Механизм обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

В условиях мирового финансового кризиса проблема экономической безопасности встает особенно остро. В сложившейся ситуации преимущество получили те страны, которые заблаговременно подготовились к негативным последствиям кризисного падения производства и спроса на продаваемую продукцию. К числу таких стран, например, можно отнести Китай, который благодаря продуманной экономической политике смог сохранить высокие темпы роста своей экономики даже в период кризиса.

Содержание работы

Введение --------------------------------------------------------------------- 2 стр.
1. Понятие экономической безопасности государства ------------ 3 стр.
1.1 Основные факторы определяющие уровень экономической
Безопасности ---------------------------------------------------------------- 4 стр.
2. Механизм обеспечения экономической безопасности
Страны ------------------------------------------------------------------------ 5 стр.
Заключение ------------------------------------------------------------------ 12 стр.
Список литературы -------------------------------------------------------- 15 стр.

Файлы: 1 файл

М еханизм обеспечения экономической безопасности.docx

— 40.07 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику  государству, развивая специальные  институты, необходимо завершить:

  • формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;
  • исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;
  • достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;
  • обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;
  • долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.

Многообразная роль системы государственного и  хозяйственного управления в обеспечении  экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена  выполнением присущих его механизму  функций, в том числе следующих  (11, с.46).

Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;

Во-вторых, обеспечивать с помощью экономических  и административных рычагов практическую реализацию стратегии и текущих  программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых результатов, корректировку осуществляемых мер  и действий в зависимости от складывающихся условий;

В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;

В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.

Таким образом, повышение экономической безопасности России в большой степени зависит  от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать  технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.

Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской  политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с  монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

 

 

Заключение

 

В конце  проведенного исследования основ экономической  безопасности России еще раз отметим  следующие ключевые выводы и положения:

1. Экономическая  безопасность - это состояние экономики,  в котором экономические интересы  личности, общества, государства, региона  или предприятия надежно защищены  от внутренних и внешних угроз;  она является основой устойчивости  и страны, и индивида, и предприятия.

2. К числу факторов, которые определяют уровень экономической безопасности России большинство исследователей относят: 1) Геополитическое и экономико-географическое положение России; 2) Экономическую и военно-политическую мощь России; 3) Ориентацию институциональной системы страны на поддержание важнейших отраслей национальной экономики; 4) Приоритеты экономической политики России в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающие достижение европейских стандартов качества жизни населения страны; 5) Параметры отраслевой и региональной структур ВВП; 6) Условия, определяющие принципы функционирования национальной экономики в составе международных организаций; 7) Наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.

3. Основой  обеспечения экономической безопасности  России является постоянная, целенаправленная  деятельность государства по  созданию необходимых условий: 1) для поддержания конкурентных  преимуществ ведущих отраслей  российской экономики на внешних  и внутренних рынках; 2) для достижения  европейского (международного) уровня  и качества жизни населения  страны, в том числе с учетом  противодействия «экологической  экспансии».

4. В целом  внутренние угрозы большинству  экономистов представляются более  опасными, нежели угрозы внешние  (исключая угрозу прямой военной  агрессии). В настоящее время в  России наибольшую тревогу вызывают  именно внутренние угрозы. К числу основных внутренних угроз экономической безопасности России можно отнести: 1) дисбалансе между гипертрофированно разросшимися нефтяной и газовой отраслями промышленности и слаборазвитыми несырьевыми отраслями; 2) невосприимчивость экономики к инновациям; 3) слабая конкурентоспособность отечественных предприятий; 4) хроническая инфляция; 5) малый объем ресурсов финансовой системы; 6) многолетний непропорционально большой вывоз коммерческими банками капитала за рубеж; 7) низкая инвестиционная привлекательность российской экономики; 8) высокий уровень коррупции; 9) многочисленные бюрократические преграды на пути развития малого бизнеса; 10) низкий уровень экономического развития восточносибирских регионов; 11) высокая смертность экономически активного населения и низкий уровень рождаемости.

5. Для преодоления существующих  угроз экономической безопасности  России необходимы следующие  меры: 1) Использование позитивного  американского опыта в борьбе  с кризисом в период проведения  «нового курса» Ф. Рузвельтом; 2) Контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержек производства и достижения паритета цен; 3) Проведение глубокой налоговой реформы, которая, в частности, должна снизить нагрузку на производство и усовершенствовать таможенную политику; 4) Ограничить иностранные инвестиции в уязвимые для национальной безопасности отрасли и сферы деятельности; 5) Обеспечить стимулирование спроса, восстановление сбережений граждан и оборотных средств предприятий; 6) Провести пересмотр актов приватизации с отменой проведенных противозаконно, а также актов явно вредных для экономики страны; и окончательно закрепить и защитить права собственности в отношении остальных предприятий; 7) установить контроль за оборотом земли через сеть земельных банков, задействовать жесткую (вплоть до уголовной) систему ответственности за неэффективное управление госимуществом, а также ввести норму ответственности наемных управляющих перед акционерами, трудовым коллективом и государством; 8) существенно увеличить число малых и средних предприятий, число венчурных и опытных предприятий, а также сократить разрыв между рентабельностью учреждений финансово-банковской системы, торговли и рентабельностью отраслей промышленности и сельского хозяйства; 9) необходимо создать единый рынок СНГ, усилить интеграцию стран содружества и Восточной Европы; 10) нужно создать специальный Совет Экономической Безопасности для мониторинга экономической безопасности России, изучения угроз безопасности и разработки мер для поддержания и усиления экономической безопасности.

 

 

Список литературы

 

  1. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность - СПб.: Вектор, 2007 - 256 с.
  2. Коротецкий Ю.В. Поправки на ветер // Эксперт. - 2005. - № 8.
  3. Медведев В.С. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. 2008. №3.
  4. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России. Денежный фактор. - М.: Маркет ДС, 2005. - 240 с.
  5. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 2007. №9.
  6. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 2005. №3.
  7. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов / Под ред. В.С. Гусева. - СПб.: Питер, 2006. – 281 с.
  8. Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. 2009. №5.
  9. Эксперт. - 2009. - № 5.
  10. Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. - 2009. – № 1.
  11. Плисецкий Д. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 5.

 

 


Информация о работе Механизм обеспечения экономической безопасности