Менеджер как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:38, реферат

Описание работы

Ориентация на потребителя стала одной из главных стратегий их деятельности. Некоммерческие организации обратились к изучению желаний и потребностей клиентов, работе с различными группами потребителей, диверсификации деятельности. Большую актуальность приобрели задачи продвижения некоммерческих услуг, формирования ценовой политики, привлечения дополнительных источников финансирования.
Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Менеджмент в НКО.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Вопросы менеджмента имеют решающее значение в работе различных организаций. Некоммерческие организации не является тому исключением. В российской некоммерческой сфере вопросам менеджмента долгое время не уделялось должного внимания, и лишь с переходом на рыночные отношения большинство некоммерческих организаций стало серьезно осознавать, что менеджмент является ключевым фактором эффективной работы. Сокращение бюджетного финансирования, возросшая конкуренция заставили некоммерческие организации изменить стратегию своей деятельности.

Некоммерческие организации перестали рассматривать себя как замкнутые системы, реализующие уставные цели с помощью государственных средств.

Ориентация на потребителя стала одной из главных стратегий их деятельности. Некоммерческие организации обратились к изучению желаний и потребностей клиентов, работе с различными группами потребителей, диверсификации деятельности. Большую актуальность приобрели задачи продвижения некоммерческих услуг, формирования ценовой политики, привлечения дополнительных источников финансирования.

Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом.

 

 

Теоретическая часть

Задание 1

Основные тенденции развития некоммерческого сектора в России и за рубежом

 

Экономические вопросы развития некоммерческого сектора приобретают в рыночных условиях большое значение. Выполняемые некоммерческим сектором задачи делают его успешное функционирование крайне необходимым для жизни общества. Развитие некоммерческого сектора происходит под воздействием национальных особенностей.

 Развитие некоммерческого  сектора за рубежом за последние  два десятилетия привело к  значительным изменениям в работе  неприбыльных организаций.

Во-первых, за 1980-1990-е гг. в развитых странах появился, по мнению экономиста И. Склута, новый тип неприбыльных организаций - «высокодоходные неприбыльные структуры», специализирующиеся на развитии высокорентабельных видов деятельности. Масштабы распространения данных структур огромны. Так, в США они составляют около 60% всех американских некоммерческих организаций .

Главным источником финансирования таких организаций выступают доходы от членских взносов и платы за услуги. Иными словами, высокодоходные неприбыльные организации являются самоокупаемыми структурами, полностью покрывающими свои расходы за счет собственной деятельности и не требующими привлеченного финансирования. Это приближает данные неприбыльные организации к коммерческим предприятиям. Однако высокодоходные неприбыльные организации, обладая рядом налоговых льгот и других привилегий, оказываются в более выигрышном экономическом положении, чем структуры бизнеса, что ведет к усилению рыночной конкуренции.

Таким образом, рост подобных организаций обостряет в экономике процессы разграничения между высокодоходными неприбыльными структурами и чисто коммерческими предприятиями. Кроме того, в развитых странах крайне актуальными становятся проблемы управления высокодоходными неприбыльными организациями, так как в отношении них не разработано еще ни адекватных понятий, ни соответствующего законодательства и мер регулирования.

Во-вторых, ряд ученых (Дж. Дис, Ф. Глэдстоун и др.) указывает на своеобразное «огосударствление» некоммерческой сферы в развитых странах, что противоречит самой природе независимого сектора .

 В последние годы  четко прослеживается тенденция  роста влияния государства на  деятельность неприбыльных организаций. Правительство активно привлекает  некоммерческие структуры к реализации  федеральных и муниципальных  программ, предоставляя ответные  формы государственной поддержки, а также использует методы  государственного регулирования  и контроля над работой неприбыльного  сектора.

Таким образом, в третьем секторе развитых стран отчетливо выделяются два вида смешанных некоммерческих организаций, составляющих большую часть всех неприбыльных предприятий, - это высокодоходные неприбыльные организации, приближающиеся в своей деятельности к структурам бизнеса, и неприбыльные организации, активно сотрудничающие с государством. В результате, встает вопрос, насколько оправдано в экономике независимое функционирование некоммерческого сектора. Не является ли более целесообразной совместная деятельность неприбыльных организаций с коммерческими и государственными предприятиями.

Произошедшие изменения в некоммерческом секторе, вызвавшие обострение конкуренции в экономике, привели, в свою очередь, к ряду кризисных явлений в неприбыльной сфере.

Первый экономический кризис некоммерческого сектора охватил целый ряд развитых стран в начале 80-х гг. Неприбыльные организации переживали острый финансовый дефицит, что ставило под угрозу само их существование. Причинами данного кризиса стало ужесточение государственной    политики    по   отношению   к   некоммерческому сектору. Несмотря на выход из кризиса, некоммерческий сектор в развитых странах вновь столкнулся с серьезными финансовыми проблемами в 90-х гг. Так, с середины 90-х гг. в тяжелом кризисном положении находится весь некоммерческий сектор США. По словам политолога Р. Патнэма, «многие 
некоммерческие организации внезапно испытали существенную потерю своих членов» . В результате, резкое снижение частного финансирования привело к значительному финансовому дефициту, который не позволяет американским неприбыльным организациям покрывать даже текущие свои расходы.

Таким образом, снижение темпов роста частных пожертвований не в состоянии компенсировать сокращение государственного финансирования некоммерческого сектора.

Кризис американской некоммерческой сферы свидетельствует о крайне сложном финансовом, политическом и социальном положении неприбыльного сектора в стране.

Изучение опыта работы некоммерческого сектора развитых стран является особенно актуальным для России, где неприбыльный сектор находится только в стадии становления.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

Некоммерческие организации как способ структурирования некоммерческого сектора общества

 

Общественный сектор функционирует посредством государственных и негосударственных структур, среди которых особое место занимают некоммерческие организации (НКО). Эти организации, создаваемые гражданами и юридическими лицами для решения экономических, социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других задач, образуют особый сектор национальной экономики, выделяемый в системе национальных счетов. НКО взаимодействуют с сектором государственного управления, нефинансовыми и финансовыми организациями и домашними хозяйствами.

Они активно участвуют в воспроизводстве человеческого капитала, способствуют повышению конкурентоспособности экономики и формированию гражданского общества. Как свидетельствует российский и зарубежный опыт, и регулировании экономических и социальных процессов возрастает роль общественных структур - негосударственных, неправительственных НКО.

В отличие от коммерческих организаций, нацеленных на извлечение прибыли, для НКО прибыль не является уставной целью и не распределяется между участниками. Следовательно, НКО являются сознательно координируемыми социальными образованиями, имеющими определенные границы, структуру, соподчиненность и взаимосвязи и функционирующими на относительно постоянной основе для достижения общей цели (или целей), не включающей производство и распределение прибыли.

При объединении в НКО и учреждении (создании) НКО граждане руководствуются своими потребностями, интересами, мотивами и ценностями, которые могут быть материальными, духовными и социальными. 

НКО, за исключением религиозных групп, являются юридическими лицами, т.е. имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету, счета и печать, подлежат государственной регистрации. С момента регистрации организация приобретает права юридического лица.

Деятельность НКО как структур общественного сектора корректирует организационную и институциональную основы рыночного механизма. Существование НКО объясняется рядом причин, которые можно кратко сгруппировать следующим образом:

- необходимость корректировки «провалов» рынка и государства;

- необходимость организаций, ориентированных на интересы пользователей, потребителей, а не на интересы инвесторов;

- необходимость «промежуточных» организаций, обеспечивающих взаимосвязи государства и бизнеса, человека и общества.

Наиболее распространенным в отечественной и зарубежной литературе является обоснование деятельности НКО как структур общественного сектора необходимостью корректировки «провалов» рынка и государства.  
Следовательно, НКО неотделимы от рыночной, конкурентной экономики. Но специфика их деятельности состоит в том, что они ориентированы на пользователя, потребителя.

Современная экономика - это комплексная система, функционирующая посредством различных институциональных форм. НКО обеспечивают интеграцию экономики. Их нельзя считать независимым сектором, функционирующим отдельно от бизнеса и государства, поскольку между ними существуют финансовые взаимосвязи и сотрудничество. НКО как структуры общественного сектора обеспечивают взаимодействие бизнеса и государства, индивидов и государства и т.п.

Институциональные единицы общественного сектора имеют определенные организационно-правовые формы, которые указываются рядом с названием организации на печатях, бланках, вывесках и т.п. Любая зарегистрированная организация имеет какую - либо организационно-правовую форму.

В рамках институционального механизма существует определенная совокупность институтов, регулирующих деятельность НКО. Институты НКО - это нормы и правила, фиксирующие правомочия собственников, ограничения в производстве, распределении и использовании прибыли, особенности финансирования и налогообложения, а также создания, регистрации, функционирования, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций. Они отражены в законодательстве.

В России наибольшая доля доходов НКО от коммерческой деятельности приходится на платную реализацию товаров и услуг. Широко используется сдача в аренду находящегося в распоряжении имущества НКО. Практикуются также операции с корпоративными ценными бумагами. В перспективе НКО будут шире использовать и другие способы получения доходов от собственности (патенты, авторские права, компьютерные программы, права на символику и т.п.). 

Проблемы и противоречия становления рыночной экономики в России отразились и в деятельности НКО, и на процессах формирования институтов, регулирующих их деятельность. Нуждаются в совершенствовании институты финансирования НКО и их взаимодействия с органами государственного и муниципального управления. Необходимы налоговые льготы для юридических лиц, осуществляющих пожертвования в НКО. Контакты с органами государственного и муниципального управления и с бизнесом нередко монополизированы небольшим количеством НКО (особенно в регионах).

 

 

Практическая часть

Вариант 2

Менеджер как субъект управления

 

1. Менеджеры НКО работают в условиях более жёсткой регламентации деятельности; их инициатива стеснена нормами и ограничениями, устанавливаемыми государством. Процесс принятия решений менеджерами значительно регламентируется и большей открытостью НКО для общественного и государственного контроля, большей зависимостью от меняющихся требований и предпочтений стейкхолдеров, часто руководствующихся противоположными интересами.

Следовательно, имеются существенные трудности для непосредственного переноса методов стратегического планирования и управления, систем принятия решений и механизмов контроля, полученных на основании исследования корпораций, на НКО. Эти трудности можно преодолеть, рассмотрев различия целей этих организаций, подходов к оценке их эффективности и процессов принятия решений.

2. Управленческая деятельность  не является чем-то независимым, обособленным в обществе. Прежде  всего, она по своему внутреннему  содержанию отражает свойства  присущие в целом государственному  управлению: системность, государственное  властвование, универсальность, разнонаправленность  и т.п. Управленческая деятельность  представляет собой результат  совокупности действий человека (умственных, физических и др.). Таким  образом, управленческая деятельность, обладая свойствами государственного  управления содержит в себе  субъективный фактор, через который  оно и реализуется. 

В российской некоммерческой сфере вопросам менеджмента долгое время не уделялось должного внимания, и лишь с переходом на рыночные отношения большинство некоммерческих организаций стало серьёзно осознавать, что менеджмент является ключевым фактором эффективной работы. Сокращение бюджетного финансирования, возросшая конкуренция заставили некоммерческие организации изменить стратегию своей деятельности. НКО перестали рассматривать себя как замкнутые системы, реализующие уставные цели с помощью государственных средств. Ориентация на потребителя стала одной из главных стратегий их деятельности. НКО обратились к изучению желаний и потребностей клиентов, работе с различными группами потребителей, диверсификации деятельности. Большую актуальность приобрели задачи продвижения некоммерческих услуг, формирования ценовой политики, привлечения дополнительных источников финансирования.

3. Менеджеры НКО работают в условиях более жесткой регламентации деятельности; их инициатива стеснена нормами и ограничениями, устанавливаемыми государством. Процесс принятия решений менеджерами значительно регламентируется и большей открытостью НКО для общественного и государственного контроля, большей зависимостью от меняющихся требований и предпочтений стейкхолдеров, часто руководствующихся противоположными интересами.

Информация о работе Менеджер как субъект управления