Механизм адаптации и его реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.

Содержание работы

Введение

ГЛАВА 1. Адаптация персонала: современные подходы

1.1 Сущность и содержание процесса адаптации

1.2 Классификация адаптации

1.3 Цели и задачи

ГЛАВА 2. Система адаптации. Особенности адаптации персонала

2.1 Классификация персонала для участия в адаптационных мероприятиях

2.2 Основные направления адаптации по местам. Применяемые методы

ГЛАВА 3. Механизм адаптации и его реализация

3.1 Наставничество- разработка программ и планов

3.2 Мониторинг адаптационных мероприятий

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.75 Кб (Скачать файл)

 

Кроме того, способы включения  новых сотрудников в жизнь  организации могут существенно  активизировать творческий потенциал  уже работающих сотрудников и  усилить их включенность в корпоративную  культуру организации.

 

Для руководителя же информация о том, как организован в его  подразделении процесс адаптации  новых работников, может многое сказать  о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции Олегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом, М.: Финстатинформ, 1997..

 

 ГЛАВА 2. Система адаптации.  Особенности адаптации персонала

 

2.1 Классификация персонала  для участия в адаптационных  мероприятиях

 

Существенные различия в  адаптационных программах касаются, в первую очередь, объема и содержания предоставляемой новому работнику  информации, а также необходимости  ознакомления с рабочей документацией. Различия могут касаться и участников самого процесса. Для рабочего наставником  может быть коллега по подразделению  или линейный руководитель. В адаптации  менеджера среднего звена необходимо активное участие сотрудников службы управления персоналом и руководителей  более высокого звена. Кроме того, могут различаться сроки адаптации  работников разных уровней.

 

Так, например, могут быть определены адаптационные программы  для следующих работников:

 

сотрудники рабочих профессий;

 

менеджеры среднего звена;

 

менеджеры высшего звена.

 

Такое разделение позволяет  учитывать психологические особенности  каждой группы работников и обращать внимание на наиболее значимые вопросы  для каждой группы специалистов.

 

Остановимся на отдельных  видах адаптационных программ более  подробно.

 

Адаптация рабочих

 

Адаптационный период рабочих  самый продолжительный по времени  и совпадает с периодом испытательного срока (3 мес.), т.к. процесс освоения и приспособления рабочего к новому коллективу, новым производственным условиям и характеру деятельности включает две взаимосвязанные и  взаимообусловленные стороны: профессиональную и социально-психологическую.

 

Профессиональная адаптация  выражается в овладении рабочим  специальностью, профессиональными  навыками, в появлении чувства  удовлетворенности данным видом  деятельности.

 

Социально-психологическая  адаптация - это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству, коллегам и экономическим реалиям. Проблемы могут быть связаны с недооценкой  трудностей, к которым можно отнести, например, не оправдавшиеся ожидания быстрого успеха. Большинство людей  в первые дни работы опасаются  не справиться с обязанностями, обнаружить недостаток опыта или знаний, не найти общего языка с руководителем  или коллегами и в итоге  потерять работу.

 

Адаптация рабочего начинается с того, что после оценки его  опыта и знаний, составления карты  личностных и профессиональных характеристик  для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, прикрепляют наставника - сотрудника, имеющего возможность  оказать реальную поддержку и  помощь, работающего, как правило, в  одном подразделении с новичком.

 

Нового человека коллегам представляет руководитель того подразделения, где будет работать принятый работник, или сотрудник службы управления персоналом. Лучше, если первое задание  для новичка будет таким, с  которым он справится наверняка, что поможет ему почувствовать  уверенность в своих силах, получить удовлетворение от работы.

 

Адаптация менеджеров среднего звена

 

В процесс адаптации менеджеров среднего звена включается этап ознакомления с соответствующей документацией.

 

Принятому работнику предоставляются  следующие печатные документы:

 

краткое описание структуры  предприятия;

 

схема организационной структуры  предприятия;

 

план цехов, подразделений  предприятия;

 

список служебных телефонов;

 

«философия фирмы»;

 

обязательство о неразглашении  коммерческой тайны;

 

правила внутреннего трудового  распорядка;

 

бланк адаптации.

 

Представление другим сотрудникам, ознакомление с рабочим процессом  происходит при обязательном участии  сотрудника службы управления персоналом. Оптимальным способом подачи ознакомительного материала признано проведение специализированных семинаров по направлениям. Для скорейшей  адаптации менеджеров среднего звена, задействованных в производственном процессе, предприятие организует обучение технологии производства мебели, продакт-тренинги. Для менеджеров по продажам проводится дополнительное специальное обучение теории и практике продаж, технике эффективного общения Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М., 1998, стр. 237-242..

 

Внимание к процессу адаптации  менеджеров повышается, т.к. эта позиция  требует мобильного выполнения значительного  количества разнообразных, достаточно сложных функций. Если человек плохо  ориентируется в тонкостях своих  разносторонних обязанностей, от этого  страдает рабочий процесс, а сам  он разочаровывается в новой работе раньше, чем сумеет осознать, что  при соответствующей подготовке и помощи может справиться с трудностями. В связи с этим адаптационные  мероприятия должны выполнять еще  и функцию удержания, закрепления  нового работника на предприятии. Этому  способствует расширение сроков адаптационного периода, когда работа менеджера  подкрепляется контролем руководителя более высокого звена и соответствующей  помощью.

 

Адаптация руководителей

 

Процесс адаптации менеджеров высшего звена начинается с того, что принятому руководителю вручаются  печатные документы (перечень их такой  же, как и для менеджеров среднего звена).

 

Далее руководитель вводится в должность - генеральный директор или директор по персоналу представляет нового сотрудника. Происходит осмотр подразделения, знакомство с сотрудниками и ознакомление с предприятием в  целом.

 

Служба управления персоналом стремится помочь новому руководителю влиться в коллектив, предоставляя необходимую информацию о традициях  организации, потенциале каждого сотрудника, об особенностях социально-психологического климата в коллективе Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 1999. Стр.169-177..

 

Даже если с профессиональной стороны руководитель соответствует  занимаемой должности, в процессе социально-психологической  адаптации, как показывает практика, наиболее часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заключаются  в следующем:

 

1. С подчиненными поначалу  не всегда можно найти общий  язык вследствие их настороженности.  Коллектив не знает, чего можно  ожидать от нового руководителя, т.к. в начале работы человек,  как правило, демонстрирует свои  положительные стороны и тщательно  скрывает отрицательные, и должно  пройти достаточно времени, прежде  чем коллективу удастся составить  правильное мнение о руководителе.

 

2. Существует опасность  несоответствия уровня руководителя  уровню подчиненных. Если руководитель  будет на голову выше коллектива, подчиненные не смогут адекватно  воспринимать его требования  или распоряжения, основанные, например, на нестандартном подходе, и  руководитель окажется в положении  генерала без войска. Если происходит  наоборот, то коллектив оказывается  «стадом без пастуха» - этот вариант  может привести к эмоциональной  напряженности, особенно в случае, когда прежний начальник имел  более высокий профессиональный  уровень.

 

3. Принятие коллективом  нового руководителя связано  с сопоставлением его с предшественником  и отсутствием эмоциональной  связи с ним.

 

2.2 Основные направления  адаптации по местам. Применяемые  методы

 

Адаптация персонала на рабочем  месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей  стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого  периода. До сих пор многие государственные  предприятия и коммерческие организации  не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой  зарубежный опыт использования адаптационных  техник, который только в последнее  время стали перенимать отечественные  кадровики.

 

Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и  самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением  числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще  больше возрастает Коханов Е. Ф. Отбор  персонала и введение в должность. М., 1996..


Информация о работе Механизм адаптации и его реализация