Медицинский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

В последнее пятилетие интерес к медицинскому менеджменту резко возрос. Теоретики и практики дискутируют на тему того, каким должно быть управление медицинскими учреждениями. Наибольшая часть трудов в данной сфере посвящена проблемам управления медицинскими учреждениями государственной формы собственности.

Содержание работы

I.МВА "Менеджмент в здравоохранении"
II. Медицинский менеджмент.
III.Факторы, затрудняющие управление организациями здравоохранения
IV.Менеджмент и маркетинг в современном здравоохранении.

Файлы: 1 файл

медицинский менеджмент.docx

— 53.77 Кб (Скачать файл)

Можно утверждать, что в 80-е  годы в нашей стране сложился своеобразный кризис здравоохранения, который проявлялся особенно остро по следующим направлениям:

1. Кризис здоровья. Если еще 20 лет назад группа здоровых составляла приблизительно 30% от общего числа населения, то теперь не более 20%. Более 25% населения ежегодно госпитализируется в больницы, из каждый 100 родившихся 11 имеют дефекты физического и психического состояния. Снизилась средняя продолжительность жизни;

2. Кризис финансирования. Если в начале 70-х расходы на здравоохранение составляли около 10% от ВНП, то теперь они составили менее 3% от ВНП.

3. Кризис материально-технической  базы;

4. Кризис кадров.

Цель медицинского страхования - повысить качество и расширить  объем медицинской помощи посредством: радикального увеличения ассигнований на здравоохранения; децентрализации  системы управления фондами здравоохранения; материальной заинтересованности медицинских  работников в конечных результатах; экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих; экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья. Именно так широко определена цель в законе о медицинском страховании.

Естественно, переход к  медицинскому страхованию порождает  значительное количество проблем, решение  которых становится чрезвычайно  актуальным. Так, в частности, важной проблемой является разработка методик  технико-экономического обоснования  соответствующих услуг. Для того чтобы создать условия для  развития системы медицинского страхования  в нашей стране, как отмечают многие специалисты, необходимо предварительное  решение следующих юридических, организационных и финансовых задач:

- "вписать" систему  медицинского страхования в основные  принципы, структуру и органы  управления существующей системы  государственного здравоохранения; 

- установить юридический  статус застрахованного, страхующихся организаций и учреждений, обеспечивающих предоставление медицинских услуг;

- разработать принципы  и единую систему ценообразования,  применяемую в системе медицинского  страхования; 

- разработать принципиально  новую информационную систему,  позволяющую определить эффективность  и качество медицинских услуг,  оказываемых в системе медицинского  страхования; 

- предложить схемы и  установить размеры формирования  финансовых ресурсов для медицинского  страхования, имея в виду участие  государства, предприятий, местных  органов власти, населения; 

- организовать на всех  уровнях управления здравоохранением систему арбитража.

С выходом Казахстана на траекторию устойчивого экономического роста и макростабилизации сформировались потенциальные возможности реализовать статью 29 Конституции Республики Казахстан (30 августа 1995 г.), которая гласит:

-Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья.

-Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом.

Получение платной медицинской  помощи в государственных и частных  лечебных учреждениях, а также у  лиц, занимающихся частной медицинской  практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом.

Главной социальной задачей  и обязанностью государства стало  усиление государственного регулирования  и адекватное финансовое обеспечение  гарантий в сфере охраны здоровья населения

Учитывая необходимость  ускоренной масштабной реорганизации  системы здравоохранения, модернизационный прорыв Казахстана должен быть системным и направленным на устранение политического, технологического, интеллектуального, инфраструктурного отставания отечественной системы здравоохранения и обеспечение его конкурентноспособности.

В современных условиях эффективным  механизмом инновационного развития является проектный менеджмент, включающий в  себя структурный компонент (ресурсное  обеспечение) и процессный компонент (технологическое обеспечение), и  содержание результата, которое характеризуется  качеством здоровья населения и  качеством оказываемых медицинских  услуг населению.

В республике продолжается переход на новый государственный  норматив сети организаций здравоохранения, который утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан  от 15 декабря 2009 года № 2131, что позволит упорядочить сеть государственных  организаций здравоохранения, создать  сеть многопрофильных больниц, обеспечить доступность ПМСП, в первую очередь  сельскому населению. Кроме того, изменение организационно-правовой формы медицинских организаций, позволит совершенствовать систему  управления, финансирования, капитального ремонта и строительства новых объектов здравоохранения, повысить экономическую эффективность их деятельности, а также решить вопросы кадрового обеспечения.

