Механизм обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

В условиях мирового финансового кризиса проблема экономической безопасности встает особенно остро. В сложившейся ситуации преимущество получили те страны, которые заблаговременно подготовились к негативным последствиям кризисного падения производства и спроса на продаваемую продукцию. К числу таких стран, например, можно отнести Китай, который благодаря продуманной экономической политике смог сохранить высокие темпы роста своей экономики даже в период кризиса.

Содержание работы

Введение --------------------------------------------------------------------- 2 стр.
1. Понятие экономической безопасности государства ------------ 3 стр.
1.1 Основные факторы определяющие уровень экономической
Безопасности ---------------------------------------------------------------- 4 стр.
2. Механизм обеспечения экономической безопасности
Страны ------------------------------------------------------------------------ 5 стр.
Заключение ------------------------------------------------------------------ 12 стр.
Список литературы -------------------------------------------------------- 15 стр.

Файлы: 1 файл

М еханизм обеспечения экономической безопасности.docx

— 40.07 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------  2 стр.

1. Понятие экономической безопасности государства ------------  3 стр.

1.1 Основные факторы определяющие уровень экономической

Безопасности ----------------------------------------------------------------  4 стр.

2.     Механизм обеспечения экономической безопасности

Страны ------------------------------------------------------------------------  5 стр.

Заключение ------------------------------------------------------------------  12 стр.

Список литературы --------------------------------------------------------  15 стр.

 

 

Введение

 

В условиях мирового финансового кризиса проблема экономической безопасности встает особенно остро. В сложившейся ситуации преимущество получили те страны, которые  заблаговременно подготовились  к негативным последствиям кризисного падения производства и спроса на продаваемую продукцию. К числу  таких стран, например, можно отнести  Китай, который благодаря продуманной  экономической политике смог сохранить  высокие темпы роста своей  экономики даже в период кризиса. В России, к сожалению, экономика  оказалась слабо подготовленной к негативным изменениям финансово-экономических  условий, поэтому в настоящее  время в России продолжается спад производства в большинстве секторов экономики. Все это указывает  на необходимость принятия срочных  мер направленных на ликвидацию основных угроз экономической безопасности российского государства.

Правительством  России проблема экономической безопасности долгое время игнорировалась. У нас  были попытки создания федеральных  органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических  интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической  безопасности при Правительстве  РФ), но они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической безопасности, которая должна будет обеспечить стратегическую защиту России от негативных изменений финансовой и социально-экономической  конъюнктуры.

 

 

 

 

 

 

    1.  Понятие экономической безопасности государства

 

Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей структур национальной безопасности страны, поскольку все остальные  виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения.

Экономическая безопасность - это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия. Кроме того, экономическая безопасность должна также обладать способностью предотвращать угрозы, противодействовать им и сводить начнет их негативное воздействие.

Среди исследователей существуют различные взгляды на понятие «экономическая безопасность». Например, по мнению В. Тамбовцева, «...под  экономической безопасностью той  или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния  ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» (6, с. 23).

Другой  ученый - В.А. Савин считает, что «экономическая безопасность представляет систему  защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут  выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли  хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной  деятельности» (5, с. 15).

Итак, в  общем смысле слова, под экономической  безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами  развития народного хозяйства. Подлинная экономическая безопасность государства может быть достигнута только тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики (или доминирующей в экономическом, военном или политическом отношении группы стран), а также степень обострения внутриполитической, социально-экономической и экологической ситуаций не превышают предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня и качества жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

1.1 Основные факторы определяющие уровень экономической безопасности.

Для того чтобы понять и оценить текущую  безопасность государства, необходимо знать факторы, которые определяют уровень экономической безопасности. К числу таких факторов большинство  исследователей относят:

  1. Геополитическое и экономико-географическое положение и связанное с этим размещение производительных сил на территории страны, доступ к ресурсам;
  2. Экономическая и военно-политическая мощь государства и ее конкурентные позиции в мировой экономической системе по стратегически важным видам экономической деятельности;
  3. Ориентация институциональной системы страны на поддержание отраслей национальной экономики, от которых зависит уровень экономической безопасности;
  4. Приоритеты экономической политики в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающие достижение международных (европейских) стандартов качества жизни населения страны (включая уровень здоровья, образования, социальной инфраструктуры, культуры, искусства);
  5. Параметры отраслевой и региональной структур ВВП, учитывающие стратегическую значимость отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности;
  6. Условия, определяющие принципы функционирования национальной экономики в составе ВТО, и зависящие от этих условий структуры экспорта/импорта материальных благ первого и высшего порядков, а также нематериальных активов, отнесенных к категории стратегической значимости;
  7. Наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств. Подобные обстоятельства могут возникнуть в результате обострения межгосударственных отношений; возникновения военных конфликтов и террористических актов; дестабилизации внутриполитической ситуации, усиления социальной напряженности, резких изменений демографической ситуации; усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экономических группировок или политических союзов и обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны; истощения жизненно важных ресурсов; возникновения стихийных бедствий и экологических катастроф в стране и за рубежом и т.п.

Вышеуказанные факторы, по существу, отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической  безопасности России. Каждая из этих угроз  представляет собой определенную степень  опасности для страны, что в  свою очередь. Предопределяет приоритеты противодействия этим угрозам.

    1.   Механизм обеспечения экономической безопасности страны

 

Для обеспечения экономической  безопасности России, для решения  поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации.

Механизм обеспечения экономической  безопасности страны в условиях глобализации – это система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз (10, с.34). Он включает в себя следующие элементы:

  • объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
  • выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
  • деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Механизм  обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации реализуется  посредством государственной стратегии, которая должна быть идеологией развития и учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная  цель экономической стратегии состоит  в формировании структуры экономики  и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных  создавать условия для внедрения  капитала в новое русло развития экономики.

Одно  из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит  в создании системы гибкого регулирования  рыночной экономики. В систему гибкого  государственного регулирования целесообразно  включить следующие основные подсистемы:

  • макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;
  • индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;
  • более жесткое планирование деятельности государственных пред приятии, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.

Другой  важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.

Государственная стратегия в области обеспечения  экономической безопасности разрабатывается  и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными  приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения  личности, социально-экономической  стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной  власти.

В этих целях  должна быть создана отлаженная и  надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая  осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических  преобразований, а также способная  взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия государственного вмешательства  в экономику, в частности, границы  государственного сектора, а также  обеспечить развитие эффективных методов  государственного регулирования.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией  экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы  экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной  и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической  сфере, продолжение институциональных  преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать  консолидации общества на условиях устойчивого  экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.

Основным  направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной  среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных  отечественных и иностранных  инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной  инвестиционной политики должны соблюдаться  следующие основные принципы:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
  • повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
  • значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
  • использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
  • стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

Следует заметить, что важнейшим элементом  механизма обеспечения экономической  безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних  угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления  этой деятельности следующие:

  • выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
  • организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
  • экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной  системы контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Механизм обеспечения экономической безопасности