Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа
Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти источники, ее питающие.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в одном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных перемен.
Введение
1. Концепция лидерства в организации
2. Лидерство как процесс
3. Модели лидерства
4. Гендерные аспекты лидерства
Заключение
Список литературы
Лидерство в организации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Государственный Университет Управления
Институт социологии и управления персоналом
Кафедра социологии и психологии управления
Курсовая работа
по дисциплине «ПРОФЕСИИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
На тему: Лидерство в организации
Выполнил: студент
очно-заочной формы обучения 4 курса 1 группы
специальности «социология» Вельматова Л.И.
Проверил: д.п. н., проф. Сергиенко С. К.
Москва 2010
Содержание
Введение
1. Концепция лидерства в организации
2. Лидерство как процесс
3. Модели лидерства
4. Гендерные аспекты лидерства
Заключение
Список литературы
Введение
Лидером является человек, играющий ключевую роль в управлении и целеполагании трудового коллектива, контроле и изменении деятельности других членов группы. Лидер вносит огромный вклад в развитие компании, а так же способен помочь другим членам группы поверить в успех и добиться поставленных целей организации.
Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти источники, ее питающие.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в одном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных перемен.[7]
Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека.
В ходе изучения проблемы лидерства
учеными было предложено много различных
определений данного понятия. Согласно
Дж. Терри, лидерство – это воздействие
на группы людей, побуждающее их к
достижению общей цели. Р. Танненбаум,
И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство
как межличностное
1. Концепция лидерства в организации
Анализируя работы американского
философа и социолог М. Мэмфорда, [1]
можно увидеть, что он формулирует
альтернативное понимание организационного
лидерства. По его утверждению, каждая
социальная система, в том числе
и организация, состоит из множества
социальных подсистем, вплоть до отдельных
индивидов, включенных в организацию.
Сложность построения организационной
системы затрудняет объединенное функционирование
подсистем, снижает эффективность
достижения целей организации. Решение
этой проблемы предполагает определение
в ролевых требованиях границ
ожидаемых действий членов организации.
Лидеры ― это те индивиды, «роли
которых требуют, чтобы они контролировали
и координировали действия двух или
более подсистем». Они выполняют
как бы пограничную роль между
системами или подсистемами. Лидерство
включает взаимодействие с подсистемами
различных уровней, а также с
другими системами и более
широким социальным окружением. Лидерство
проявляется «в тех действиях, которые
выполняются индивидом как
2. Лидерство как процесс
В работах Е. Холландера, выполненных в 1969—1971 гг., лидерство представляется подобно процессу обмена, где лидеры и его последователи находятся во взаимозависимых отношениях и влияют друг на друга.[10;14]
Существенным вкладом в развитие лидерства, является модель «вертикальной связи в диадах», предложенная Г. Грэеном. [12]. Он ставит под вопрос общепринятое положение о том, что лидеры относятся одинаково к различным последователям, которое имплицитно содержится в теориях «наилучшего стиля лидерства». Лидер не обращается с группой как с чем-то целостным, монолитным. Взаимодействие лидеров и последователей происходит в диадах, один на один, и складывающиеся между лидером и различными последователями отношения относительно независимы от отношений вне рассматриваемой диады. Лидер не возвышается над группой последователей, а является одним из участников взаимодействия, входящих в диаду.
В данной модели два типа
отношений лидера и последователя:
отношение к неформальному
Данная модель была экспериментально
проверена, и полученные данные не смогли
валидизировать основной конструкт
модели — «широту переговоров» лидера
с последователем. Поэтому наряду
с воздействиями лидера на отдельных
последователей в диадах было предложено
выделять воздействия лидера, нацеленные
на группу в целом. Все чаще практические
исследователи стали обращать внимание
на то, что необходим пересмотр
основных операциональных и
К лидерству как в высшей
степени динамическому процессу
подходят в своих работах Г. Зан
и Г. Вулф. [1] Они считают, что лидерство
является результатом взаимодействия
между лидером и
А. Ашур [7;6] рассматривает
два направления влияния
Роль ситуации во взаимодействии
лидера с последователем подчеркивается
в модели «лидер — среда —
последователь» Дж. Воффорда и Т. Шринивазана
[1;11], которые утверждают, что лидер
влияет на мотивацию последователей
и на их способность к выполнению
задания через элементы ситуации.
