Медицинский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

В последнее пятилетие интерес к медицинскому менеджменту резко возрос. Теоретики и практики дискутируют на тему того, каким должно быть управление медицинскими учреждениями. Наибольшая часть трудов в данной сфере посвящена проблемам управления медицинскими учреждениями государственной формы собственности.

Содержание работы

I.МВА "Менеджмент в здравоохранении"
II. Медицинский менеджмент.
III.Факторы, затрудняющие управление организациями здравоохранения
IV.Менеджмент и маркетинг в современном здравоохранении.

Файлы: 1 файл

медицинский менеджмент.docx

— 53.77 Кб (Скачать файл)

                   АО «Медицинский Университет Астана»

 

                       Кафедра:Менеджмент и маркетинг.

 

 

 

 

 

 

 

                         Реферат

 

На тему:.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполняла:Бухаева  Ж.Д

                                                                                 Проверила:Тюлюпова Л.Б

                                                                                 Группа:401 СД

 

 

 

 

 

                                              Астана 2013

 

План:

    1. МВА "Менеджмент в здравоохранении"
    2. Медицинский менеджмент.
    3. Факторы, затрудняющие управление организациями здравоохранения
    4. Менеджмент и маркетинг в современном здравоохранении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МВА "Менеджмент в здравоохранении"– это уникальная программа профессиональной переподготовки топ-менеджеров, руководителей среднего звена и специалистов в сфере здравоохранения. Она разработана на основе многолетнего опыта обучения топ-менеджеров и направлена на получение руководителем ключевых компетенций, необходимых в управлении медицинской организацией.

В последнее пятилетие  интерес к медицинскому менеджменту резко возрос. Теоретики и практики дискутируют на тему того, каким должно быть управление медицинскими учреждениями. Наибольшая часть трудов в данной сфере посвящена проблемам управления медицинскими учреждениями государственной формы собственности.

Исследователи сходятся во мнении, что управление медицинскими учреждениями требует особого подхода ввиду специфичности выпускаемого на рынок продукта – медицинской услуги. Социальная значимость медицинского бизнеса диктует применение особых методов менеджмента и маркетинга.

С каждым годом в стране стабильно увеличивается сектор коммерческих медицинских услуг, и население все больше адаптируется к их «платности». Однако менталитет значительной части населения до сих пор не позволяет принять платную медицину как факт. 

 Медицинский менеджмент.

Внутри медицинских учреждений происходит трансформация функций главного врача в управленческие, что заставляет находить пути повышения управленческой квалификации, обусловленной требованиями растущего рынка медицинских услуг.

Управление коммерческими  учреждениями здравоохранения носит более гибкий характер, по сравнению с государственными, ввиду отсутствия подотчетности финансирующим органам. Сегодня частные медицинские учреждения составляют сильную конкуренцию государственному сектору благодаря возможности обеспечить не только высокое качество услуг, но и высокий сервис.

Медицинский менеджмент –  это применение комплекса специальных принципов, подходов, методов и средств управления организациями системы здравоохранения различных форм собственности, направленная на удовлетворение следующих целей:

1) максимизацию прибыли  от коммерческой медицинской  деятельности;

2) повышение качества  жизни населения;

3) достижение социальной  гармонии, связанной с реализацией  права гражданина на качественную медицинскую помощь;

4) повышение доступности  медицинской помощи.

Оценка существующей проблематики медицинской отрасли вызвана внешними и внутренними факторами. 

Рассмотрим подробно модель проблематики рынка медицинских  услуг. 

 

 

Факторы, затрудняющие управление организациями здравоохранения

По способу возникновения  факторы, затрудняющие управление организациями здравоохранения, можно условно разделить на две группы: возникающие из внешней среды и возникающие из внутренней среды.

Факторы внешней среды:

– со стороны государства: трудновыполнимые лицензионные требования, завышенные требования к помещениям, устаревшие стандарты оснащения медицинских кабинетов, установление демпинговых цен на платные услуги государственных поликлиник;

– со стороны кредитных  организаций: неготовность кредитовать малый медицинский бизнес;

– со стороны поставщиков: высокая стоимость медицинского оборудования;

– со стороны потребителей: недоверие к коммерческой медицине, неготовность к платности медицинской помощи;

– прочие элементы: нехватка помещений.

Факторы внутренней среды:

– низкий диагностический  уровень;

– низкое качество рекламы  и маркетинга;

– низкая управленческая квалификация;

– дефицит квалифицированных  кадров;

– ограниченность финансовых ресурсов.

Взаимодействуя в совокупности, данные факторы приводят к торможению развития рынка медицинских услуг.

Основной проблемой формирующейся  сферы коммерческого здравоохранения  является отсутствие достаточного финансирования. Для развития и повышения конкурентоспособности коммерческой клиники необходимы значительные инвестиции, учитывая инновационный характер современных медицинских услуг. Платежеспособный спрос на дорогостоящие высокотехнологичные медицинские услуги остается на низком уровне, поэтому приобретение медицинскими учреждениями инновационного оборудования, помещений, обучение медицинского персонала являются для большинства коммерческих клиник не только недостижимым, но и нерентабельным решением.  

 

Проблема помещений и медоборудования

В условиях сложившейся ситуации с реинвестированием основных фондов происходит активное формирование сектора консультативных услуг, оказание которых не требует значительных капиталовложений. В практику таких учреждений входит направление на диагностические и лабораторные исследования (рентгена, эндоскопия, энцефалограмма, гормональные исследования) в государственные диагностические центры. Наиболее доступным оборудованием, которое есть практически в любой коммерческой клинике, являются ультразвуковой сканер и электрокардиограф. Однако медицинская техника как в государственных, так и в частных структурах не всегда новая, и качество ее показаний в некоторых случаях оставляет желать лучшего.

