Менеджер и его качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель - это конечный результат.
Неформальные группы и организации возглавляются лидерами (неформальными), которые в отличие от формальных не назначаются, а завоёвывают признание работников. Формальный лидер действует в рамках делегируемых ему полномочий. Действия неформального лидера определяются и интересами группы или организации и могут выходить за рамки формальных отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....1
1. Понятие и сущность лидерства………………………………………….......3
2. Отличие лидера от менеджера……………………………………………….7
3. Современные модели лидерства…………………………………………......8
4. Лидерские качества менеджера, имидж менеджера………………………15
5. Руководитель в системе управления…………………………………….....20
5.1. Личные способности руководителя, как фактор его успешной
деятельности в системе управления……………………………………........20
5.2. Личностные черты руководителя………………………………………..25
5.3. Менеджерские характеристики руководителя……………………….....26
5.4. Баланс рабочего времени руководителя………………………………...27
5.5. Оценка эффективности работы руководителя………………………….28
6. Стили руководства………………………………………………………….30
7. Памятка лидера……………………………………………………………...33
Практическая работа…………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………...……..40

Файлы: 1 файл

менеджер в лидерстве.docx

— 90.08 Кб (Скачать файл)

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;  распределение заданий и инструктаж  подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли:

  • роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль (имидж и представительство во внешнем мире) фактический может играть номинальный глава фирмы,

обеспечивающий и вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы. Это и коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

  • роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.
  • роль, связанная с принятием решений. Её играет руководитель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Её играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Её, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

В современных условиях, в нашей стране, часто все эти проблемы ложатся на плечи одного человека, выступающего во всех вышеперечисленных ролях – лидера.

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчинённых, умении

поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и

отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.

Чтобы человеку реализовать все эти потребности ему, прежде всего, нужно личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант свойственно не многим. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только

квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

 Современный  менеджер должен активно бороться  с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним, наоборот, платят признанием и благодарностью.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности.

Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

5.2. Личностные черты руководителя.

Современный руководитель должен быть специалистом, в совершенстве знать все стороны деятельности управляемого объекта, обладать, способностью принимать решения и уметь предвидеть экономические, социально-психологические и организационные последствия реализации принимаемых решений.

Руководитель должен постоянно совершенствовать стиль и методы работы. Эффективное использование трудового потенциала руководителя возможно только при:

  • умении организовать работу коллектива;
  • воспитании в себе таких индивидуально-психологических свойств, которые позволили бы взаимодействовать с ролевой структурой и ролевыми представлениями, а также учитывать социальные и психофизиологические особенности мужчин и женщин, вести дело ответственно, честно;
  • объективной оценке деятельности подчинённых, умении видеть лучшие черты, поддерживать и развивать их, искоренять недостатки, разбираться в людях, понимать всю сложность каждого характера, использовать качества людей для пользы коллектива и повышении эффективности работы;

 

  • создании условий для наилучшего социально психологического климата;
  • умении ориентироваться в сложной обстановке;
  • заботе о коллективе и каждом сотруднике.

Трудовой потенциал руководителя – это условная совокупность знаний, умений, навыков, привычек, одарённостей, способностей, обуславливающих успех его деятельности при фиксированных внешних условиях.

Руководитель при осуществлении практической работы должен иметь следующие качества:

    • выдержка;
    • вежливость;
    • тактичность;
    • скромность;
    • непримиримость к лести;
    • чуткость;
    • самокритичность;
    • самодисциплина;
    • требываемость;
    • равное отношение ко всем.

5.3. Менеджерские характеристики руководителя.

Содержание деятельности современного менеджера зависит от многообразных факторов:

  • в условиях стремительной информатизации всей жизни, большая роль принадлежит компьютерной технике и технологии;
  • развитие международных культурных и экономических связей, интегративных процессов, объединяющих мировую экономику в гигантский комплекс, требует хорошего владения иностранными языками;
  • современному менеджеру необходимо глубокое знание макро- и микро экономических процессов, соединённых со знанием культуры, политики, обычаев, религий.
  • в понятие профессиональной культуры менеджера органично входят фундаментальные знания в области психологии, философии этики и других дисциплин, формирующих как общечеловеческое общение, так и общение на уровне отдельных индивидов.

5.4. Баланс рабочего времени руководителя.

Одна из первостепенных задач каждого руководителя – научится планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.

Советы руководителю, которые экономят время:

  • требуйте от себя и подчинённых точного и конкретного изложения вопроса по существу;
  • умейте слушать;
  • заранее составляйте распорядок дня;
  • никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится;
  • поставьте своей целью выполнить все задуманные вами работы в строго намеренные сроки;
  • не упускайте из виду мелочи;
  • приступайте к делу сразу же, если вы знаете, что надо делать;
  • цените время и своё и чужое;
  • не увязывайте в телефонных разговорах;
  • научитесь говорить нет, если вы не научитесь этому, то окажитесь вовлечёнными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле.

5.5. Оценка эффективности работы руководителя.

Задача оценки руководителей и специалистов по результатам труда состоит:

  • в выявлении соответствия работника занимаемой должности;
  • в определении трудового вклада в условиях коллективной оплаты труда с целью увязки общей эффективности труда работника и уровня его должностного оклада;
  • в обеспеченности повышения индивидуальной отдачи от работников их чёткой ориентации на конечный результат;  
  • в привязке деятельности специалистов и руководителей к главной цели отдела, предприятия или фирмы.

При оценке деятельности руководителей возникает немало проблем:

  • как оценивать итоги производства;
  • как оценивать вклад функций управления в эти итоги;
  • как оценивать долю конкретного работника в этом вкладе.

Труд руководителя оценивается, прежде всего, по результатам работы подчинённого ему подразделения. Показатели этой оценки:

  • выполнение планового задания по объёму и важнейшей номенклатуре;
  • производительность труда;
  • качество продукции.

 

 

 

Таблица №2  (приложение Б.2).

 

Потенциальные ограничения, которые могут возникнуть:

  • неумение управлять собой;
  • размытые личные ценности;
  • нечёткие личные цели;
  • остановка саморазвития;
  • недостаточность навыка решать проблему;
  • недостаток творческого подхода;
  • неумение влиять на людей;
  • недостаточное понимание особенностей управленческого труда;
  • слабые навыки руководства;
  • неумение обучать;
  • низкая способность формировать коллектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Стили руководства.

Любой лидер, в большей или меньшей степени, является руководителем, следовательно, у него имеется определённый стиль руководства.

Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении  «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.

Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами, происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, большом личном капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Такой руководитель относится к своим подчинённым исключительно недоверчиво. Наиболее часто он выражает своё отношение к подчинённым следующим образом:

  • Каждому человеку от природы присуще нежелание работать, а по этому он старается избегать затрат труда, где это только возможно.
  • Честолюбие присуще очень многим, люди стараются избегать прямой ответственности, предпочитают быть ведомыми.
  • Помимо всего вышесказанного каждый человек старается обеспечить себе полную безопасность.
  • Чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на достижение единой цели, абсолютно необходимо применять различные меры принуждения, контроля, а также напоминать о возможности наказания.

Информация о работе Менеджер и его качества