Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 04:01, контрольная работа
Финансовый менеджмент сформировался во второй половине XX века как ответ на реалии зарождавшихся новых тенденций в управлении бизнесом, особенностями которого явились повышение значимости финансовых ресурсов и рынков, их глобализация, усиление интернационализации бизнеса и др. Эти реалии прежде всего привели к становлению неоклассической теории финансов, одной из примечательных особенностей которой была ее существенная математизация — если классическая теория финансов носила в основном описательный характер, то научный инструментарий неоклассической теории финансов весьма изощрен и достаточно сложен с позиции практиков.
1. Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента…...3
2. Термины………………………………….……………………………………17
3. Задача №5…….………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………………23
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансовый менеджмент»
Вариант №5
Выполнила: студентка группы ЭЗ-6729
Проверил преподаватель: канд. экон. наук, доцент Шульгина А.В.
Курган 2015
Содержание
1. Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента…...3
2. Термины………………………………….………………………
3. Задача №5…….………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………23
Финансовый менеджмент сформировался во второй половине XX века как ответ на реалии зарождавшихся новых тенденций в управлении бизнесом, особенностями которого явились повышение значимости финансовых ресурсов и рынков, их глобализация, усиление интернационализации бизнеса и др. Эти реалии прежде всего привели к становлению неоклассической теории финансов, одной из примечательных особенностей которой была ее существенная математизация — если классическая теория финансов носила в основном описательный характер, то научный инструментарий неоклассической теории финансов весьма изощрен и достаточно сложен с позиции практиков. По сути, это направление представляет собой описание логики функционирования рынков капитала и может рассматриваться как теоретическое обоснование закономерностей развития этих рынков, логики и принципов поведения их участников.
В предыдущей главе были обособлены четыре основных субъекта финансовых отношений; безусловно, ключевую роль играют два из них — государство и предпринимательский сектор. Поэтому систему управления финансами в целом, имеющую целью оптимизацию денежных потоков, целесообразно рассматривать как двухуровневую модель:
(1) макроуровень
— управление публичными
(2) микроуровень
— управление финансами
На макроуровне основные задачи управления финансами сводятся к управлению государственным и муниципальными бюджетами и кредитами, монетарной и фискальной политикой. В значительной степени логика и принципы управления финансами на макроуровне определяют и базовые параметры и ограничения в управлении финансами предпринимательского сектора, т. е. хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, любое предприятие представляет собой некоторую систему, управление финансами в которой осуществляется по определенным, поддающимся стандартизации правилам, которые можно обобщенно квалифицировать как концептуальные основы системы управления финансами хозяйствующего субъекта. Безусловно, хозяйствующие субъекты существенно различаются по многим параметрам: вид деятельности, размеры предприятия, структура активов, финансовая структура и др., что естественным образом накладывает отпечаток на систему управления финансами в каждом конкретном предприятии, однако логика ее функционирования остается инвариантной.
Именно описание этой логики представляет собой содержательное наполнение финансового менеджмента как научного направления; вместе с тем существует и другая его сторона — практическая реализация методов и приемов управления финансами. Иными словами, финансовый менеджмент может характеризоваться как в научном, так и в практическом аспектах. В первом случае речь идет об описании концептуальных основ этого научного направления; во втором — о конкретных способах и методах управления финансами хозяйствующего субъекта.
Традиционно любое научное направление в наиболее концентрированном виде характеризуется путем формулирования и идентификации его предмета и метода. Предметом финансового менеджмента, т. е. того, что изучается в рамках данной науки, являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки. В широком смысле слова метод финансового менеджмента как науки представляет собой систему теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария (аппарата) и регулятивных принципов управления финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
В широком смысле наука представляет собой сферу человеческой деятельности, предназначенную для выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Финансовой деятельности субъекта хозяйствования также присущи определенные закономерности, инвариантные по отношению к особенностям этого субъекта. Именно поэтому финансовый менеджмент, в рамках которого систематизируются эти закономерности, безусловно, представляет собой самостоятельное научное направление, а совокупность теоретических построений, определяющих логику построения и функционирования системы управления финансами хозяйствующего субъекта, как раз и характеризуется термином «концептуальные основы финансового менеджмента».
