаружившие наибольшую профессиональную осведомленность в интерпретации групповых целей, становятся лидерами. Так, в сложных условиях какой-либо экспедиции проводник, благодаря знанию местных особенностей, может исподволь принять фактическое руководство группой. Почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, профессиональные знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера.