Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:31, курсовая работа
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Введение
ГЛАВА 1. Адаптация персонала: современные подходы
1.1 Сущность и содержание процесса адаптации
1.2 Классификация адаптации
1.3 Цели и задачи
ГЛАВА 2. Система адаптации. Особенности адаптации персонала
2.1 Классификация персонала для участия в адаптационных мероприятиях
2.2 Основные направления адаптации по местам. Применяемые методы
ГЛАВА 3. Механизм адаптации и его реализация
3.1 Наставничество- разработка программ и планов
3.2 Мониторинг адаптационных мероприятий
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Адаптация персонала: современные подходы
1.1 Сущность и содержание процесса адаптации
1.2 Классификация адаптации
1.3 Цели и задачи
ГЛАВА 2. Система адаптации.
Особенности адаптации
2.1 Классификация персонала для участия в адаптационных мероприятиях
2.2 Основные направления адаптации по местам. Применяемые методы
ГЛАВА 3. Механизм адаптации и его реализация
3.1 Наставничество- разработка программ и планов
3.2 Мониторинг адаптационных мероприятий
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Основой
любой современной организации,
безусловно, являются люди, поскольку
именно люди обеспечивают эффективное
использование любых видов
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части. Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация, профориентация, введение в должность; детальный разбор системы эффективного управления адаптацией в организации.
Объект исследования - адаптация как составляющая эффективности труда.
Предмет исследования - адаптация персонала по местам.
ГЛАВА 1. Адаптация персонала: современные подходы
адаптация персонал рабочее место
1.1 Сущность и содержание процесса адаптации
Подбор и прием на работу
представляет собой довольно длительный
и дорогостоящий процесс -- к первому
дню работы нового сотрудника компания
уже затрачивает на него значительные
средства. Поэтому компания заинтересована
в том, чтобы принятый на работу сотрудник
не уволился через несколько месяцев.
Однако, как показывает статистика,
наиболее высокий процент принятых
на работу покидает организацию именно
в течение первых трех месяцев. Основные
причины ухода -- несовпадение реальности
с ожиданиями и сложность интеграции
в новую организацию. Помочь сотруднику
успешно влиться в новую
Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе.
"Опыт" такого рода
может зачастую объяснять
Облегчить вхождение новых
сотрудников в организацию
В самом общем виде адаптация
-- «процесс приспособления работника
к условиям внешней и внутренней
среды» Веснин В.Р. Практический менеджмент
персонала, М., 1998. Стр. 206-224.. Термин «адаптация»
чрезвычайно широк и
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях» Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М: Инфра-М, 2002.
И так, адаптация -- это взаимное
приспособление работника и организации,
основывающееся на постепенной врабатываемости
сотрудника в новых профессиональных,
социальных, психологических и
Когда человек поступает на работу, он включается в систему отношений внутри организации, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную и психологическую роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.
Процесс взаимного приспособления,
или трудовой адаптации, сотрудника
и организации будет тем
1.2 Классификация адаптации
Суммировав высказывания
различных авторов и вычленив
главное, можно осуществить
По отношениям субъект-объект:
активная -- когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
пассивная -- когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на работника:
прогрессивная -- благоприятно воздействующая на работника;
регрессивная -- пассивная
адаптации к среде с
3. По уровню:
первичная -- когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
вторичная -- при последующей смене работы.
4. По направлениям:
производственная;
непроизводственная.
Последний критерий классификации является определяющим для более широкой подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Классификация адаптации
Попытаемся раскрыть значения некоторых типов адаптации:
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника Бизюкова И. В. Кадры управления: подбор и оценка: Учеб. пособие. - М: Экономика, 1998..
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности Виханских О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник - М.: Гардарики,2003-528 с..
Психофизиологическая адаптация
-- адаптация к трудовой деятельности
на уровне организма работника как
целого, результатом чего становятся
меньшие изменения его
Психофизиологическая
Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.
Социально-психологическая
адаптация человека к производственной
деятельности -- адаптация к ближайшему
социальному окружению в
Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.
Сущность остальных форм адаптации понятна из названий.
1.3 Цели и задачи
В основание у всех авторов поставлены одни и те же задачи перед целями адаптации, мы позволили себе сделать общую интерпретацию целей всех авторов:
смягчение прелиминарных этапов, на которых для нового сотрудника все кажется непривычным и незнакомым
быстрое установление благоприятного отношения к организации в сознании нового сотрудника
снижение стартовых издержек. Новый сотрудник, как правило, работает менее эффективно, чем опытные коллеги, что требует дополнительных затрат. Эффективная ориентация уменьшает стартовые издержки и дает возможность новому работнику быстрее достигнуть общих стандартов исполнения работы
сокращению текучести кадров. Если работник ощущает себя ненужным, то он может отреагировать на это уходом с работы
экономию времени
развитие положительного отношения к работе, реализм в ожиданиях и удовлетворенность работой. Новый работник должен с реализмом отнестись к изучению того, что от него ждет организация. Его собственные надежды не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Каждый работник должен совмещать цели организации с собственными ценностями. Программа ориентации включает введение в организацию и введение в должность.
Как мы видим, все цели адаптации
сводятся к наиболее эффективной
работе адаптируемого персонала
в начале трудовой деятельности в
организации, предоставление ему всего
необходимого для этого и тем
самым, выводя сотрудника на новый, более
эффективный уровень его