Механизмы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития организаций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Структура экономического механизма менеджмента………………………...3
Принципы, функции и методы внутрифирменного управления……………..6
Управление производством через обеспечение процесса производства,
его развитие и сбыт продукции………………………………………………....9
Состав системы управления персоналом……………………………………....12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

механизмы менеджментаMicrosoft Word.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Функция планирования также  приобрела качественно новые  черты и особенности. В современных  условиях внутрифирменное планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем вытекает из огромных масштабов обобществления производства. Эта функция развивается и дополняется ныне функций маркетинга, в связи с осуществлением которой планирование приобретает новое содержание. Особо следует отметить расширение горизонта планирования. Это означает, что планирование выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования и отражает качественно иное содержание этой функции.

В связи с этим заметные изменения претерпело содержание функции контроля, которой тесно связан с осуществлением функции планирования и способствует его более полной реализации.

Это означает, что к  изучению функций управления ТНК  нельзя подходить с чисто формальной стороны, а необходимо выявлять и анализировать изменения, происходящие в содержании управленческих понятий и представлений. Эти изменения отражают глубинные процессы, происходящие в мировой экономике, к которым в свою очередь пытаются приспособиться и современные ТНК.

Функции управления проявляются более полно в условиях комплексного подхода к организации деятельности ТНК, применения целевого управления и создания программно - целевых структур, с помощью которых выполняются поставленные перед фирмой задачи.

Комплексный подход к  изучению функций централизованного управления ТНК охватывает такие функции, как внутрифирменное планирование и контроль, которые, как уже отмечалось, между собой тесно связаны и дополняют друг друга.

На современном этапе возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления, основанных на применении системы маркетинга. Это обусловлено как ростом размеров и усложнением содержания и характера деятельности фирм, так и усилением трудностей реализации продукции на мировом рынке. В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии фирмы, основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки в широком круге стран. Приспосабливая свои производственные и сбытовые программы применительно к конкретным рынкам, ТНК руководствуется стремлением получить возможность извлекать выгоды из разницы в экономической ситуации на рынках разных стран; захватывать или удерживать позиции; обеспечивать свои предприятия источниками сырья, пользоваться плодами НТП. А это требует всестороннего и глубокого изучения потребностей отдельных рынков и приспособления к требованиям потребителей. Тот факт, что изучение и анализ рынка играют определенную роль в формировании основных направлений направлений функционирования и развития ТНК, предопределяет в значительной мере всю их деятельность и повышает требования к экономическим методам хозяйствования.

 

Управление производством  через обеспечение процесса производства, его развитие и сбыт продукции.

Усиление централизации  в управлении в основе своей является объективным требования развития современного производства, неизбежным следствием роста международного разделения труда. Характерно развитие двух противоположных  тенденций: с одной стороны, происходит объединение и слияние различных производственных процессов в единый технологический процесс, охватываемый фирмой и, с другой - усиливается тенденция к дальнейшему раздроблению, разъединению процессов производства на отдельные, но взаимосвязанные процессы, т.е. углубление специализации производства. В этих условиях возрастает значение централизации управления, сознательного установления взаимосвязи производственных процессов и строгого контроля за их осуществлением. Все это требует целенаправленного управления процессом производства из единого центра, охватываемого рамками фирмы. Следовательно, централизация управления - это не только продукт развития производства в современных условиях, но и важнейший рычаг воздействия на это производство. Поэтому дальнейшее повышение централизации - важнейшая черта стадии развития производства.

Внешняя среда фирмы  выступает как нечто заданное.

Ее составляют:

- потребители;

- поставщики;

- капиталисты;

- наемные работники;

- государство (общество);

- конкурирующие фирмы;

- уровень технологического  развития отрасли, в которой  действует фирма;

- общая экономическая  обстановка;

- политическая обстановка  в мире и регионе.

Внутренняя среда фирмы  является, по существу, реакцией на внешнюю  среду.

Основные цели, которые  ставит перед собой фирма, часто  сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

- производство,

- маркетинг,

- НИОКР,

- финансовое управление,

- общее управление.

Такое деление на сферы  деятельности носит условный характер. И конкретизируется в общей и  производственной организационных  структурах. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней  средой иллюстрируется схемой. Таким  образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:

- потребления;

- научно-технической,  экономической, политической информации;

- капитала;

- рабочей силы;

- сырья, материалов  и комплектации.

Эти рынки и сама фирма  в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.

Очевидно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены  и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно  говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

- особенностью производственного  процесса,

- характером внешней  среды фирмы.

Производственным процессом  является организация всех элементов  производства в пространстве и времени. Производственный процесс должен осуществляться по принципу максимизации результатов при минимизации затрат. Необходимо выделить элементы процесса и организовать их.

Основное содержание производственного  процесса заключается в совокупности связанных между собой обеспечения, обслуживания, вспомогательных процессов и основного процесса. В этой совокупности реализуются все производственные функции.

Процесс обеспечения включает маркетинг.

Процесс обслуживания включает транспорт, энергетику, контроль над  этим и т. п.

Вспомогательный процесс  предназначен для обеспечения производства необходимым: оснасткой, инструментами, оборудованием.

Параметром этих процессов  является время - т. е. необходимо решать все вопросы в кратчайшие сроки.

К сожалению, как показывает практика, количество поставщиков не растёт, а наоборот уменьшается, в результате поднимаются закупочные цены. Среди же конкурентов из года в год наоборот наблюдается увеличение, как результат снижается продажная цена.

