Лизинг как фактор развития международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы- изучить такой вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его развитию.
Задачи:
- ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в России отношения по поводу финансовой аренды;
- выявить возможные пробелы в законодательстве либо противоречия одних норм другим;
- познакомиться с основными точками зрения на проблемы лизинга, освещаемыми в литературе, в том числе специализированных журналах, где исследуются практические стороны функционирования экономических институтов;
- попытаться выделить проблемы развития лизинга в России и предложить пути их решения;
- рассмотреть общие тенденции лизинговой деятельности в России путем изучения статей обозревателей или специалистов этой отрасли;
- и, наконец, разобраться в структуре, механизме осуществления лизинга, его сущности и разнообразии форм его существования.

Содержание работы

Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы лизинга……………………………………………5
1.1 Сущность лизинга и его значение в развитии экономики……………..5
1.2 Виды лизинга……………………………………………………………...9
1.3 Субъекты лизинга…………………………………………………..……15
2 Лизинг в России: проблемы и пути решения…………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 58.83 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее нормативное закрепление  лизинговые отношения (в т.ч. договорные основы лизинга) получают с вступлением  в силу с 01.03.1996г. части второй ГК РФ. С тех пор все нормативные  документы, регулирующие отношения  финансовой аренды (лизинга), применяются  в части, не противоречащей ГК РФ.

Третий период- 1998- 2001 годы (возникновение  рынка).

После утверждения Временного положения  о лизинге началась разработка специального федерального закона «О лизинге», который  был принят 29.10.1998г. под №164-ФЗ после  присоединения России к Конвенции  УНИДРУА.

«Многие положения закона о лизинге  вступили в противоречие с ГК РФ: представленное в законе определение  лизинга (а также многие иные положения) больше подходили к понятию аренды с правом выкупа, нежели к лизинговым отношениям. Кроме того, в ГК РФ в  отличие от закона о лизинге отсутствовали  какие -либо разделение лизинга на типы (долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный) или виды (финансовый, возвратный, оперативный), а также отсутствовало понятие  сублизинга. Это не исчерпывающий  перечень разночтений закона о лизинге  и ГК РФ. На практике это приводило  к тому, что лизинговые компании, лизингополучатели и другие участники лизинговых отношений руководствовались в своей текущей хозяйственной деятельности теми нормами права, которые им больше подходили. Более того, в ряде регионов стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу» [44,1].

До 2002 года федеральный закон (ФЗ) №164-ФЗ назывался «О лизинге», а 29.01.2002г. ФЗ №10-ФЗ в него были внесены существенные изменения, в том числе и в  название: с тех пор он называется «О финансовой аренде (лизинге)». Это  было сделано с целью унификации российского законодательства, устранения противоречий одних законов другим.

Изначально, закон о лизинге  как и Временное положение  о лизинге предусматривали, что  лизинговая деятельность может осуществляться только на основе специального разрешения (лицензии), однако данное требование было отменено 02.02.2002г. со вступлением в  силу ФЗ «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «О лизинге» №10-ФЗ. С отменой лицензирования были сняты бюрократические барьеры  на пути развития лизинговых компаний.

Упадок российского финансового  сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 года (дефолт 17.08.1998г.), оказал значительное влияние на развитие лизинга  в России. Прежде всего, он привел к  резкому сокращению долгосрочного  банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили  свою деятельность. Они оказались  не способны оплачивать приобретаемые  средства производства в полном объеме, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие девальвации рубля. В результате сформировались условия  для возникновения масштабного  спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том числе и на лизинг. Таким  образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка  лизинга и его превращением из маловостребованной услуги в массовый продукт.

Четвертый период- 2002- 2005 годы (укрепление рынка).

