Манипуляции и приемы их нейтрализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:20, реферат

Описание работы

В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, ее инструментом. Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. Использование приемов коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией.

Содержание работы

Введение
1. Манипуляция: понятие и виды
1.1. основные приемы манипуляции
2. Приемы нейтрализации попыток манипуляции
2.1. Пассивная защита
2.2. Активная защита.
2.3. Контрманипуляция
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

«Карфаген должен быть разрушен» - бездоказательное повторение одной и той же мысли так часто, чтобы собеседник к ней «привык» и принял ее как очевидную (метод оратора римского сената консула Катона Старшего);

 

«недосказанность в связи с  особыми мотивами» - намек на то, что полная информация не может быть озвучена в связи с некими «особыми мотивами», о которых нельзя сообщить прямо;

 

«ложный стыд» - использование ложного довода, с которым оппонент не будет спорить после заявлений, типа «Вам, конечно же известно, что наука установила…», «Вы, конечно же читали о…», «Все деловые люди в курсе, что…», опасаясь во всеуслышание расписаться в собственной некомпетентности;

 

«использование непонятных слов в общении» - аналогично предыдущему, прием построен на нежелании оппонента признать, что он не знаком с данным термином;

«демонстрация обиды» - уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв спор изображением обиды на поведение собеседника («Вы за кого нас тут принимаете?»);

 

«мнимая невнимательность» - потеря нужных документов, пропуск аргументов или опасных доводов оппонента;

 

«мнимое непонимание» - повторение доводов собеседника «своими словами» с намеренным искажением полученной информации («Другими словами, вы считаете…»);

 

«многовопросье» - включение в один вопрос несколько мало совместимых с собой вопросов с последующим обвинением либо в «непонимании сути проблемы», либо в уходе от ответа на один из заданных вопросов;

 

«а что вы имеете против?» - требование к оппоненту предоставить критические доводы с последующим обсуждением его аргументов вместо аргументации предложенного тезиса;

 

«принуждение к однозначному ответу» - давление на оппонента с целью получить строго однозначный ответ «да или нет», причем сразу («Скажите прямо..»);

 

«рабулистика» - преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее их как забавные и странные («Ваш коллега договорился до того, что…»);

 

«сведение факта к  личному мнению» - сведение основанного на фактах аргумента оппонента к его личной позиции («Это всего лишь ваше личное мнение»);

«видимая поддержка» - мнимая поддержка доводов оппонента, направленная на то, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, а затем привести мощный контраргумент, создав впечатление очень основательного знакомства с данным тезисом, которое позволяет видеть его несостоятельность ( «Да, но…»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Универсальный алгоритм  защиты

Знание универсальной  схемы скрытого управления позволяет  выстроить надежную защиту от любого акта скрытого управления. Осуществить  защиту можно, следуя приводимой ниже универсальной блок-схеме:

 

Не давайте информации о себе




Осознайте, что вами управляют




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассивная защита




 

Активная защита




 

Контрманипуляция




 

 

 

Рассмотрим подробно каждый блок.

 

Не давайте информацию о себе.

 

1. Поскольку первым  шагом скрытого управления является  получение информации об адресате, то ясно, что, прежде всего,  необходимо по возможности не  дать инициатору сведений о  себе.

 

2. Поставить человека в состояние дискомфорта – это значит облегчить управление им. Правила этики предписывают, наоборот, создавать удобства для партнера. Следовательно, эти правила направлены и на защиту человека от манипулирования им. Например, рекомендуется не акцентировать внимания на промахах партнера, «не заметить» его оплошностей. (Манипулятор же ищет ошибки адресата и даже «организует» их.) Не приходить неожиданно, без предупреждения. Входить в жилое помещение, только постучавшись и получив разрешение. Не задавать назойливых вопросов, не выпытывать, не домогаться ответов.

 

3. Культивируемая в  славянской культуре личная скромность  также является защитой от  манипулирования. Скромность является  антиподом хвастовства. Хвастун  же вызывает зависть и, следовательно,  антипатию. Хвастун является легкой добычей для манипуляторов.

 

4. Скромность не означает  неуверенность, нерешительность,  хотя часто они соседствуют.  Нерешительного человека можно  узнать по его неуверенным  высказываниям, изобилующим эвфемизмами,  «смягчающими» речь. Эвфемизмы и квалификаторы резко понижают энергетику речи, делают ее извиняющейся и потому менее убедительной. О говорящем при этом создается впечатление как о слабом человеке, а слабые обычно и становятся жертвами манипуляторов.

 

5. Человек, затрудняющийся (стесняющийся) сказать «нет», – легкая добыча для манипулятора. Лучше иногда оказаться неправым, чем испытывать постоянные сомнения.

 

6. Еще одним защитным  приемом является непредсказуемость.  Ее девиз: «Когда ты непредсказуем,  ты неуязвим».

 

7. Благоразумные люди стараются не только не демонстрировать свои достижения, но даже скрывают их. Они вовсю жалуются на отсутствие здоровья, хотя оно на самом деле не вызывает опасений, говорят про трудную и плохую жизнь, про маленькую зарплату, про бедствия и лишения в семье. Все это для них – игра «в как бы наоборот», зашита от возможного посягательства на то, что им дорого. У тех, кто пользуется этим правилом, есть устойчивое убеждение в его высокой эффективности.

 

Однако есть факторы, являющиеся общими для всех. Каждый человек хочет выглядеть привлекательно, держаться достойно, ощущать свою значимость, удовлетворять свои потребности. Кроме того, все подвержены действию шаблонов и стереотипов поведения. Манипуляторы обычно знают эти общие факторы и могут попытаться использовать их.

 

В силу этого рассмотрения первая ступень защиты от манипуляций  может значительно уменьшить  вероятность попасть под скрытое  управление, включая и манипулирование, но не устраняет ее полностью.

