При явных преимуществах изложенных
подходов, наиболее удачным нужно признать
подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие
качества современного руководителя:
* высокий профессионализм.
Каковы бы ни были организаторские
качества руководителя, все-таки
главным для него был и остается
высокий профессионализм, знание
сути и особенностей своей
специальности. В этом – основа
формирования и поддержания авторитета
руководителя, от этого зависит качество
выполнения порученных заданий;
* ответственность и надежность.
Дефицит этих управленческих
качеств мы постоянно ощущаем
в повседневной действительности,
пожиная плоды многолетней удручающей
безответственности. В настоящее
время весьма актуальными направлениями
деятельности будут следующие
два. Во-первых, возрождение лучших
традиций российского предпринимательства,
среди которых слово, данное руководителем,
как синоним ответственности
и надежности. Оно считалось самым
важным мерилом человеческих
качеств и сути служебных взаимоотношений.
Во-вторых, важным направлением деятельности
является изучение и внедрение
передового зарубежного опыта;
* уверенность в себе, умение
влиять на своих подчиненных.
Успех управленческой деятельности
офицера во многом определяется
именно этой чертой. Ее проявление
находит живой отклик у подчиненных.
Почему? Во-первых, потому, что в трудной
ситуации на такого руководителя
можно положиться. Тем самым создается
соответствующий эмоциональный
настой у подчиненных. Во-вторых,
уверенность руководителя по
закону психологического заражения
передается подчиненным, и они
действуют соответствующим образом.
Полководец Великой Отечественной
войны К. К. Рокоссовский описывал
в своих мемуарах такой эпизод
своей боевой биографии. В июле
1941 г. в ходе тяжелых оборонительных
боев пехотинцы не выдержали,
дрогнули. Сначала побежали к
лесу одиночки, затем целые группы.
Трудно и больно было смотреть
на них... Но вот из толпы
бегущих раздались громкие голоса
самих же солдат:
– Стой! Куда бежишь? Назад!..
Не видишь – генералы стоят... Назад!..
Да, действительно, мы с Иваном
Павловичем Камерой стояли во весь рост,
на виду у всех, сознавая, что только этим
можно спасти положение. Солдатские голоса
и наша выдержка оказали, воздействие.
Отступавшие вернулись на свои места и
дружным огнем заставили залечь пехоту
противника.
Вот почему руководителю, как
бы ни складывались обстоятельства, следует
всегда держать себя достаточно спокойно
и уверенно.
В-третьих, уверенность руководителя
в себе важна при его контактах с другими
руководителями равного или более высокого
положения. Сомнительно, чтобы колеблющийся,
мечущийся, неуверенный в себе руководитель
мог вызвать доверие и достойно представить
и защитить интересы своей организации.
При влиянии на подчиненных
явно недостаточно опоры лишь на властные,
должностные полномочия. Влияние должно
обязательно подпитываться эмоциональным,
психологическим компонентом. Только
в этом случае руководитель может рассчитывать
на отдачу подчиненных. Кроме того, любое
влияние должно находить внутренний отклик
у подчиненных;
* самостоятельность. Главное,
чтобы руководитель имел свою точку зрения
на возникающие проблемы, свое профессиональное
и человеческое лицо и поддерживал это
в своих подчиненных. Как бы хороши ни
были заместители и консультанты, какие
бы советы ни получал руководитель от
окружающих его людей, конкретное решение
он должен принимать сам. Развитие этого
качества требует известных пределов,
за которыми независимость переходит
в волюнтаризм и самодурство. Руководитель,
не замечающий этих рамок в проявлении
самостоятельности, подрывает эффективность
своей управленческой деятельности, создает
нервозную обстановку и в организации,
и в отношениях с вышестоящим руководством;
* способность к творческому
решению, стремление к достижениям.
Здесь мы вплотную касаемся
проблемы интеллекта руководителя.
Как отмечал известный психолог
Б.М. Теплов в работе «Ум полководца»,
у человека существуют как
бы две разновидности интеллекта:
теоретический и практический. Для
руководителя большое значение
имеет именно практический интеллект,
то есть способность творчески
решать ежедневные проблемы управленческой
деятельности. Представляет интерес
проблема зависимости интеллекта
руководителя и эффективность
его деятельности.
Исследование Ф. Филлера и А.
Лейстера, проведенное в воинских подразделениях
армии США, подвели к следующим выводам:
на эту зависимость влияют четыре промежуточных
переменных (фактора):
отношения с вышестоящим командованием;
отношения с подчиненными.
Закономерность Филлера–Лейстера
звучит так: высокая мотивация, значительный
опыт руководителя, основательная поддержка
со стороны подчиненных и благоприятные
деловые отношения с вышестоящим руководством
ведут к повышению влияния интеллекта
руководителя на эффективность его деятельности.
И наоборот, недостаточные мотивация и
опыт руководителя, слабая поддержка со
стороны подчиненных и напряженные отношения
с вышестоящим руководством ведут к снижению
влияния интеллекта руководителя на эффективность
его деятельности.
В стремлении к достижениям
отражена фундаментальная потребность
в достижении цели. Особенностями руководителей,
стремящихся к достижениям, являются следующие:
для них наиболее предпочтительны
ситуации, в которых можно брать на себя
ответственность в решении проблемы;
они не склонны подвергать себя
слишком большому риску, а ставят перед
собой достаточно умеренные цели, стараясь,
чтобы риск в значительной мере был заранее
просчитан и предсказуем;
они хотят конкретной обратной
связи, информирующей их о том, насколько
успешно они справляются с задачами;
эмоциональная уравновешенность
и стрессоустойчивость.