Сдерживающим фактором для  развития платной медицины является и проблема помещений. Максимально ощутима она в крупных городах, но и в регионах трудно подыскать подходящее здание по причине отсутствия соответствующих требованиям санитарных стандартов помещений.

Для большинства частных  клиник является невозможным строительство собственных зданий ввиду высокой затратности. В свою очередь, отсутствие подходящего помещения не позволит клинике получить лицензию на медицинскую деятельность, даже если соблюдены прочие лицензионные требования (наличие оборудования, квалификации кадров и т.д.).

Поэтому основная практика – это аренда частными клиниками необходимых площадей.

Коммерческие медицинские  центры смогут составить государственному сектору достойную конкуренцию  только тогда, когда приблизятся  к нему по своему оснащению. Развитая материально-техническая база частной клиники позволяет организации направлять поток пациентов внутри, не отправляя его во внешние структуры, и тем самым теряя значительную часть прибыли.

МЕНЕДЖМЕНТ В  ЗДРАВООХРАНЕНИИ

В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных  врачей, заведующие отделениями, директора  и начальники клиники, руководитель частного предприятия.  
Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию  индивидуальной деятельности, представительство  и ведение переговоров и сделок.

В системе практического  здравоохранения наиболее часто  используется демократический стиль. Процесс управления любым учреждением  протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения этих условиях влечет за собой изменений стиля управления.

 Менеджмент  и маркетинг в современном  здравоохранении.

Маркетинг - это комплексная  деятельность специалистов по организации  производства, сбыта продукции и  реализации услуг, ориентированная  на удовлетворение потребностей населения  с учетом выявленного ранее спроса и возможной прибыли.

В здравоохранении рынок  представлен учреждениями государственного здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов; рынок идей; рынок  фармакологической продукции; рынок  медицинской техники; рынок предметов  и услуг в области санитарии  и гигиены; рынок услуг в области  физической культуры; рынок системы  медицинского образования; рынок медицинских  услуг и нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок  медицинского страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды услуг, которые реализуют  менеджеры и продавцы. Сегменты рынка  определяются потребителям с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых, климатогеографических, психологических и других условий.

Рынок медицинских услуг - это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов  организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.

 В плане маркетинга любого медицинского учреждения должны быть предусмотрены следующие вопросы:

Какова ситуация с наличием услуг (товара) среди определенной группы населения или на определенной территории?

Каков спрос на данный вид  услуг (товар)?

Каковы производственные и транспортные затраты на изготовление и доставку товара (реализацию услуг), то есть себестоимость?

Какова потребительская  стоимость товара (услуг) на местном  рынке?

Какова покупательская способность  населения?

Каковы выигрышные, предпочтительные стороны предлагаемой продукции (или  услуг) по сравнению с существующими на рынке?

Имеются ли медицинские, маркетинговые, психологические и рекламные  условия для воздействия на потребности?

Для медицинских услуг  применяются: монопольные цены (устанавливаются  производителем); номинальные цены с учетом себестоимости и минимальной  прибыльности; оптовые цены (для  организаций отпускается большое  количество товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с  учетом допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца); рыночные цены (равные розничным) (определяются группой продающих субъектов  с учетом общей выгоды); скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий); твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей, договорами).

Медицинские услуг, как и  любой товар, имеют свои стадии жизненного цикла, знание которых имеет важное значение в маркетинге:

Существуют 3 типа маркетингового контроля: контроль исполнения годового плана, контроль прибыльности и контроль исполнения стратегических установок.

Медицинские учреждения при  маркетинге медицинских услуг должны учитывать: возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность, структура заболеваемости); возможности  лечебного учреждения (оснащенность, состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой, опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные и обязательные услуг, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях).

Стратегия маркетинга (поведение  на медицинском рынке) подразделяется на стратеги в отношении продукта (услуги) и стратегии в отношении  рынка. Направлениями стратегии  маркетинга для медицинских учреждений могут быть следующие:

Повышение качества потребительских  свойств товара (услуги). Например, для  центров ГСЭН - это использование  приборов с высокой разрешающей  способностью и высокой точностью  для оценки состояния окружающей среды, экспресс-методик.

Надежность изделия, его  гарантированное обслуживание и  ремонт.

Престижность фирмы и  закрепление ее в качестве лидера по данной услуге, производству.

Продажа товара (услуг) с  сопутствующими нужными услугами.

Наличие новизны, повышающей узнаваемость продукта, улучшающей возможность  использования и эстетическое восприятие, усиливающей эффективность и  др.

Одним из видов маркетинговой  стратегии в современном здравоохранении  должна стать стратегия социально-этического маркетинга, которая предполагает ведение  лечебно-профилактической деятельности, продажи товаров и услуг для  отдельных специальных групп  населения (пенсионеров, ветеранов  войны и труда, блокадников, одиноких, малообеспеченных, многодетных, лиц  с социально значимыми заболеваниями  и др.). В коммерческой деятельности должна обязательно быть предусмотрена  программ спонсорства, бесплатности, снижения цен, благотворительности, честности, этической направленности. Благоприятный  имидж медицинской организации, ее искренняя благотворительность  создают психологическое доверие  и, в конечном счете - медицинский  и экономический эффект.

Информация о работе Медицинский менеджмент