Продолжается развитие высокотехнологичных  услуг. ВСМП предоставляются 24 ведущими клиниками, которые обслуживают  около 60 тысяч больных. Постановлением Правительства Республики Казахстан  от 13 мая 2008 года № 451 создано акционерное  общество «Национальный медицинский  холдинг» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале. Национальный медицинский холдинг  объединяет пять инновационных объектов здравоохранения, расположенных на территории медицинского кластера в  городе Астана: Национальный научный  центр материнства и детства, Республиканский детский реабилитационный центр, Республиканский диагностический  центр,  Республиканский научный центр нейрохирургии, Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи, а также Медицинский университет Астана.  В 2010 году завершится строительство Кардиохирургического центра, который также войдет в состав Национального медицинского холдинга. Основной целью Национального медицинского холдинга является создание «Госпиталя будущего» – конкурентоспособного на международном уровне, который будет предоставлять гражданам Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья широкий спектр медицинских услуг на основе передовых медицинских технологий, современного больничного менеджмента, международных стандартов качества и безопасности, таких как неотложная помощь, амбулаторно-диагностическая служба, акушерство и гинекология, неонатальная помощь, внутренние болезни, нейро- и кардиохирургия, а также реабилитационное лечение. 

Сохраняется неравный доступ к медицинским услугам и низкое качество медицинских услуг. Ситуация усугубляется неравномерным распределением ресурсов между регионами страны. Размах колебаний объема средств на одного жителя в рамках ГОБМП и средняя стоимость пролеченного больного в стационарах в разных регионах республики в 2008 г. составляет более, чем 2 раза. Отсюда следует, что объемы и качество предоставляемых медицинских услуг больным с идентичными  заболеваниями в разных регионах страны могут иметь разницу в 2 раза. 

Уровень квалификации работающих специалистов составляет не менее серьезную  проблему отрасли. Несмотря на достаточно высокий уровень категорийности медицинских кадров (42%), качество оказываемых ими медицинских услуг не удовлетворяет потребителей и работодателей.

Остается крайне низким уровень  оплаты труда медицинских работников. Даже после повышения заработной платы работникам бюджетной сферы  в 2009 году на 30% ее размер в здравоохранении  в 1,6 раза меньше средней по всем видам  экономической деятельности. С 1 апреля 2010 года заработная плата в бюджетной  сфере повышена на 25%, в 2011 г. – запланировано  еще на 25%. Труд врачей государственных  медицинских организаций также  стимулирует дифференцированная оплата (преимущественно по квалификационным категориям).

За период реализации Госпрограммы проведена определенная работа по достижению качества подготовки кадров здравоохранения. Создана нормативная база медицинского образования. С 2007 года реализуются  новые образовательные программы  высшего медицинского образования,  основанные на компетентностном подходе и с учетом лучшего мирового опыта. Все 6 государственных медицинских вуза впервые за последние десять лет приобрели современное учебно-клиническое  и лабораторное оборудование. 2 вуза изменили организационно-правовую форму, перейдя на право полного хозяйственного ведения и получив большую самостоятельность. Поэтапно осуществляется внедрение инновационных образовательных технологий. В настоящее время более 400 преподавателей прошли переподготовку за рубежом, и более 350 – на месте с привлечением ведущих зарубежных преподавателей. Созданные учебно-клинические центры позволили сделать акцент на клинической подготовке студентов и интернов. Разработаны национальные стандарты институциональной аккредитации базового медицинского образования, основанные на глобальных стандартах улучшения качества Всемирной федерации медицинского образования.

Усилена нормативная база, регулирующая кадровый потенциал:  оптимизирована Номенклатура, усовершенствованы квалификационные характеристики к медицинским специальностям и должностям.

Для преодоления существенного  отставания от мировых стандартов начаты мероприятия по совершенствованию  управления медицинской наукой. Ряд  научных организаций изменил  организационно-правовую форму для  получения большей самостоятельности. Создаются научно-образовательно-практические кластеры. В научных организациях созданы центры доказательной медицины. Более 40 перспективных научных сотрудников  прошли обучение по менеджменту научных исследований  в университетах США. Повысилось число публикаций в рецензируемых международных изданиях, появились международные патенты. Разработана система рейтинговой оценки деятельности организаций медицинской науки.

