Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:36, реферат
Персонал - это работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с помощью средств труда. «Персонал - личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками». Термин «персонал» объединяет все составные части трудового коллектива предприятия. Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников.
Система управления персоналом формируется в соответствии с целями организации, включая подсистему общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем (рис. 3).
Рис. 3 Состав подсистем системы управления персоналом.
Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии. Исходными данными для разработки системы работы с персоналом являются: Всеобщая декларация прав человека, Конституция, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, система управления предприятием, планы экономического и социального развития (рис. 4).
Рис. 4 Система работы с персоналом.
В организациях используются различные методы управления персоналом (способы воздействия на персонал с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства ). Можно выделить три группы таких методов (табл. 1).
Административные методы управления направлены на такое поведение как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление трудиться. Они носят прямой характер воздействия т.е. базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Эти методы являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины является условием эффективности административных методов.
Таблица 1
Система методов и элементов управления персоналом
Методы управления персоналом | ||
Административные |
Экономические |
Социально-психологические |
|
|
|
Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия, при том что экономические методы занимают ведущее место в управлении персоналом. В процессе принятия управленческих решений целесообразно применять все методы управления, анализ конкретных ситуаций, учитывающий чужие ошибки, что позволяет более эффективно разрешать возникающие проблемы.
Методы исследования системы управления персоналом. Наука и практика выработали инструментарий изучения состояния действующей системы управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой системы.
Таблица 2
Классификация методов анализа и построения системы управления персоналом организации.
Методы обследования ( сбор данных ) |
Методы анализа |
Методы формирования |
Самообследование |
Системный анализ Экономический анализ |
Системный подход |
Интервьюирование |
Декомпозиция |
Аналогиий |
Активное наблюдение рабочего дня |
Последовательной подстановки Сравнений |
Экспертно-аналитический Параметрический Блочный |
Моментные наблюдения |
Динамический Структуризации целей Нормотивный |
Моделирование Функционально-стоимостного анализа Структуризации целей |
Анкетирование |
Параметрический Моделирования |
Опытный Творческих совещаний |
Изучение документов |
Функционально-стоимостного анализа |
Коллективного блокнота Контрольных вопросов |
Функционально-стоимостного анализа |
Главный компонент Балансовый Корреляционный регрессионный анализ Опытный Матричный |
6-5-3 Морфологический анализ |
Для более эффективного влияния на систему управления проводится исследование рядом методов , приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика методов исследования системы управления персоналом.
Методы |
Характеристика |
Системный анализ |
Является
методическим средством системного
подхода к решению проблем
совершенствования системы |
Декомпозиция |
Позволяет разложить сложные явления на более простые, т. к. в более простые элементы более простое проникновение в глубь явления и определение его сущности. |
Последовательной подстановки |
Позволяет изучить влияние на формирование системы управления каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее состояние, исключая действие других факторов. Факторы ранжируются и среди них выбирается наиболее значительные. |
Сравнений |
Позволяет сравнить существующую систему управления персоналом с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием или с состоянием в прошлом периоде. |
Динамический |
Предусматривает
расположение данных в динамическом
ряду и исключение из него случайных
отклонений. В этом случае ряд отражает
устойчивые тенденции. Этот метод используется
при исследовании количественных показателей,
характеризующих систему |
Структуризации целей |
Предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления с точки зрения их соответствия целям организации. Важной предпосылкой построения рациональной системы управления являются анализ целей, развертывание их в иерархическую систему, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе. |
Параметрический |
Устанавливается
функциональная зависимость между
параметрами элементов |
Функционально-стоимостного анализа |
Позволяет
выбрать вариант построения системы
управления, требующий наименьших затрат
и являющийся наиболее эффективным
с точки зрения конечных результатов.
Он позволяет выявить лишние или
дублирующие функции |
Метод творческих совещаний |
Предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления персоналом группой специалистов. Целью совещания является выявление наибольших вариантов путей совершенствования системы управления персоналом. |
Главный компонент |
Отражает в одном показателе свойства нескольких показателей. Это дает возможность сравнивать не несколько показателей одной системы с несколькими показателями другой, а только один. |
Метод морфологического анализа |
Является средством изучения всевозможных комбинаций вариантов организационного решения. Сложная задача разбивается на мелкие подзадачи, которые легче решать по отдельности, предполагая что решение сложной задачи складывается из решения подзадач. |
Балансовый |
Позволяет произвести балансовые сопоставления. |
Метод аналогий |
Основан на применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующей системе управления персоналом со сходными экономико-организационными характеристиками, к рассматриваемой системе управления персоналом. Сущность метода заключается в разработке типовых решений и определении границ и условий их применения. |
Опытный |
Базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления персоналом и опыте другой аналогичной системы. |
Блочный |
Ускоряет процесс формирования новой системы управления и повышает эффективность функционирования системы при наименьших затратах. |
Коллективного блокнота |
Позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы управления персоналом. |
Применение методов в
Вывод
Персонал – это личный состав организации, работающий по найму, выполняющий производственные и управленческие операции и обладающий определенными признаками.
Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров предприятия.
Персонал является главным звеном системы управления. Персонал классифицируется на производственный и управленческий, каждый из которых имеет свои функции.
Основными функциями управления персоналом
организации являются: управление численностью,
производительностью и
Управление персоналом базируется на следующих принципах: человек – основа корпоративной культуры, менеджмент для всех, эффективность, взаимоотношения и качество – критерии успеха организации, обучение – ключ к развитию и переменам.
Система работы с персоналом –
это совокупность принципов и
методов управления кадрами рабочих
и служащих на предприятии (административные,
экономические и социаьльно-
Удовлетворение потребности
организации в персонале,
Литература: