Для обеспечения экономически безопасной
интеграции России в мировую экономику
государству, развивая специальные
институты, необходимо завершить:
- формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;
- исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;
- достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;
- обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;
- долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.
Многообразная
роль системы государственного и
хозяйственного управления в обеспечении
экономической безопасности страны
в условиях глобализации обусловлена
выполнением присущих его механизму
функций, в том числе следующих
(11, с.46).
Во-первых,
обеспечивать инструментарий для обоснования
и принятия стратегических и текущих решений,
охватывающих как макро-, так и микроэкономическое
регулирующее воздействие и параметры
функционирования государства;
Во-вторых,
обеспечивать с помощью экономических
и административных рычагов практическую
реализацию стратегии и текущих
программ экономического развития, анализ
и оценку достигаемых результатов,
корректировку осуществляемых мер
и действий в зависимости от складывающихся
условий;
В-третьих,
обеспечивать необходимую правовую и
политическую защиту экономического суверенитета
страны на основе выработки и последовательного
проведения в жизнь законодательных и
нормативных актов, предусматривающих
охранительные, поощрительные и запретительные
режимы в системе взаимоотношений с другими
странами;
В-четвертых,
формировать устойчивую и надежную систему
распределения прав, функций и ответственности,
взаимодействия органов и должностных
лиц, позволяющую быстро и компетентно
реагировать на все возникающие явления
и проблемные ситуации в функционировании
экономики.
Таким образом,
повышение экономической безопасности
России в большой степени зависит
от эффективности инструментов защиты
национальных интересов на внутренних
и внешних рынках. Однако, создавая
такие инструменты, необходимо учитывать
технологическую отсталость активной
части основных производственных фондов,
более высокую материалоемкость
производимой российской продукции, пока
еще слабую нормативную правовую
базу и экономическую нестабильность.
Одним их эффективных механизмов является
проведение разумной протекционистской
политики, защищающей национальные интересы
отечественных товаропроизводителей
на внутренних и внешних рынках,
которая предусматривает: борьбу с
монополистами; налоговые льготы; льготное
кредитование экспорта продукции обрабатывающей
промышленности; задействование режима
благоприятствования для предпринимателей
в различных отраслях производства;
особую значимость фактора ресурсосбережения.
Заключение
В конце
проведенного исследования основ экономической
безопасности России еще раз отметим
следующие ключевые выводы и положения:
1. Экономическая
безопасность - это состояние экономики,
в котором экономические интересы
личности, общества, государства, региона
или предприятия надежно защищены
от внутренних и внешних угроз;
она является основой устойчивости
и страны, и индивида, и предприятия.
2. К числу
факторов, которые определяют уровень
экономической безопасности России большинство
исследователей относят: 1) Геополитическое
и экономико-географическое положение
России; 2) Экономическую и военно-политическую
мощь России; 3) Ориентацию институциональной
системы страны на поддержание важнейших
отраслей национальной экономики; 4) Приоритеты
экономической политики России в отношении
социально-экономической и экологической
сферы, обеспечивающие достижение европейских
стандартов качества жизни населения
страны; 5) Параметры отраслевой и региональной
структур ВВП; 6) Условия, определяющие
принципы функционирования национальной
экономики в составе международных организаций;
7) Наличие резервов стратегически важных
материальных благ первого и высшего порядков
в объемах, достаточных для обеспечения
экономической безопасности в условиях
форс-мажорных обстоятельств.
3. Основой
обеспечения экономической безопасности
России является постоянная, целенаправленная
деятельность государства по
созданию необходимых условий: 1)
для поддержания конкурентных
преимуществ ведущих отраслей
российской экономики на внешних
и внутренних рынках; 2) для достижения
европейского (международного) уровня
и качества жизни населения
страны, в том числе с учетом
противодействия «экологической
экспансии».
4. В целом
внутренние угрозы большинству
экономистов представляются более
опасными, нежели угрозы внешние
(исключая угрозу прямой военной
агрессии). В настоящее время в
России наибольшую тревогу вызывают
именно внутренние угрозы. К числу
основных внутренних угроз экономической
безопасности России можно отнести: 1)
дисбалансе между гипертрофированно разросшимися
нефтяной и газовой отраслями промышленности
и слаборазвитыми несырьевыми отраслями;
2) невосприимчивость экономики к инновациям;
3) слабая конкурентоспособность отечественных
предприятий; 4) хроническая инфляция;
5) малый объем ресурсов финансовой системы;
6) многолетний непропорционально большой
вывоз коммерческими банками капитала
за рубеж; 7) низкая инвестиционная привлекательность
российской экономики; 8) высокий уровень
коррупции; 9) многочисленные бюрократические
преграды на пути развития малого бизнеса;
10) низкий уровень экономического развития
восточносибирских регионов; 11) высокая
смертность экономически активного населения
и низкий уровень рождаемости.
5. Для преодоления существующих
угроз экономической безопасности
России необходимы следующие
меры: 1) Использование позитивного
американского опыта в борьбе
с кризисом в период проведения
«нового курса» Ф. Рузвельтом;
2) Контроль за ценами в высокомонополизированных
отраслях (в особенности, в естественных
монополиях) для снижения издержек производства
и достижения паритета цен; 3) Проведение
глубокой налоговой реформы, которая,
в частности, должна снизить нагрузку
на производство и усовершенствовать
таможенную политику; 4) Ограничить иностранные
инвестиции в уязвимые для национальной
безопасности отрасли и сферы деятельности;
5) Обеспечить стимулирование спроса, восстановление
сбережений граждан и оборотных средств
предприятий; 6) Провести пересмотр актов
приватизации с отменой проведенных противозаконно,
а также актов явно вредных для экономики
страны; и окончательно закрепить и защитить
права собственности в отношении остальных
предприятий; 7) установить контроль за
оборотом земли через сеть земельных банков,
задействовать жесткую (вплоть до уголовной)
систему ответственности за неэффективное
управление госимуществом, а также ввести
норму ответственности наемных управляющих
перед акционерами, трудовым коллективом
и государством; 8) существенно увеличить
число малых и средних предприятий, число
венчурных и опытных предприятий, а также
сократить разрыв между рентабельностью
учреждений финансово-банковской системы,
торговли и рентабельностью отраслей
промышленности и сельского хозяйства;
9) необходимо создать единый рынок СНГ,
усилить интеграцию стран содружества
и Восточной Европы; 10) нужно создать специальный
Совет Экономической Безопасности для
мониторинга экономической безопасности
России, изучения угроз безопасности и
разработки мер для поддержания и усиления
экономической безопасности.
Список литературы
- Вечканов Г.С. Экономическая безопасность - СПб.: Вектор, 2007
- 256 с.
- Коротецкий Ю.В. Поправки на ветер // Эксперт. - 2005.
- № 8.
- Медведев В.С. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. 2008. №3.
- Петренко И.Н. Экономическая безопасность России. Денежный фактор.
- М.: Маркет ДС, 2005. - 240 с.
- Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 2007. №9.
- Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 2005. №3.
- Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов / Под ред. В.С. Гусева.
- СПб.: Питер, 2006. – 281 с.
- Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал.
2009. №5.
- Эксперт. - 2009. - № 5.
- Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. - 2009. – № 1.
- Плисецкий Д. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // Мировая экономика и международные отношения. -
2002. - № 5.