Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа
Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти источники, ее питающие.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в одном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных перемен.
Введение
1. Концепция лидерства в организации
2. Лидерство как процесс
3. Модели лидерства
4. Гендерные аспекты лидерства
Заключение
Список литературы
Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель 4 - ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Лайкерт разработал методику экспертной оценки из 20-ти пунктов, построенных в виде шкал. По мнению автора, более эффективна модель 4.
Одна из теорий лидерства,
допускающая множественность
1) степенью, в которой руководителю
доверяют и симпатизируют его
подчиненные. С самого начала
этот ситуационный фактор
2) степенью структурированности задачи, т. е. возможностью разложить ее на компоненты;
3) степенью, в которой сама
позиция лидера воспринимается
как проявление власти, например
его власти принимать на
Благоприятность ситуации, таким образом, зависит от степени, в которой ситуация облегчает контроль за поведением группы. Так, легче быть лидером, если группа доверяет и симпатизирует своему руководителю, если она выполняет четко сформулированные задачи и если положение лидера подкреплено властью.
Чувство подчиненных по отношению к руководителю (отношения лидера и членов группы) измерялось с помощью социометрического ранжирования предпочтений. Содержание задачи определялось: а) степенью, в которой правильность решения могла быть доказана; б) определенностью желаемой цели или результата; в) количеством способов достижения цели; г) вероятностью более чем одного правильного решения. Власть лидера оценивалась его полномочиями продвигать или понижать по службе, его положением в организации, или рангом.
Таким образом, личностные особенности
лидера не могут не рассматриваться
в более широком контексте. Участие
в организации ведет к
Существует утверждение, что в основе лидерских отношений лежит ставшее традиционным различение в ориентации лидеров на задание и на сотрудников. Такую теорию разработали Блейка и Моутон. Они предполагали, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах он проявляет их по-разному. В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив.
Опытный менеджер должен прочувствовать изнутри, потренировать в себе каждую из выделенных ориентаций. Таким образом, учебная программа, построенная на основе управленческой матрицы, есть последовательность этапов обучения, в центре каждого из которых наблюдается один из стилей лидерства, выделяемых в «матрице». Приводим примерную программу обучения в соответствии с управленческой «матрицей» Блейка и Моутон.
В последние годы для оценки
свойств лидеров приобрели
МОЛ может быть использован для определения потребностей в развитии у лидеров, находящихся на самом верху управленческой иерархии. ОУП рекомендовано использовать в целях создания обратной связи для менеджеров среднего уровня. [11]
4. Гендерные аспекты лидерства
Все большее распространение начинает получать мнение, что женщины способны выполнять менеджерские функции как минимум не хуже мужчин. Несмотря на это, их по-прежнему меньшинство на среднем и высшем уровнях управления (5 и 1% соответственно в США). В нашей стране только 7% женщин становятся руководителями, в то время как среди мужчин руководителем становится каждый второй Первые исследования в области гендерных аспектов лидерства были проведены в США Уайтом (1945), Харвелом. Активно эта область стала развиваться в 70-е годы под влиянием феминистской психологии. [2;3]
Э. Гидденс проводил различия полов кардинально, утверждая, что институциональное разделение между полами фактически отделяют разум и эмоции. По мере развития общества традиционная картина начинает размываться, но скрытая дискриминация продолжает прослеживаться в литературе по управленческим особенностям людей. [4]
Направления исследований в области тендерных аспектов лидерства можно разделить на три класса. В первом гендерный фактор считается главным, во втором - предпочтение отдается лидерским качествам, в третьем - оба аспекта рассматриваются как равноправные. Начнем с первого типа.
1. Концепция гендерного
потока была выдвинута
2. Теория гендерного отбора
лидеров (Дж. Боумен, С. Суттон) была
разработана из предположения,
что люди и в организациях,
и в частной жизни предъявляют
разные требования к лидерам
разного пола. По отношению к
женщинам эти требования выше:
чтобы получить pуководящую должность,
женщина должна
3.Концепция токенизма
Розабет Кэнтер предполагает, что
на групповую динамику
а) «матери» - от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;
б) «соблазнительницы» - токен выступает в организации лишь сексуальным объектом с высоким должностным статусом;
в) «игрушки, талисмана» - не столько лидера, сколько женщины, приносящей удачу;
г) «железной леди» - таким
токенам приписывается
Описываемые в концепции токенизма механизмы на самом деле мешают женщине занять равную позицию с другими доминантами организации, затрудняют ее плодотворную деятельность.
4. Развивая концепцию токенизма,
Е. Джоунс, Р. Лайден и Т. Митчелл
предложили способы
5. Для объяснения отсутствия
различий между лидерами
6. Сторонники фрейдизма
традиционно негативно
Заключение
Проанализировав работы некоторых
ученых, изучавших проблему лидерства,
я остановлюсь на тех существенных
сдвигах в области исследования
лидерства в организации, которые
отражают рассмотренные мной концепции
и методики. На смену поиска механизмов
«хорошего» поведения лидера и обращения
к ситуационным переменным пришло стремление
исследователей выявить наиболее общие
закономерности лидерства за счет приложения
к этой области глобальных теоретических
представлений из различных социально-
Перед зарубежными и отечественными
исследователями все более
Список литературы
Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопр. психол. 1991. № 3. С. 90–98.
Гендерные и культурные различия в оценке успешности лидеров и вузовских руководителей // Вестник. 2001. N 1. С. 19-23.
Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. N 1. С. 87-95.
Гидденс Э. Трансформация интимности // Социологический журнал. 1995. № 4 С. 214 - 220.
Изучение представлений о лидере у профессиональных психологов и неспециалистов / Психологические проблемы социализации личности: Межвуз. сб. науч. трудов. Мн. 1999. С. 18-23.
История изучения лидерства
в американской социальной психологии
// Вестник Карагандинского
Кочеткова, А.И. Основы управления персоналом: учебник/ А.И.Кочеткова. -М.: ТЕИС,2000.-56с.
Кричевский Р. Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопр. психол. 1977. № 6. С. 119—120.
Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель…:Элемент психологии менеджмента. Психология малой группы: учеб. пособие/Р.Л.Кричевский.- М.:ИНФРА-М,2002.-180с.
Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определенной культуре / Социо-культурная динамика региона. Наука. Культура. Образование: Матер.всерос.науч.-практ.конф. Часть 6. Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. С. 134-139.
Моргунов Е.Б. Модели и методы управления персоналом, 2001. С. 150 - 160.
Некоторые психологические особенности формирования имиджа лидера/ Организационные и методические особенности подготовки высококвалифицированных кадров: Тез. докл. Темиртау. 1996.
Немов, Р.С. Психология: учебник: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии/Р.С. Немов.4-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС,2001.-642с.
Об изучении лидерства в группах разного уровня организованности / Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тез. науч. сообщ. советских психол. к VI Всесоюз. съезду Общ. психол. СССР. Ч. 3. М. 1983. С. 467-469.
Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977
Павлуцкая.П. Руководитель и менеджер//Управление персоналом//№2-2002.-60-65с.
Питер Ф.Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Москва, 1992.
Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 82-91. //