Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:17, контрольная работа
Функции управления невозможно выполнять эффективно, если нет надлежащего руководства. Актуализация роли управления в жизни современного общества обусловливает все возрастающий интерес к проблеме лидерства.
Лидер во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Введение стр.3
Понятие и сущность лидерства стр.4-6
Лидерство в стратегическом менеджменте стр.7
Значение лидера в системе управления стр.7-11
Стратегии и барьеры лидерства стр.12-13
Отличия лидера от менеджера стр.14
Список литературы стр.15
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Лидерство в стратегическом менеджменте
Контрольная по Стратегическому менеджменту студента
3-го курса очной (очно-заочной) формы обучения
Руководитель _______________________ (ученая степень, ученое звание) |
Москва 2014
Содержание
Введение
Для эффективного
осуществления функций
Менеджер, не умеющий стратегически мыслить, похож на шахматиста, думающего только над следующим ходом и его защитой, а не над важнейшими перспективами развития партии и возможными сценариями развертывания позиционной борьбы.
Стратегическое мышление — главное отличие эффективного руководителя от бесперспективного начальника. Это — способность увидеть новые возможности и угрозы, генерировать интересные творческие идеи, а не сосредоточиваться только на проблемах (проблемы лучше не столько уметь решать, сколько предугадывать и снимать, чтобы они больше не возникали), и трудностях — это всего лишь тактические задачи. Как и любая другая способность, стратегическое мышление развивается, если ему заинтересованно учиться и активно им пользоваться. Стратегическое видение перспектив лучше всего формируется на базе креативного (творческого, нестандартного) мышления.
Функции управления невозможно выполнять эффективно, если нет надлежащего руководства. Актуализация роли управления в жизни современного общества обусловливает все возрастающий интерес к проблеме лидерства.
Лидер во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Целью данной работы является обоснование важности роли лидера в стратегическом управлении.
Понятие и сущность лидерства.
Определяя,
что такое эффективное
В самом широком
смысле лидерство можно определить,
как способность влиять на других
в направлении достижения определённой
цели. Таким образом, лидер ведет
сотрудника или группу сотрудников
к определенной цели. В деловой
сфере и в организациях лидерство
часто противопоставляется
Можно сказать, что лидер - это человек, который привержен идее «создать мир, к которому хотят принадлежать люди».
Большая часть путаницы, возникшей в исследованиях лидерства, произошла потому, что существуют три принципиально различных вида лидерства: мета-, макро- и микролидерство.
Металидерство - это создание «движений» в широком смысле этого слова (например, движение за гражданские права и гласность). Металидерство связывает индивидов, через видение лидера, с окружением. Делая это, оно создает последователей-энтузиастов.
В макролидерстве роль лидера в создании успешной организации реализуется двумя путями: нахождением пути и создание культуры. Нахождение пути можно коротко определить как нахождение дороги к успешному будущему. Создание культуры можно рассматривать как объединение людей в организацию, имеющую цель, то есть такую, которая способна двигаться по намеченному пути или полностью использовать имеющиеся возможности. Макролидерство - это влияние на людей путем объединения их в общность, независимо от того, идет ли речь о целой организации, подразделении, отделе или группе. Лидер влияет на людей, давая подчинённым ответы на следующие вопросы: Что собой представляет организация в целом? Где в ней мое место? Как меня оценивают? Что от меня ожидают? Почему я должен быть ей предан? В этом процессе лидер создает преданных членов организации.
В противоположность
вышеперечисленным
«Создание мира,
к которому хотят принадлежать люди»,
требует использования в
В теории менеджмента существует не один подход к проблеме лидерства (руководства):
• Подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Однако изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».
• Поведенческий подход. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым.
• Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Лидерство в стратегическом менеджменте
Значение лидера в системе управления
Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.
Лидерство (по Стивену Кови) — это способность видеть цели, оптимальные пути к ним и наилучшие перспективы начинаемого дела. По Уильяму Джеймсу на достижение лидерства влияет самооценка личности, самоуважение, исчисляемое формулой:
Успех
Самоуважение = _______________
Притязания
«Магическая формула» успеха по Харви Маккею:
Упорство + Определение цели + Сосредоточение усилий = Успех
X. Маккей считал, что добиться успеха труднее тому, чьи родители уже добились успеха: «требуется три поколения, чтобы снова оказаться у разбитого корыта»; «воля и мужество — и вы станете среди будущих легенд»; советует научиться «навыкам устной и письменной речи, выражать свои мысли энергично, вежливо и эффективно, так как в этом опасном мире не раз придется продавать себя на рынке труда... а это позволит не стоять за пособием по безработице»1.
Специфика сетевой экономики проявляется в том, что здесь идет постоянная «война стандартов», или доминирующих принципов, поскольку сетевая интеграция бесконечного множества участников возможна лишь на базе единого доминирующего принципа взаимодействия. В старой экономике тоже встречались прототипы такой борьбы: по поводу ширины железнодорожной колеи; напряжения и силы тока в электрических сетях; систем кодирования телевизионных сигналов (хотя система Betakam обеспечивала более высокое качество, потребительские предпочтения были отданы уже более распространенной к тому времени — VHS).
Лидер в инновационной экономике получает возможность устанавливать собственные стандарты и доминирующие принципы взаимодействия.
Системный подход к разработке стратегии должен исходить из рассмотрения целого (лучше метасистемы, к которой относится организация), затем взаимодействие ее частей, и только потом — самих частей.
Типология стратегического планирования (по Р. Акоффу представлена в следующей таблице:
Ориентация |
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
Риактивная |
+ |
- |
- |
Инактивная |
- |
+ |
- |
Преактивная |
- |
- |
+ |
Интерактивная |
+ / - |
+ / - |
+ / - |
Обозначения: + положительное отношение;
— отрицательное отношение;
+ / — и то, и другое (одновременно).
Риактивизм — это стремление вернуться в «старые, добрые времена», к традициям прошлой «простой жизни». Риактивисты плывут против потока жизни, цепляясь за прошлое (стараются «избегать всяческих ошибочных действий»). Это — ретрограды.
Инактивизм — стремление к стабильности, сохранению неизменным сложившегося на настоящий момент положения, инертности («лишь бы не стало хуже»). Инактивисты стремятся «удержаться в потоке», а принятие действенных мер откладывают до кризиса (избегая «ошибок совершения»), редко делают катастрофические ошибки, и потому «умирают медленно» (по Р.Л. Акоффу это — чаще всего бюрократы.
Преактивизм — это упреждение, использование открывающихся возможностей, ускорение изменений (тут многое зависит от точности прогнозов и умения понять прогрессивность новых направлений развития). Преактивисты избегают «ошибок упущения» возможностей, стремясь «оседлать волну». Это чаще всего — технократы, действующие оптимально. Правда, иногда они уподобляются синоптикам, не готовым к невероятным событиям (когда-то все же происходящим). Такое планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным, но лишь для относительно короткого периода.
Интерактивная ориентация — это проектирование желаемого будущего и изыскание путей его построения, максимизируя свою способность обучаться и, адаптируясь, развиваться. По образному выражению Р.Л. Акоффа: интерактивисты стремятся «контролировать поток изменений».
Руководитель
должен постоянно совершенствовать
стиль и методы работы. Эффективное
использование трудового
1. умении организовать работу коллектива;
2. воспитании в себе таких индивидуально-психологических свойств, которые позволили бы взаимодействовать с ролевой структурой и ролевыми представлениями, а также учитывать социальные и психофизиологические особенности мужчин и женщин, вести дело ответственно и честно;