Поэтому необходим
Можно заметить, что все
эти мини-теории, объединенные в
рамках интеракционистского
3. Модели лидерства
К настоящему времени проведено более 10 тыс. различного рода исследований лидерства. Можно выделить два измерения, относительно которых группируются предложенные модели лидерства - особенности человека и характер ситуации. В первом измерении два полюса. На одном - рассмотрение особых присущих лидерам черт. На втором - образцы лидерского поведения. Во втором измерении тоже два полюса. На одном - идеи универсальности ситуаций, на втором - ситуативность, изменчивость признается критически важной. Комбинация двух измерений дает четыре качественно различных варианта моделей.[11]
Хочу выделить несколько качеств эффективного лидера:
Настойчиво стремится к управлению людьми.
Признает, что не все знает сам.
Ставит в известность подчиненных.
Скучный труд превращает в творческий.
Уверен в себе.
Умеет ценить время подчиненных.
Требователен и строг.
Умеет поощрять и наказывать.
Вежлив и приветлив.
Имеет чувство юмора.
Умеет говорить и молчать.
Проявляет интерес к подчиненным.
Умеет рефлексивно оценивать ситуацию
Неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто обратил внимание на этот фактор и занимался вопросами создания неформальных организаций, был Дж. Хоманс. В модели Хоманса под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. Выполняя эти задачи, люди взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие приводит к возникновению определенных чувств - позитивного или негативного отношения друг к другу и к менеджерам. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.[18]
Модель Хоманса не только наглядно показывает, как действия менеджмента приводят к возникновению неформальных групп — как делегирование задач ведет к взаимодействию, — но и иллюстрирует потребность в управлении неформальной организацией. Поскольку эмоции группы влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут повлиять и на эффективность формальной организации. В зависимости от характера эмоций — позитивные они или негативные — они способствуют либо повышению, либо снижению эффективности, а также прогулам, текучести кадров, жалобам и другим факторам, определяющим успех. Поэтому, хотя формальные группы создаются не менеджерами и не контролируются ими в полной мере, чтобы организация достигла своих целей, ими надо эффективно управлять. [9;8]
Модель включает три основных элемента: задания, взаимодействия и установки. От руководителя сотрудники получают задания, выполняя их, налаживают взаимодействие, результат которого - симпатии, антипатии, чувства, установки. Чем чаще взаимодействия, тем сильнее установки. И наоборот. Чем длительнее взаимодействия, тем тождественнее установки, тем сотрудники более похожи. У них возникают общие нормы, то, чем они вместе дорожат. Нормы выполняются тем лучше, чем более сплочена общность. Нормы могут выполняться лучше, чем формальные правила. По отношению к нарушителям могут применяться неформальные санкции. [13]
Деятельность и взаимодействия способствуют появлению у людей, вовлеченных в группу, определенных эмоций и установок в отношении друг друга. Чем больше люди взаимодействуют, тем все более положительно они могут относиться друг к другу.
Задав начальные условия существования группы, внешняя система влияет на происходящее в группе все в меньшей степени, так как появляется то, что Дж. Хоманс назвал внутренней системой, включающей групповые нормы, способы взаимодействия и совместной деятельности. Тем не менее, внешняя и внутренняя системы находятся в определенном взаимодействии. Изменение технологии приводит к изменениям внутри группы, новые способы совместной работы затем могут быть превращены в технологию.
Ранее в теории управления основной акцент делался на цели организации. Современные же концепции исходят из разнообразия поведения лидера.
Ренсис Лайкерт разработал собственную теорию стилей руководства. Реальные стили управления можно представить в виде континуума от 1 до 4. [15]
1. эксплуататорско-авторитарная.
Руководитель не доверяет
2. благосклонно-авторитарная.
Предполагает, что руководство удостаивает
подчиненных некоторым
3. консультативно-
4. основанная на участи.
Характеризует полное доверие.
Процесс принятия решений