С начала 2002 года вступила в действие глава 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ), регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой  были сохранены все существующие преимущества лизинга. Наиболее существенным импульсом для развития лизинга  стала отмена в 2002 году налоговой  льготы по капиталовложениям для  предприятий. В результате при приобретении основных средств за счет собственных  средств компании утратили право  относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете  налога на прибыль. На себестоимость  стало возможным относить только проценты по банковскому кредиту. Таким  образом, только при использовании  механизма лизинга, у предприятий  сохранилось право относить затраты  на перевооружение производства, на себестоимость  своей продукции в полном объеме.

С начала 2003 года наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи, с чем для лизинговых компаний увеличилась доступность финансирования. «Лизинг закрепился как "массовый" инструмент финансирования реального сектора экономики. Во-первых, заметно удлинились сроки лизинговых сделок – сделки в рублях на срок до пяти лет стали нормальной практикой. Во-вторых, вследствие быстрого роста бизнеса лизинговых компаний, появления новых компаний и увеличения их доступа к различным источникам финансирования выросла конкуренция на рынке лизинга, благодаря чему лизинг стал доступен для более широкого круга клиентов» [20,2].  В 2003 году российский рынок лизинга развивался в основном за счет среднего и малого бизнеса. Движение в регионы стало одним из основных направлений развития лизингового бизнеса.

Четвертый период- 2006- 2007 годы (быстрое  расширение рынка).

«2006 год ознаменовался приростом  объема профинансированных средств  на фоне роста российской экономики  при поддержке государством развития лизинга, а 2007 год стал самым успешным для российского лизингового  рынка, в частности, для такого его  крупного сегмента как автомобильный  лизинг» [28,5].

Пятый период- 2008- 2009 годы.

Кризисные явления в экономике  привели к резкому сокращению рынка лизинга в России. Большинство  лизинговых компаний столкнулось с  острой нехваткой денежных средств, необходимых для финансирования сделок. Банки, которые являются основным источником финансирования для лизингодателей, резко подняли процентные ставки, а в ряде случаев полностью  отказались от предоставления кредитов. Объемы собственных средств лизинговых компаний оказались недостаточными для ведения активной деятельности. С развитием кризиса лизингополучателям становилось все труднее платить  лизинговые платежи, что привело  к возникновению серьезных просрочек  и задолженностей перед лизингодателями.

«В первом полугодии 2008 года наблюдался рост количества и объемов заключенных  лизинговых сделок, лизинг активно  развивался в регионах. Во втором полугодии  произошло резкое падение объемов  и количества сделок. В первом полугодии 2009 года ситуация оставалась напряженной  и только во втором полугодии зафиксировано  замедление темпов сокращения объема рынка лизинга. В целом за 2009 год  зафиксировано двукратное падение  объемов лизинга. Существенно снижался и спрос на услуги лизинга. Число  обращений в лизинговые компании сократилось по сравнению с 2008 годом  почти на 10%» [2,2]. Основной тенденцией 2009 года является рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, имеющих отношение к государственному капиталу. Сильнее всего пострадал  лизинг энергетического оборудования. Падение наблюдалось и в большинстве  сегментов сделок с оборудованием, за исключением телекоммуникационного  и нефтегазового.

Шестой период- с 2010 года.

«За девять месяцев 2010 года рынок лизинга  демонстрирует уверенный рост. Объем  нового бизнеса составил 420 млрд.рублей, темпы прироста к аналогичному периоду  прошлого года достигли 127%» [4,1].

Рост спроса на лизинговые услуги наблюдался практически во всех сегментах  рынка, активно росли сегменты автотехники  и строительного оборудования.

Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться  его последствия. Значительная часть  предприятий и организаций проводит консервативную политику в части  осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств.

Для устойчивого развития лизинга  необходима стабильность как финансовая, так и правовая. Но именно в 2009- 2010 годах в дополнение к нестабильности экономики произошли и негативные изменения в правовой базе финансовой аренды. С 2009 года была отменена ускоренная амортизация для 1- 3 групп имущества, а в 2010 году Министерство финансов РФ (Минфин РФ) предложило поставить под  сомнение необходимость ускоренной амортизации по всему остальному спектру имущества.

