Лидерство,типы и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Содержание работы

Введение

Типы лидерства

Лидерство: различные теории и подходы

Теории личностных качеств лидера

Поведенческие теории лидерства

Теории лидерства, основанные на стационарном подходе

Теории харизматических качеств лидеров

Функции лидерства

Стили руководства в управлении организацией

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 28.63 Кб (Скачать файл)

 

· практически полная уверенность  в своих суждениях и способностях;

 

· умение видеть перспективу  лучше чем остальные;

 

· способность увлечь своей  идеей остальных, умело разъясняя  и рассуждая (таким образом, что  многие начинают относиться к этой новой идее как к собственной);

 

· преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность;

 

· нетрадиционное поведение, иногда идущее вразрез с общепринятыми  нормами (если такое поведение позволяет  добиваться результата, то оно может  вызвать восхищение остальных);

 

· умение хорошо чувствовать  ситуацию и находить ресурсы, необходимые  для достижения цели.

 

Установлено, что те, кто  идет за лидерами, обладающими харизматическими качествами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом  и достигать исключительно высоких  результатов. Такого рода лидеры особо  необходимы на переломных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.

 

В последнее время широко обсуждается вопрос о том, можно  ли научить людей быть харизматическими лидерами или это врожденное качество? В то время как ряд специалистов считает, что это врожденное качество, большинство из них склоняется к  тому, что людей можно научить  демонстрировать харизматические  формы поведения (например, умение стратегически  мыслить, убеждать других, владеть искусством публичных выступлений, "языком" жестов и др).

 

Функции лидерства

 

 

Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех  возможен при осуществлении ряда функций. Назовем некоторые из них.

 

Конструктивная функция - выражение интересов общества в  конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов  всех или деятельного большинства  общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при  условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта  идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и  его успеха. Немало реформ и революций  окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для  выполнения политических программ.

 

Организационная функция - включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия  для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует  их на компромисс или на решительное  изменение политики и замену руководства  и др.

 

Координационная функция - согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер  должен приводить их решения и  политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.

 

Интегративная функция - сплочение  единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.

 

Стили руководства в управлении организацией

 

 

Стиль руководства в контексте  управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению  к подчиненным, чтобы оказать  на них влияние и побудить их к  достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о  человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий  данного лидера.

 

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили  руководства не всегда можно отнести  к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации  стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет  стиль, сосредоточенный на работе, и  стиль, сосредоточенный на человеке.

 

Автократичный лидер в  управлении авторитарен. Автократичный  руководитель обладает достаточной  властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости  без колебаний прибегает к  этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого  уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый  уровень, на котором они оперируют. Дуглас Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки  автократичного руководителя по отношению  к работникам теорией "Х". Согласно теории "Х":

 

1. Люди изначально не  любят трудиться и при любой  возможности избегают работы.

 

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться  от ответственности, предпочитая,  чтобы ими руководили.

 

3. Больше всего люди  хотят защищенности.

 

4. Чтобы заставить людей  трудиться, необходимо использовать  принуждение, контроль и угрозу  наказания.

 

На основе таких исходных предположений, автократ обычно как  можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных  и почти не дает им свободы в  принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать  психологическое давление, как правило, угрожать.

 

Когда автократ избегает негативного  принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет  активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти  на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую  власть принимать и исполнять  решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая  неукоснительное соблюдение огромного  количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

 

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Мак Грегор назвал их теорией "У":

 

1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди  не только примут на себя  ответственность, они будут стремиться  к ней.

 

2. Если люди приобщены  к организационным целям, они  будут использовать самоуправление  и самоконтроль.

 

3. Приобщение является  функцией вознаграждения, связанного  с достижением цели.

 

Способность к творческому  решению проблем встречается  часто, а интеллектуальный потенциал  среднего человека используется лишь частично. Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые  апеллируют к потребностям более  высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

 

Организации, где доминирует демократичный стиль характеризуются  высокой степенью децентрализации  полномочий. Подчиненные принимают  активное участие в принятии решений  и пользуются широкой свободой в  выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет  подчиненным определить свои собственные  цели в соответствии с теми, которые  он сформулировал. Вместо того, чтобы  осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет  выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует  как связующее звено, обеспечивая  соответствие целей производственной группы целям организации в целом  и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы.

 

Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства  было проведено Куртом Левиным и  его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что  авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем  демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая  оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая  как к руководителю, так и к  другим членам группы, большая подавляемая  тревога и одновременно -более  зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным  руководством, при либеральном объем  работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах  выражается предпочтение демократичному руководителю.

 

Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство  обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для  поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности

 

Заключение

 

 

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как  наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно  оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это  процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих  целей. Лидерство представляет собой  специфический тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей.

 

Лидерство как тип отношений  управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа "лидер - последователь", чем "начальник - подчиненный". Не любой менеджер использует лидерство в своем  поведении. Продуктивный менеджер не обязательно  является эффективным лидером, и  наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

 

Подходы к изучению лидерства  различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение  проблемы эффективного лидерства.

 

Ранние традиционные концепции  предлагали определять эффективное  лидерство на основе либо качеств  лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций  в конечном счете утонули в  бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так  и не создав завершенной теории.

 

Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность  лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних  факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции  попытались объединить преимущества и  достижения как традиционного, так  и ситуационных подходов. В своих  выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера  и его взаимосвязи с имеющейся  ситуации.

 

Новые подходы концентрируют  свое внимание на способности лидера создать новое видение решения  проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм  к осуществлению действий по достижению целей.

 

Список литературы

 

 

1. Карташова Л.В., Никонова  Т.В., Соломанидина Т.О., Организационное  поведение, учебник, ИНФРА-М, Москва, 2004г.

 

2. Васильев Г.А. Деева  Е.М., Организационное поведение,  ЮНИТИ, Москва, 2005г.

 

3. Кабушкин Н.И., Основы  менеджмента, учебное пособие,  ООО "Новое знание", Москва, 2005г.

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Лидерство,типы и виды