В наиболее общем виде концептуальные основы (CF) формулируются как модель, состоящая из восьми взаимоувязанных элементов:
CF {PI, ОТ, SC, ВС, FP, SI, FM, SS},
где PI — интересы участников;
ОТ — иерархия целей системы управления финансами;
SC —система категорий;
ВС — система базовых концепций;
FP — финансовые процессы;
SI —
научно-практический
Интересы участников. Хозяйствующий субъект представляет собой социально-экономическую систему, определяемую как совокупность ресурсов с обязательным и доминирующим участием человеческого фактора. Эта система функционирует не изолированно, а находясь под постоянным давлением окружающей ее среды. В той или иной степени в деятельности конкретной компании заинтересованы многочисленные лица. Это могут быть государства, властные органы страны, в которой базируется штаб-квартира компании, ее собственники, лендеры, потенциальные инвесторы, контрагенты, конкурирующие фирмы, работники компании и др. Условно их можно разделить на пять больших групп: (1) поставщики капитала, (2) участники текущей деятельности, (3) государственные и публичные органы, (4) работники компании и (5) прочие заинтересованные лица.
К поставщикам капитала относятся собственники компании и лендеры. Объединяет их то, что они предоставляют свой капитал на долгосрочной основе, однако первые участвуют в управлении компанией (в частности, путем формирования структуры и органов управления, системы контроля и др.), а вторые лишены этой возможности. Основная цель собственников двояка: (а) получение стабильного регулярного дохода и (б) генерирование капитализированного дохода. Лендеры предоставляют свои средства на конечный, хотя и длительный, срок, а их интересы заключаются в том, чтобы в обязательном порядке: (а) получать свой регулярный доход как плату за предоставленный капитал и (б) в заранее оговоренный срок вернуть обратно капитал в сумме, равной или превышающей исходную инвестицию, причем эта сумма заранее известна (например, это «тело» кредита, номинал облигации, выкупная цена и др.). Система финансового менеджмента должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворить интересы инвесторов и, в частности, обеспечить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности компании в таком ключе, чтобы инвесторы могли контролировать соответствие этой Деятельности их интересам.
Участники текущей деятельности. Сюда входят контрагенты предприятия (поставщики и покупатели), а также кредитные учреждения, финансирующие его текущие операции. Каждое из этих лиц имеет собственные интересы: компания заинтересована в ритмичности поставки сырья и материалов, долгосрочное™ и стабильности производственных связей, приемлемости предлагаемой поставщиками цены, стабильности ценовой политики, наличии системы скидок, платежеспособности покупателей и др. Интерес поставщиков состоит в стабильности производственных связей, ритмичности расчетов за поставленную продукцию и платежеспособности компании. Покупатели заинтересованы в ритмичности поставки продукции и приемлемой цене, включая систему скидок. Интерес банка заключается в стабильности связей с компанией, поскольку организация и осуществление расчетных операций приносит им доход, а также в кредитоспособности компании в том случае, если последняя кредитуется банком по текущим операциям. Поэтому основное предназначение системы финансового менеджмента в отношении соблюдения интересов этой группы лиц заключается в организации и поддержании ритмичной текущей платежно-расчетной дисциплины и обеспечении соответствующего мониторинга.
Государственные и публичные органы Эта группа представлена главным образом налоговыми органами. Государство, безусловно, заинтересовано в деятельности любой конкретной компании, поскольку, во-первых, получает от ее валовых доходов свою долю в виде налоговых платежей и, во-вторых, обеспечивает тем самым реализацию своей социальной политики в виде дополнительных рабочих мест, предоставляемых населению данной компанией. Система управления финансами компании поэтому должна обеспечить своевременность и полноту расчетов с государством и мониторинг этих расчетов. В свою очередь государство, имея целью обеспечение стабильности и, по возможности, повышение доли налоговых платежей в поступлениях в государственный бюджет, и основываясь на данных мониторинга, во-первых, составляет представление о состоянии дел в топ или иной отрасли народного хозяйства и необходимости вмешательства в ее деятельность через систему субсидии, льготного кредитования и (или) надогообложения и, во-вторых, регулирует предпринимательскую деятельность в целом, главным образом, путем проведения соответствующей налоговой политики.