 

2.2 Характеристика российского  рынка лизинга

лизинг финансовая аренда

Российский рынок лизинга показал  хорошие результаты по итогам 9 месяцев 2010 года. Активность лизинговых компаний значительно увеличилась по сравнению  с прошлым годом и возросла по сравнению с 2008 годом. Показатели лизинговой отрасли в этом году стабилизируются  и улучшаются, и компании реанимируют  свой бизнес за счет увеличения объемов  бизнеса и получаемых платежей, что  ведет к согласованию новых кредитов и увеличению их объемов. Пример развития лизингового бизнеса одной фирмы  приведен в Приложении В к данной курсовой работе. «Проблема с лизингополучателями, которые не могли вовремя оплатить лизинговые платежи и погасить уже  имеющиеся задолженности, была решена двумя путями. Первый путь – изъятие  оборудования, второй – изменение  сроков и размеров лизинговых платежей» [40,6].

Банки, основной источник финансирования для лизингодателей, снижают процентные ставки.

 Средний объем собственных  средств лизинговых компаний  составляет 24,2%, что дает возможность  вести активную деятельность. У  отдельных организаций данный  показатель составляет более  60%, то есть эти компании практически  не используют займы, а покупают  оборудование, автотранспорт, технику  и предоставляют ее в лизинг  за счет собственных средств.

«Объем сделок по сравнению с  аналогичным периодом 2009 года увеличился в 3,9 раза, рост объема сделок составил 27,14%, хотя количество сделок сократилось  на 1% .

Структура рынка лизинга значительно  изменилась по сравнению с 2009 годом, когда самым крупным сегментом  по объему сделок был сегмент сельскохозяйственной техники и племенного скота. На его  долю приходилось почти 31% сделок. В 2010 году основную долю- 38,77% занимает железнодорожный  транспорт, авиация и суда» [40,5].

На долю автотранспорта приходится 31,52%. Данный сегмент многие годы являлся  основным направлением, темпы роста  которого постоянно возрастали. За 9 месяцев 2010 года показатель уменьшился на 15,83% относительно аналогичного периода 2008 года, но увеличился в 3,1 раза относительно 2009 года. Повышенный спрос отмечался  на автомобили небольшой грузоподъемности, из невысоких ценовых категорий, а также на автотранспорт производства 2008 года, который стоит дешевле  техники 2010 года выпуска. Автолизинг практически  полностью реанимировался после  кризиса и уверенно набирает обороты.

По итогам 9 месяцев 2010 года объем  сделок, заключенных с оборудованием, уменьшился на 0,06% в сравнении с 2008 годом и увеличился в 2,68 раза относительно 2009 года.

Кризис сильнее всего ударил по сегменту лизинга железнодорожного транспорта. Объем нового бизнеса  данного сегмента за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналоговым периодом 2008 года увеличился более чем в 5 раз и более чем в 8 раз относительно 2009 года. Количество заключенных контрактов увеличилось более чем в 3 раза относительно 2008 года и в 27 раз относительно 2009 года. Показатели лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов  превзошли все возможные ожидания и прочно закрепили за собой второе место в структуре рынка лизинга, а темпы восстановления можно  считать самыми высокими.

С одной стороны, позиции сегмента лизинга сельскохозяйственной техники  и племенного скота ухудшились относительно других, но объем нового бизнеса  за 9 месяцев 2010 года почти в 2 раза больше объема за аналогичный период 2009 года и на 22% меньше 2008 года.

Популярностью сегмент рынка лизинга  недвижимости не пользуется, хотя изменения, произошедшие в этом году, преобразовали  данную сферу. Объем нового бизнеса  за 9 месяцев 2010 года на 42,9% меньше, чем  в 2008 году, но в 1,97 раза больше 2009 года.

Лизинг в регионах претерпел  существенные изменения по сравнению  с прошлыми годами. «В географическом разрезе за девять месяцев 2010 года значительно  изменилась доля лишь трех регионов —  Москвы, Центрального ФО и Сибирского ФО. Доля Москвы увеличилась с 28,9% по итогам девяти месяцев 2009 года до 37,6%, доля Сибирского ФО снизилась с 15,6% до 6,5%, доля Центрального ФО сократилась с 20,9% до 14,8%» [41,2].  Остальные регионы более медленными темпами восстанавливают свои позиции.

Как и в прошлом году, основное количество сделок 67,24% заключались  с небольшими компаниями, которые  берут в лизинг недорогие автомобили и оборудование. Основные тенденции  остались прежними- на рынке работают компании с большим оборотом и  хорошей репутацией.

Форма собственности лизинговых компаний претерпела изменения: почти на 3,5% сократилось  доля кэптивных компаний (дочерняя компания, организуемая для финансирования закупок товаров у материнской  компании), связанных с производителем и входящих в крупные холдинги и финансово-промышленные группы. «Доля  компаний, капитал которых сформирован  за счет государственного бюджета, возросла с 1,92% в 2009 году до 3,33% в 2010 году. Доля независимых  организаций увеличилась на 1,78%, а доля компаний, принадлежащих банкам, повысилась на 2,53%» [40,5].

Показатели происхождения капитала также существенно не изменялись на протяжении последних нескольких лет. «В 2010 году преобладал российский капитал, на его долю приходится около 78,33%, а вот доли компаний преимущественно  с иностранным капиталом и  компаний филиалов иностранных компаний полностью перераспределились. В  отличие от 2009 года, на долю филиалов приходится в 2010 году 8,33% против 19,23% в 2009 году и на иностранные – 13,33% против 7,69%. Это может говорить о том, что филиалы стали работать как  отдельные компании» [40,3].

В тройку лидеров рынка по объему новых сделок за девять месяцев 2010 года вошли ЗАО «Сбербанк Лизинг», ОАО «ВЭБ-Лизинг» и ОАО «ВТБ-Лизинг».

Многие участники рынка по-прежнему опасаются новой волны кризиса. Это неудивительно: лизинг, как показала практика, чрезвычайно чувствителен к стабильности в экономике. Правительство  в пик кризиса приняло ряд  постановлений, направленных на поддержку  лизинговой отрасли. Однако господдержка в основном была ориентирована не на лизинговые компании, а на их клиентов, а также продавцов оборудования, передаваемого в лизинг. Наиболее востребованными программами господдержки лизинговой деятельности были те, которые  предусматривали выделение финансирования на более приемлемых условиях. Государство  пыталось стимулировать лизинговую деятельность за счет предоставления субсидий лизингополучателям. Госпрограммы предполагали возмещение государством части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга. При  этом субсидии выдавались по договорам  лизинга имущества исключительно  отечественного производства. Лишь в  двух постановлениях правительства  предусматривается возможность  предоставления субсидий непосредственно  лизинговым компаниям. А именно: в  Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008г. №90 «Об утверждении правил предоставления в 2010 году субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008- 2010 годах на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей передачей российским авиакомпаниям в лизинг» и Постановлении Правительства РФ от 07.07.2009г. №546 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 году на срок не более 5 лет для приобретения автотранспортных средств российского производства с последующей передачей их в лизинг». «В связи с этим реальным подспорьем для отрасли в сложной экономической ситуации стала программа ОАО «Российский Банк Развития» (РосБР), предусматривающая кредитование лизинговых компаний, работающих с предприятиями малого и среднего бизнеса. Ключевые плюсы программы не только в выгодных ставках и длительных сроках, но и в том, что банк передал обязательства (и ответственность) по рассмотрению и оценке клиентов лизинговой компании, что существенно увеличивает оперативность финансирования заявок лизингополучателей. Единственный минус программы— небольшие кредитные лимиты, выделяемые банком на лизинговые компании» [59,2].

Информация о работе Лизинг как фактор развития международных экономических отношений