Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:31, курсовая работа
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Введение
ГЛАВА 1. Адаптация персонала: современные подходы
1.1 Сущность и содержание процесса адаптации
1.2 Классификация адаптации
1.3 Цели и задачи
ГЛАВА 2. Система адаптации. Особенности адаптации персонала
2.1 Классификация персонала для участия в адаптационных мероприятиях
2.2 Основные направления адаптации по местам. Применяемые методы
ГЛАВА 3. Механизм адаптации и его реализация
3.1 Наставничество- разработка программ и планов
3.2 Мониторинг адаптационных мероприятий
Заключение
Список литературы
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация
о том, как организован в его
подразделении процесс
ГЛАВА 2. Система адаптации.
Особенности адаптации
2.1 Классификация персонала для участия в адаптационных мероприятиях
Существенные различия в
адаптационных программах касаются,
в первую очередь, объема и содержания
предоставляемой новому работнику
информации, а также необходимости
ознакомления с рабочей документацией.
Различия могут касаться и участников
самого процесса. Для рабочего наставником
может быть коллега по подразделению
или линейный руководитель. В адаптации
менеджера среднего звена необходимо
активное участие сотрудников службы
управления персоналом и руководителей
более высокого звена. Кроме того,
могут различаться сроки
Так, например, могут быть определены адаптационные программы для следующих работников:
сотрудники рабочих профессий;
менеджеры среднего звена;
менеджеры высшего звена.
Такое разделение позволяет
учитывать психологические
Остановимся на отдельных видах адаптационных программ более подробно.
Адаптация рабочих
Адаптационный период рабочих самый продолжительный по времени и совпадает с периодом испытательного срока (3 мес.), т.к. процесс освоения и приспособления рабочего к новому коллективу, новым производственным условиям и характеру деятельности включает две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: профессиональную и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация выражается в овладении рабочим специальностью, профессиональными навыками, в появлении чувства удовлетворенности данным видом деятельности.
Социально-психологическая адаптация - это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству, коллегам и экономическим реалиям. Проблемы могут быть связаны с недооценкой трудностей, к которым можно отнести, например, не оправдавшиеся ожидания быстрого успеха. Большинство людей в первые дни работы опасаются не справиться с обязанностями, обнаружить недостаток опыта или знаний, не найти общего языка с руководителем или коллегами и в итоге потерять работу.
Адаптация рабочего начинается
с того, что после оценки его
опыта и знаний, составления карты
личностных и профессиональных характеристик
для него определяют наиболее приемлемую
форму подготовки, прикрепляют наставника
- сотрудника, имеющего возможность
оказать реальную поддержку и
помощь, работающего, как правило, в
одном подразделении с
Нового человека коллегам представляет руководитель того подразделения, где будет работать принятый работник, или сотрудник службы управления персоналом. Лучше, если первое задание для новичка будет таким, с которым он справится наверняка, что поможет ему почувствовать уверенность в своих силах, получить удовлетворение от работы.
Адаптация менеджеров среднего звена
В процесс адаптации менеджеров
среднего звена включается этап ознакомления
с соответствующей
Принятому работнику предоставляются следующие печатные документы:
краткое описание структуры предприятия;
схема организационной структуры предприятия;
план цехов, подразделений предприятия;
список служебных телефонов;
«философия фирмы»;
обязательство о неразглашении коммерческой тайны;
правила внутреннего трудового распорядка;
бланк адаптации.
Представление другим сотрудникам,
ознакомление с рабочим процессом
происходит при обязательном участии
сотрудника службы управления персоналом.
Оптимальным способом подачи ознакомительного
материала признано проведение специализированных
семинаров по направлениям. Для скорейшей
адаптации менеджеров среднего звена,
задействованных в
Внимание к процессу адаптации
менеджеров повышается, т.к. эта позиция
требует мобильного выполнения значительного
количества разнообразных, достаточно
сложных функций. Если человек плохо
ориентируется в тонкостях
Адаптация руководителей
Процесс адаптации менеджеров высшего звена начинается с того, что принятому руководителю вручаются печатные документы (перечень их такой же, как и для менеджеров среднего звена).
Далее руководитель вводится в должность - генеральный директор или директор по персоналу представляет нового сотрудника. Происходит осмотр подразделения, знакомство с сотрудниками и ознакомление с предприятием в целом.
Служба управления персоналом стремится помочь новому руководителю влиться в коллектив, предоставляя необходимую информацию о традициях организации, потенциале каждого сотрудника, об особенностях социально-психологического климата в коллективе Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 1999. Стр.169-177..
Даже если с профессиональной стороны руководитель соответствует занимаемой должности, в процессе социально-психологической адаптации, как показывает практика, наиболее часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заключаются в следующем:
1. С подчиненными поначалу
не всегда можно найти общий
язык вследствие их
2. Существует опасность
несоответствия уровня
3. Принятие коллективом
нового руководителя связано
с сопоставлением его с
2.2 Основные направления адаптации по местам. Применяемые методы
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность. М., 1996..