Несмотря на предпринятые меры, основными проблемами в области  образования, науки и развития человеческих ресурсов здравоохранения Казахстана остаются качество подготовки кадров, уровень квалификации работающих специалистов, дефицит персонала, оказывающего  первичную медицинскую помощь, чрезмерная концентрация медицинского персонала в крупных городах, дисбаланс численности врачей и среднего медперсонала, отсутствие мотивационных стимулов к работе и недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения, низкая конкурентоспособность научных исследований, отсутствие инновационных достижений.

В Республике Казахстан начат  процесс реорганизации фармацевтической отрасли для адаптации к условиям рыночной экономики. 

Упорядочена деятельность по регистрации, сертификации, обеспечению  контроля качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и  медицинской техники, а также  их рекламы. Создан Национальный информационный лекарственный центр. Разработаны  два тома Государственной Фармакопеи Республики Казахстан.

Введено государственное  регулирование цен на медикаменты, закупаемые за счёт бюджета. 1 марта 2009 г. создана единая система дистрибуции  лекарственных средств и изделий  медицинского назначения в лице ТОО  «СК-Фармация», которая позволила  сделать гораздо более прозрачным рынок госзакупок лекарственных средств, приблизить его к международным стандартам в аспектах логистики, хранения и дистрибуции, одновременно сузив условия для лоббирования врачами продвижения многих лекарств. По результатам первого пилотного тендера по закупу 27 лекарственных средств в рамках ГОБМП сумма закупленных лекарств оказалась в 1,8 меньше запланированной. В среднем закупочные цены «СК-Фармации» снизились на 40%, чем достигнута значительная экономия государственных средств и увеличена доля потребления отечественных препаратов. Заключаются долгосрочные контракты с отечественными производителями, в том числе предполагающие трансферт «ноу-хау» по производству высокотехнологичных препаратов в Республике Казахстан и наращиванию экспортного потенциала (вакцины, инсулины, факторы крови и другие). Это позволит провести модернизацию существующих и строительство новых мощностей в соответствии с международными стандартами надлежащей производственной практики, обеспечить к 2014 году 50% внутреннего потребления лекарственных препаратов за счёт отечественного производства.

Наряду с достигнутыми успехами в фармацевтическом секторе  имеется определенный круг задач, требующих  первоочередного решения. Отмечается постоянный рост цен на лекарственные  средства зарубежных производителей, превышение международных медианных  цен на отдельные препараты и  большой разброс цен на лекарственные  средства между областями (на 30-50%). В  сельской местности сеть объектов фармацевтической деятельности развита слабо, кроме  того, система закупа лекарственных  средств для оказания ГОБМП децентрализована и не позволяет оперативно и бесперебойно обеспечивать население и организации здравоохранения лекарственными средствами. Требует дальнейшего совершенствования борьба с производством и распространением фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.

Определены приоритетные стратегические направления и механизмы  реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы.

Цель Программы: Укрепление здоровья граждан Республики Казахстан  и формирование эффективной системы  здравоохранения для обеспечения  социально-демографического развития страны.

Задачи:

- дальнейшее укрепление  здоровья населения путем улучшения  межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

- повышение доступности  и качества медицинской помощи  путем дальнейшего развития и  совершенствования  Единой национальной системы здравоохранения, с приоритетным развитием первичной медико-санитарной помощи;

- совершенствование медицинского  и фармацевтического образования  с целью формирования конкурентоспособного  кадрового потенциала. Развитие  медицинской науки, ориентированной  на разработку и внедрение  инновационных технологий

В Программе предусмотрены  меры по законодательному, инвестиционному, структурному, экономическому и кадровому  обеспечению выполнения планируемых  мероприятий с учетом межведомственного  и межсекторального взаимодействия. Реализация Программы будет способствовать динамичному развитию системы здравоохранения путем создания условий для перехода к высоким медицинским технологиям, малозатратным формам медицинского обслуживания, обеспечения профилактической направленности отрасли, повышения уровня доступности и качества медицинской помощи, адаптации системы здравоохранения к соответствию современным требованиям и рыночным условиям общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Медицинский менеджмент