 

Осознайте, что вами управляют.

 

1. Главным признаком манипулирования является чувство неудобства, внутренней борьбы: вам не хочется что-то делать, говорить, а отказать неудобно, иначе вы будете «плохо выглядеть».

 

2. Нарушение этикета.  Анализ ситуаций, связанных с  манипулированием, показывает, что  почти всякий раз можно обнаружить нарушение инициатором какого-либо из правил этики. Например, обращается к вам в неудобный для вас момент времени. При этом может извиняться, что да, он понимает, что вам некогда, но он отнимет «несколько секунд».

3. Внезапные чувства. Другими признаками могут быть вдруг возникшие чувства вины или опасности. Или вы вдруг кому-то, оказывается, «должны», или зависимы от какого-то обстоятельства, чего не было до встречи с этим человеком.

 

4. Осознание опасности.  Этого простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и защититься.

 

5. Невербальные признаки. Манипулятора легко могут выдать  жесты, говорящие о его неискренности,  скрытности, сомнениях, превосходстве,  угрозе, в частности жестикуляция  левой рукой.

 

6. Вербальные признаки. Анализ высказываний манипуляторов показывает присутствие в них следующих моментов:

 

– ответственность за предлагаемое действие ложится целиком  на адресата;

 

– «плата» адресата перевешивает его выигрыш;

 

– присутствуют элементы скрытого принуждения;

 

– наличие подготовительной преамбулы перед непринуждающими  словами манипулятора;

 

– конструкция предложения  предполагает дефицит времени, отпущенного  адресату на принятие решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Пассивная защита.

 

В отличие от активных методов при пассивных методах адресат не дает понять, что разгадал тайные намерения манипулятора. А поскольку последние направлены против намеченной жертвы – адресата, то предание их огласке могло бы привести к конфликту. Неразглашение же намерений манипулятора позволяет мягко уйти от конфликта, избежав в то же время участи жертвы.

 

Смысл пассивной защиты – в задержке адресатом спонтанных реакций. Неожиданность – важное преимущество манипулятора. Все приемы пассивной защиты «сбивают темп»  психологической атаки, давая жертве время. Для обдумывания ситуации. А манипулятора они заставляют или раскрыть свои замыслы, или отказаться от них.

 

Пассивную защиту рекомендуется  применять в следующих случаях:

 

– когда вы не знаете, как поступить;

– когда не хотите портить  отношения с манипулятором.

 

Пассивная защита может  осуществляться в следующих формах.

 

1. Никак не реагируйте  на слова манипулятора, молчите,  делая вид, что не расслышали, не обратили внимания, не поняли. В разговоре это сделать нетрудно.

 

2. Заговорите совсем о другом (основание то же);

 

3. Делайте вид, что  «не поняли», о чем речь;

 

4. «Соглашаетесь» с  предложением манипулятора, но обусловливая  его тем, что не зависит от  вас; это позволит в дальнейшем  при желании «отыграть назад».

 

5. Переспросите, повторив  просьбу манипулятора, но с вопросительной интонацией, требуя тем самым продолжить его речь. Это заставляет манипулятора разъяснять свою просьбу, что дает адресату время для обдумывания, как с минимальными потерями выйти из ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Активная защита

 

Опыт показывает, что  в большинстве случаев манипулятор, натолкнувшись на пассивную защиту, прекращает свои попытки.

 

Ведь его главное  преимущество – в стремительности  натиска, неожиданности, когда у  адресата нет времени сообразить, как выйти из положения. Повторение манипулятором посягательства, во-первых, дает время адресату для подготовки наилучшего ответа, во-вторых, высвечивает истинную цель манипулятора и разрушает заготовленное им распределение ролей. Но для более агрессивных манипуляторов существуют активные методы защиты.

 

Главное в них –  психологический настрой. Манипулятор  обычно эксплуатирует желание выглядеть  достойно. Поэтому сказать, например: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь  мои достоинства (щедрость, возможности, способности)». Эти слова освобождают от оков и открывают широкое поле защитных возможностей.

 

Применять активную защиту нужно конечно, не тогда, когда адресат  находится в зависимости (служебной, материальной, родственной и т. д.) от манипулятора. Если пассивная защита означает «остановить агрессора», то активная – разоблачить его.

 

Дело в том, что манипуляция  является конфликтогеном, поскольку  может привести к конфликту, а  активная защита является встречным  конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим по силе действие манипулятора. По закону эскалации конфликтогенов, манипулятор (сразу или потом) ответит конфликтогеном еще более сильным, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимая сторона обычно не заинтересована.

 

Кроме случаев прямой зависимости, есть еще и препятствия: воспитание, привычки соблюдать определенные нормы общения, в частности избегать высказываний, могущих обидеть собеседника. Воспитанному, интеллигентному человеку психологически труднее решиться на активные методы защиты от манипуляций.

 

Защита «Расставим точки  над i»

Суть этого метода состоит в том, что нужно прямо  сказать о том, что вас беспокоит. Или попросить разъяснения: «К чему вы клоните?», «Скажите прямо, что вы хотите?» Одна из главных задач  данного вида защиты – сделать тайное (намерения манипулятора) явным.

 

Защита «расставим точки  над i» разрушает сценарий манипулятора, но практически не наносит ему  ущерба. Адресат удовлетворяется  тем, что он сам не пострадал, а  манипулятор понял, что он своей  цели не достигнет. Впрочем, некоторые манипуляторы бывают этим раздосадованы, поэтому данный вид активной защиты можно рассматривать как конфликтоген, хотя и довольно слабый. Напряжение в отношениях может возникнуть только в случае агрессивного манипулятора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Манипуляции и приемы их нейтрализации