Как известно, именно благодаря  разнице между закупочной и продажной  ценой предприятие получает прибыль. Таким образом, очевидно, что прибыль снижается, соответственно, падает и рентабельность.

Таким образом, производственный менеджмент - это управленческая подсистема, занятая производством товаров  в определенном количестве, данного качества, в установленные сроки и при минимальных затратах.

Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо изучать  человека, его психологические особенности, адаптационные возможности.

Прибыль - итог успешной деятельности предприятия. Вместе с тем она создает определенные гарантии дальнейшему существованию предприятия, поскольку только она и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничить и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Поскольку конъюнктура рынка постоянно меняется, предприятиям приходится повсеместно сталкиваться с риском нельзя забывать о том, что перемены происходят в положении конкурентов на рынке, условиях и формах финансирования, экономическом положении собственной страны или условий на экспортных рынках и т.д. Поэтому важнейшей обобщенной функцией прибыли можно считать обеспечение условий существования предприятия.

 

Состав системы  управления персоналом.

 

Схема управления персоналом Разработка и проведение кадровой политики

Оплата и стимулирование труда

Групповое управление, взаимоотношения  в коллективе и с профсоюзами

Социально-психологические  аспекты управления

1.Принципы подбора  и расстановки персонала.

2.Условия найма и  увольнения

3.Обучение и повышение квалификации

4.Оценка персонала  и его деятельности

1.Формы оплаты труда

2.Пути повышения производительности  труда

3. Поощрительные системы  оплаты труда

1.Вовлечение работников  в управление на низовом уровне

2.Рабочие бригады и  их функции

3.Взаимоотношения в коллективе

4.Взаимоотношения с  профсоюзами

1.Мотивация труда работников  и творческая инициатива

2.Организационная культура  фирмы

3.Влияние управления  персоналом на деятельность фирмы  и её организацию


 

Акционерные общества, основанные на принципах партнерства, практикуют разные формы участия рабочих в управлении и прибылях.

Главное в том, что в  современных условиях в крупном  производстве уровень квалификации и самосознания работников объективно требует их участия в управлении, в принятии решений. Теперь многие понимают, что без сотрудничества, кооперации, партнерских отношений с персоналом менеджеры и собственники не в состоянии управлять производственным процессом и добиваться повышением производительности труда. Поэтому оптимальной формой хозяйственной организации на микроуровне считается акционерная компания, в которой значительная часть акций принадлежит рабочим, и персонал который участвует в управлении. Это обусловлено в значительной степени тем, что в современных условиях у работников появились новые жизненные ценности: стремление к творческой самореализации, к полноправному участию в процессе принятия решений и несению ответственности за их реализацию; к социальной защищенности и повышению уровня жизни наряду с повышением эффективности производства. Поэтому развитие партнерских отношений в производстве считается закономерным, объективно обусловленным процессом, применяемым практически всеми фирмами развитых стран.

Развитие партнерских  отношений между предпринимателями  и работниками предполагает:

ослабление диктата  менеджмента;

заинтересованность рабочих  в успешной деятельности фирмы;

улучшение трудовых отношений  на производстве: сокращение текучести  кадров, прогулов и забастовок, улучшение  климата в производственном звене;

государственную поддержку: издание законов об участии рабочих в управлении; создание социальных фондов для выкупа акций работниками; налоговые льготы фирмам, практикующим распределение части прибыли среди персонала.

В производственных кооперативных  фирмах решения принимаются коллективно всеми по принципу «один человек - один голос». Эти фирмы имеют преимущество перед частными фирмами в вопросах производительности труда, социального климата и трудовых отношений, текучести кадров, числа прогулов и забастовок, а также равномерного распределения прибыли. Однако они существенно проигрывают им в вопросах инвестирования, так как склонны к проеданию своих прибылей и проявлению консерватизма в осуществлении рисковых проектов и внедрении технических новшеств. Кроме того, самоуправляющиеся кооперативные фирмы стремятся нанимать как можно меньше менеджеров, что снижает профессионализм в управлении.

Производственные кооперативные  фирмы постоянно испытывают трудности  с привлечением капитала, с получением заемных средств, так как собственники капитала остерегаются предоставлять его в распоряжение фирм, которые, по сути, не несут никакой ответственности за риск.

Право голоса у работников при решении управленческих вопросах невелико. Согласно закону, в частных  фирмах представители работников имеют право принятия решения по ограниченному кругу вопросов: ликвидация фирмы, слияние с другой фирмой, изменение местоположения.

Право контроля и участия  в управлении фирмой работники часто  передают специальному комитету, формируемому администрацией фирмы, в котором могут принимать участие и представители профсоюзов, если они принимают участие в заключении договора о программах ЭСОП. Это обусловлено тем, что обычно наемный персонал не придает большого значения формальному представительству работников в управленческих органах.

Известно, что оплата за труд является одним из важнейших  стимулов для работников при реализации намеченных планов предприятия. Основным источником выплат заработной платы  является запланированный фонд оплаты труда, который формируется за счет себестоимости выпускаемой или реализуемой продукции. Это означает, что увеличение заработной платы путем увеличения размера вышеуказанного фонда будет приводить к увеличению себестоимости и, соответственно, к уменьшению конкурентоспособности выпускаемой или реализуемой продукции.

Информация о работе Механизмы менеджмента