Работники компании. Можно выделить два типа наемных работников, различающихся своими целевыми установками и значимостью с позиции управления финансами,—управленческий персонал (в особенности, топ-менеджеры) и рядовые работники. Топ-менеджеры заинтересованы прежде всего в том, чтобы их деятельность одобрялась собственниками компании, компания наращивала свои обороты, что автоматически сопровождалось бы как повышением их репутации в профессиональных кругах, так и ростом вознаграждения. Что касается рядовых работников, то их интересы выражаются в устраивающей их заработной плате, имидже компании, уровне социальных благ, предоставляемых ею.
Прочие заинтересованные лица. В эту группу входят прежде всего потенциальные инвесторы, финансовые спекулянты, аналитики и конкуренты. Интересы потенциальных инвесторов заключаются в том, чтобы, ориентируясь на динамику рыночных индикаторов и отчетные данные о финансовом положении компании, принять решение о целесообразности инвестирования "средств в данную компанию и, в частности, приобретения ее. Финансовые спекулянты получают свой доход от операций купли-продажи ценных бумаг на вторичном рынке. В принципе, система финансового менеджмента не предназначена удовлетворять их интересы, поскольку спекулянты напрямую не связаны с компанией-эмитентом (в частности, доход от операций купли-продажи непосредственно не отражается на источниках ее финансирования). Здесь связь обратная — для решения своих задач спекулянты пользуются данными, генерируемыми в системе управления (например, отчетностью). Тем не менее, действия спекулянтов в отношении ценных бумаг конкретного эмитента являются определенным индикатором успешности ее функционирования, поэтому финансовые топ-менеджеры вынуждены в некоторой степени учитывать интересы и действия спекулянтов — в частности, это проявляется в большей или меньшей открытости данных, в том числе и в опубликовании их в объеме и аналитическом представлении, достаточном для принятия соответствующих решений на рынке капитала.
Аналитики представлены, в основном, специализированными информационно-аналитическими агентствами, публикующими периодические аналитические обзоры и (или) ведущими информационные базы, включая различного рода средние значения по основным индикаторам. Деятельность подобных агентств имеет множество аспектов, в том числе и оекламного характера. Не случайно, включение ценных бумаг в информационные файлы и рейтинги ведущих агентств может представлять определенную ценность для компании, и потому система финансового менеджмента должна удовлетворять запросам агентств в отношении регулярности и объема предоставляемых ею данных.
Таким образом, в деятельности компании заинтересованы многие лица, причем их интересы, в том числе и с позиции информационного обеспечения, далеко не всегда совпадают. Поскольку информация финансового характера является, вероятно, наиболее значимой для подавляющего большинства заинтересованных лиц, система финансового менеджмента должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворить непосредственные финансовые интересы определенного круга лиц и обеспечить адекватное информирование всех категорий лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к данной компании.
Иерархия целей. В соответствии со своими интересами лица, имеющие то или иное отношение к предприятию, формируют свои цели. Эти цели многоаспектны, многоуровневы, соподчинены и могут дублироваться в том смысле, что одна и та же цель может отвечать интересам различным категорий лиц. К таковым целям относятся: повышение личного благосостояния, надежность вложения капитала с приемлемой нормой отдачи, качество продукции и услуг, ритмичность платежно-расчетной дисциплины, наличие достаточного уровня свободы и полномочий в принятии решений финансового характера, потенциальная возможность войти в число собственников предприятия, стабильность работы и вознаграждения и др. Многие из сформулированных целей могут быть выражены в терминах финансов, а их формализация задается некоторыми индикаторами, значения и динамика которых как раз и отслеживаются заинтересованными лицами.
Категории финансового менеджмента — это наиболее общие, ключевые понятия данной науки. В их числе: фактор, модель, ставка, процент, дисконт, финансовый инструмент, денежный поток, риск, доходность (отдача), леверидж и др. Особенность развития научных знаний, проявляющаяся в переплетении категорийного аппарата и инструментария смежных научных направлений, приводит к тому, что обособить базовые понятия как принадлежащие исключительно данной области знаний практически невозможно. Одно из исключений — применяемый в бухгалтерии метод двойной записи. Финансовый менеджмент по меркам истории представляет собой исключительно «юное» направление в науке — именно этим объясняется то обстоятельство, что многие базовые понятия заимствованы им из этого банка универсальных категорий.
Информация о работе Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента