Лизинг как фактор развития международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы- изучить такой вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его развитию.
Задачи:
- ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в России отношения по поводу финансовой аренды;
- выявить возможные пробелы в законодательстве либо противоречия одних норм другим;
- познакомиться с основными точками зрения на проблемы лизинга, освещаемыми в литературе, в том числе специализированных журналах, где исследуются практические стороны функционирования экономических институтов;
- попытаться выделить проблемы развития лизинга в России и предложить пути их решения;
- рассмотреть общие тенденции лизинговой деятельности в России путем изучения статей обозревателей или специалистов этой отрасли;
- и, наконец, разобраться в структуре, механизме осуществления лизинга, его сущности и разнообразии форм его существования.

Содержание работы

Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы лизинга……………………………………………5
1.1 Сущность лизинга и его значение в развитии экономики……………..5
1.2 Виды лизинга……………………………………………………………...9
1.3 Субъекты лизинга…………………………………………………..……15
2 Лизинг в России: проблемы и пути решения…………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 58.83 Кб (Скачать файл)

До 2008 года рынок лизинга в России рос настолько успешно, что его  ставили в пример другим странам. Даже в быстрорастущем Китае лизинговый рынок был почти на 12% меньше российского. Лизингу до кризиса удалось стать  значимым инструментом инвестиций, модернизации, обновления производства. Именно лизинг в России — яркий пример успешного  развития финансового сектора.

Российский рынок лизинга не имеет ни специализированного регулятора, ни серьезных лоббистов, в результате чего его законодательное регулирование  осуществляется в хаотичном режиме, и зачастую принимаемые законы крайне негативно влияют на функционирование рынка. С 2009 года, в разгар кризиса, была отменена возможность применения ускоренной амортизации для оборудования 1- 3 амортизационных групп. Эти группы включают в себя имущество со сроком полезного использования до 5 лет, в частности легковые автомобили с объемом двигателя до 3,5 л, лабораторное оборудование для сельского хозяйства, машины для заготовки кормов, различные  конвейеры, автобусы длиной до 7,5 м, специальные  автомобили и навесное оборудование к машинам для уборки городов, лесопромышленные тракторы и многое другое. В 2010 году Минфин РФ предложил  и вовсе отменить возможность  ускоренной амортизации при лизинге. В случае отмены ускоренной амортизации  рынок лизинга сократится, а значит, существенно замедлится и процесс  модернизации основных фондов в стране. Оставшимся на рынке лизинговым компаниям  необходимо будет перепрофилироваться  на оказание связанных с эксплуатацией  предмета лизинга услуг. В то же время  дополнительные услуги возможны преимущественно при работе со спецтехникой и автомобилями. Лизинг иного оборудования и объектов потенциальному клиенту будет не интересен, так как в лице лизинговой компании он будет получать только бесполезное промежуточное звено.

При сохранении прочих положений финансовой аренды, за исключением порядка начисления амортизации, лизинг превратится в  разновидность банковского кредитного продукта с определенной спецификой технологии финансирования и перехода права собственности на имущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Лизинг традиционно рассматривают  с двух точек зрения, экономической, как вид инвестиционной деятельности, и правовой, как вид гражданского договора. Официальное определение  лизинга или как его еще  называют финансовой аренды дано в  Законе о финансовой аренде: «лизинг -  это совокупность экономических  и правовых отношений, возникающих  в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением  предмета лизинга. Договор лизинга  – это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность  указанное арендатором (лизингополучателем) или арендодателем (лизингодателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю  это имущество за плату во временное  владение и пользование».

Экономическое значение лизинга обусловлено  его сущностью и заключается  в том, что путем привлечения  финансовых ресурсов со стороны субъекты хозяйственной деятельности, не обладающие собственными свободными и достаточными денежными средствами, могут обновлять  свой парк производственного оборудования (основных средств), обеспечивая тем  саамы рост производительности труда, повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (работ, услуг). Таким образом, лизинг- это инструмент модернизации экономики в масштабах  всей страны.

В России на законодательном уровне признан только один вид лизинга- финансовая аренда, которая в зависимости  от состава субъектов сделки, их принадлежности к той или иной стране, подразделяется на международный  и внутренних лизинг. Однако такая  классификация не вполне отражает все  многообразие процессов и форм лизинговых операций, проводимых в настоящий  момент на территории нашей страны. Многие участники лизингового бизнеса  заявляют о необходимости узаконивания таких видов лизинга как оперативный  и возвратный. Более детальной  проработки требует лизинг недвижимого  имущества в части регистрации  сделок с лизинговым имуществом. Также  следует рассмотреть вопрос о  возможности физических лиц пользоваться услугами лизинга. Сейчас ГК РФ предусматривает  использование лизингового имущества  только в предпринимательской деятельности, исключая из категории пользователей  обычных граждан, приобретающих  имущество для личных, бытовых  нужд. По мнению экспертов, включение  в лизинг граждан смогло бы обеспечить стабильный рост таких секторов лизинга  как автотранспорт и жилая  недвижимость.

Субъектами лизинга или участниками  лизинговой деятельности являются лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик, производитель) и необязательная сторона  лизинговой сделки, но возможная-  страховщик. Ими могут быть как юридические, так и физические лица, за исключением  некоторого условия, указанного выше.

Лизинг в России развивался этапами. Можно выделить шесть периодов:

- до начала 1990г., который характеризуется  отсутствием специального законодательства  о лизинге и полным непониманием  его как самостоятельного института  бизнеса;

- с начала 1990г. до 1998г., который  характеризуется появлением первых  нормативных актов, регулирующих  и тем самым признающих существование  лизинговых отношений в России. К таковым относятся: Указ Президента  РФ от 17.09.1994г. №1929 «О развитии  финансового лизинга в инвестиционной  деятельности»; Постановление Правительства  РФ от 29.06.1995г. №633 «О развитии  лизинга в инвестиционной деятельности»;  Постановление Правительства РФ  от 20.11.1995г. №1133 «О внесении дополнений  в Положение о составе затрат  по производству и реализации  продукции (работ, услуг)…»; Постановление  Правительства РФ от 27.06.1996г. №  752 «О государственной поддержке  развития лизинговой деятельности  в Российской Федерации»; вступление  в силу части второй ГК РФ, согласно которой лизинг выделен  в самостоятельный вид договора;

- с 1998г. по 2001г. В этот период  Россия присоединилась к международной  Конвенции УНИДРУА о лизинге,  после чего последовали масштабные  изменения законодательства в  целях приведения его в соответствии  с международным документом и  внутригосударственных нормативных  актов. Кроме того этот период  был ознаменован дефолтом в  августе 1998г., который привел к  резкому сокращению долгосрочного  банковского финансирования и  открыл возможность для развития  лизинга как альтернативного  способа финансирования;

- с 2002г. по 2005г. Лизинг становится  массовым инструментом финансирования  реального сектора экономики;

- с 2006г. по 2007г., который характеризуется  поддержкой лизингового сектора  государством, расширением рынка  и ростом доли автомобильного  лизинга;

- с 2008г. по 2009г., ознаменован мировым  финансовым кризисом, который сказался  и на рынке лизинга, существенно  сократив его объемы. Собственных  денежных средств для поддержания  бизнеса на докризисном уровне  у лизинговых компаний не хватило,  банковский сектор отказывал  в предоставлении кредитов, значительно  выросла просрочка (задолженность  по уплате лизинговых платежей) со стороны клиентов, что привело  к сокращению количества участников  лизингового рынка;

- с 2010г. лизинговый рынок демонстрирует  уверенный рост, однако негативные  изменения в налоговом законодательстве, касающиеся сокращения налоговых  преференций, тормозят темпы развития.

В ходе изучения объекта курсовой работы был выявлен целых ряд  факторов, препятствующих развитию лизинга  в России. К основным из них и  наиболее часто освещаемых относятся  проблемы недостаточности правового  регулирования финансовой аренды (частично о них было сказано выше) и проблемы налогообложения. Что касается первых, то в целом их можно охарактеризовать как несоответствие норм потребностям рынка в урегулировании вновь возникших форм лизинговых операций. Закон достаточно узко понимает категорию лизинга и оставляет без внимания все многообразие процессов в данной сфере гражданско-правовых взаимоотношений. Так, отсутствие требований к сроку действия договора финансовой аренды приводит к налоговым рискам и рискам лизингополучателя/ лизингодателя в отношении возврата выкупной стоимости имущества в случае досрочного расторжения договора. Вторая проблема и, пожалуй, самая насущная для лизингового бизнеса- это проводимая государством политика по отмене налоговых преференций в целях уравнения условий для ведения бизнеса для разных видов бизнеса, что не совсем  соотносится с политикой масштабной модернизации экономики страны.

Таким образом, назрела необходимость  системных изменений в существующее законодательство о финансовой аренде, приведение его в соответствие с  существующими реалиями экономики  и потребностями участников лизингового  рынка. Возможно заимствование опыта  зарубежных стран, где институт лизинга  развит гораздо сильнее и имеет  более длительную историю существования, нежели в России. В отношении налоговой  политики, следует признать поспешность  выводов чиновников о прекращении  необходимости в поддержании  данного вида деятельности, поскольку  потенциал лизинга только начинают понимать субъекты предпринимательской  деятельности. Уровень переоснащения  промышленного оборудования желает лучшего. Подобные кардинальные изменения  требуют учета мнения общественности и детального анализа всех возможных  последствий, а не одностороннего их понимание как вариант пополнения государственной казны.

В перспективе для сохранения положительной  динамики показателей российского  рынка лизинга необходима экономическая  и политическая стабильность в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1.  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 1996. - 368 с.

  2.  Бюллетень "Промышленный маркетинг", №3(3) сентябрь, 2003 г.

  3.  Веричев Д. Банковская реформа: перспективы и прогнозы //"Финмаркет", 2002 г.

  4.  Горемыкин В.А. Лизинг // уч. "Дашков и К", Москва 2003 г.

  5.  Красева Т.А. Основы лизинга // Ростов на Дону, "Феникс", 2003 г.

  6.  Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ/ "Финансы и статистика", 2001г.

  7.  Лещенко М.И. Основы лизинга // уч. пособие, Москва, "Финансы и статистика", 2002г.

  8.  Макеева В.Г. Лизинг // уч. пособие, Москва, "Инфра-М", 2003 г.

  9.  Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Семенов К.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 544 с.

  10.  Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.

  11.  Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.

  Мировая экономика: Учебное  пособие для вузов / Под ред.  И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.

  12.  Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.

  13.  Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 528 с.

  14.  Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // МЭИМО, 2004, №10. - С.15-25.

  15.  Экономика и жизнь // "Юрист" №17, 2003 г.

  16.  www.centr-capital.ru

  17.  http://www.raexpert.ru

  18.  http://economi.info

 

 

 

 


Информация о работе Лизинг как фактор развития международных экономических отношений