Лидерство-как социально-психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

Феномен лидерства - специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями. Кажется, что дать определение лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются объяснить, это понятие, не могут подобрать нужных слов, так как оно включает в себя огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений. Лидерство - это способность приобретать последователей. Какими бы разными не были их системы ценностей и способности руководить людьми, всех их объединяло одно: у каждого из них были последователи.

Файлы: 1 файл

Лидерство как соц-псих феномен.docx

— 41.40 Кб (Скачать файл)

Целевая детерминация подразумевает, что власть строится на основе определенных целей.

Власть никогда не бывает абсолютной, поскольку человек обладает свободой выбора.

Причинный характер власти означает, что власть одного человека выступает причиной поведения другого, которое является следствием властного  воздействия первого.

Власть лидера напрямую связана  с его авторитетом. Авторитет  лидера формируется на основе общей  заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных  в особых способностях лидера.

Авторитет - влияние или  влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, социальном статусе. В рамках социальной психологии соотносится с представлением о  власти.

Авторитет - это признание  за индивидом права на принятие решения  в условиях совместной деятельности. В этом значение понятие "авторитет" может не совпадать с понятием "власть". Авторитетом в таком случае может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности для окружающих. Авторитет такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в глазах других и значимостью его деятельности.

Авторитет представляет собой  высокоценимые качества, которыми подчиненные  наделяют лидера и которые детерминируют  их повиновение без убеждения  или угрозы наказания. Он основывается на согласии и означает уважение к  лидирующей личности, доверие к ней.

Авторитет может быть истинным, когда лидер действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности лидера.

В зависимости от лежащих  в основе авторитета качеств, он может  быть: научным (качество учености); деловым (компетентность, опыт); моральным (нравственные качества); религиозным (святость); статусным (должностным).

Заключение

Изучая  проблему лидерства, я поняла, что в этом вопросе нельзя быть однозначным и категоричным. В психологии существует огромное количество определений и суждений, касательных феномена «лидерства». Если взять этот феномен как общее понятие, то оно может объясняется так: лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство рассматривается как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре, своего рода иерархическая лестница, вершину которой, безусловно, занимает лидер.

Согласно  большинству теорий лидерства, уверенные  люди занимают лидирующие позиции в  социуме. Нельзя не согласиться. Но при  этом невозможно полностью принять, так как существует разработанная  А.Адлером теория личности, согласно которой преследующее всю жизнь  чувство собственной неполноценности  толкает нас к успеху, дает импульс  к действиям, делает многих людей  истинными лидерами. Насколько часто  так происходит, нам еще предстоит  проверить на практике.

Многие исследователи  изучали лидерство как социально-психологический  феномен с разных точек зрения, выделяя тот или иной его аспект. Наибольшее распространение получили следующие концепции лидерства: личностных черт; ситуативные теории лидерства; ситуативно-личностные теории; теории ожидания-взаимодействия; гуманистического направления теория; мотивационная  теория; атрибутивная теория.

Основной идеей теории личностных черт было убеждение в  том, что если лидер обладает качествами, передающимися по наследству и отличающими  его от других, то эти качества можно  выделить.

Ситуативный подход в теориях  лидерства основан на положении, что не существует никакого оптимального стиля руководства.

Э. Хартли предложил модификацию  ситуативной теории лидерства. Он сформулировал  ряд заслуживающих внимание предположений, в частности: если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать  и в другой; в результате стереотипного  восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как "лидеры вообще"; став лидером в одной  ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации; лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса.

Теория гуманистического направления утверждает, что человеческое существо по природе своей - сложный  мотивированный организм, а организация  в принципе всегда управляема.

В мотивационной концепции  утверждается, что эффективность  лидера зависит от его воздействия  на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному  выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

Атрибутивная теория рассматривает  лидера как своего рода марионетку, который получает прямые указания и  власть от своих последователей.

Власть лидера напрямую связана с его авторитетом. Авторитет  лидера формируется на основе общей  заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных  в особых способностях лидера.

Авторитет - влияние или  влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, социальном статусе. В рамках социальной психологии соотносится с представлением о  власти.

Список литературы

  1. Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Royal, 1997
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Гардарики, 1999. - 345 с.
  4. Бурлачук Л.Ф., Кожова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 2001. - 367 с.
  5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер-Пресс, 1997
  6. Майерс Д. Социальная психология. /Пер. с англ. - СПб., 1999.
  7. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. - М., 2001.
  8. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Журнал практического психолога. - 1999. - №9. - с. 15-18
  9. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов-н/Д, 2001.
  10. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1997.
  11. Шибутани Т. Социальная психология. /Пер. с англ. - Ростов-н/Д, 1998.

Информация о работе Лидерство-как социально-психологический феномен