Руководителю крайне важно
уметь контролировать свои эмоциональные
проявления. Со всеми окружающими, независимо
от настроения и личного расположения,
он обязан строить ровные и деловые отношения.
Доказано, что в большинстве случаев эмоциональная
неуравновешенность снижает уверенность
человека в своих силах, а тем самым и его
управленческую активность.
Важно уметь сбрасывать эмоциональное
напряжение. Ведь руководитель – живой
человек, он может раздражаться, негодовать,
предаваться унынию. Постоянное подавление
негативных эмоциональных реакций, сдерживание
их часто ведет к неврозам и к различным
психосоматическим заболеваниям. Средства
разрядки следует искать в структуре деятельности
и досуга личности руководителя, формы
которого чрезвычайно разнообразны. Здесь
и рациональная организация управленческой
деятельности, и отведение достаточного
времени физическим упражнениям, прогулкам
и физическому труду, и общение с друзьями
и близкими, и наконец, всевозможные культурные
увлечения (книги, музыкальные пристрастия,
коллекционирование и др.).
Коммуникабельность, общительность,
близость к подчиненным. По данным ряда
авторов, управленец тратит на общение
более 3/4 своего рабочего времени. Большинство
руководителей считают, что главная причина,
по которой способному управленцу не удается
хорошая карьера, кроется в том, что он
плохо взаимодействует со своими коллегами
и подчиненными. Руководитель может принимать
взвешенные и рациональные решения только
в том случае, когда он знает реальное
положение дел, активно взаимодействует
со своими подчиненными, опирается на
них. Все это возможно лишь при развитии
в себе коммуникабельности, общительности.
Одним из самых общих качеств,
необходимых руководителю, является способность
переходить от мысли к практическим действиям. Аналитическая работа должна
сочетаться с исполнительской эффективностью,
ибо мысль без действия не приносит никакой
пользы, а непродуманные действия не представляют
ценности. Анализ должен существовать
в симбиозе с действием. Таким образом, руководители
- это весьма ценный контингент людей,
знающих реальность, имеющих немалую профессиональную
подготовку, приученных к дисциплине,
к упорному целенаправленному труду, обладающих
чувством ответственности. С этими людьми необходимо внимательно
и вдумчиво работать, обеспечивать их
правильную расстановку в новых условиях,
их обучение и переквалификацию. Руководитель добивается выполнения
определенных целей, планов и задач, оказывая
влияние на подчиненных. Социологи утверждают,
что влияние руководителя основано, в
принципе, на двух типах воздействия: на
принуждении и на силе авторитета. Авторитет
бывает следующих видов: авторитет должности,
авторитет квалификации, моральный авторитет.
Должностной авторитет это влияние атрибутов
и престижа должности. Громкий титул, отдельный
кабинет, служебный автомобиль придают
власти руководителя дополнительную силу.
Вместе с тем, должностной авторитет самый
уязвимый из всех. В современной организации
большинство людей обладает примерно
одинаковым уровнем образования и информированности.
Завсклада имеет тот же доступ к базе данных,
что и директор филиала, а у торгового
представителя автомобиль может быть
дороже, чем у начальника торгового отдела.
Поэтому сила атрибутов власти очень быстро
погаснет, если ее не поддерживать другими
видами авторитета.
Авторитет квалификации основан на глубоком
знании специальности. Руководитель, в
совершенстве владеющий специальностью,
безусловно, обладает мощным инструментом
влияния. Однако если менеджер сконцентрируется
только на профессиональном развитии,
то однажды может столкнуться с ситуацией,
что его карьерный рост замедляется, а
подчиненные предпочитают проводить время
вне его общества.
Наибольшим влиянием обладает авторитет
моральный, авторитет личности. В этом
случае влияние основывается на нравственных,
духовных качествах личности. Личность
руководителя становится настолько привлекательной
для окружающих, что появляется непреодолимая
потребность следовать за этим человеком
и в огонь, и в воду. Конечно же, руководителю,
обладающему таким даром, приходится принять
и равный груз ответственности за свои
поступки. Потому что воздействие харизматичного
лидера очень высоко, но и разочарование
в моральном авторитете самое сильное
и болезненное.
Авторитет руководителя постоянно пробуют
на крепость и его руководители (что им
и положено), и равные ему по статусу, и
подчиненные. Волей неволей менеджеру
приходится постоянно быть начеку, чтобы
сохранить и приумножить свой самый мощный
актив – авторитет.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЕНЕДЖЕРА
Чтобы руководитель мог успешно управлять
трудовым коллективом, он должен удовлетворять
некоторым требованиям к его личности.
Эти требования довольно многогранны
и жестки.
Четко определить содержание требуемых
для руководителя качеств довольно сложно.
Если лицам, назначающим на руководящую
работу, предложить составить обстоятельный
список таких качеств, то почти наверняка
их позиции разойдутся.
Существует много соображений относительно
методологии и практики определения требований
к качествам руководящих работников. Попытаемся
привести самый общий перечень качеств,
присущих современному руководителю.
Хороший руководитель – это человек:
- открытый, экстравертивный (обращенный
вовне);
- любознательный, восприимчивый;
- решительный, ориентированный на
результат;
- опытный, критически настроенный, терпеливо
относящийся к ошибкам;
- обаятельный, спокойный, внушающий
доверие;
- внимательный и добросердечный, готовый
выслушать других;
- смелый, невозмутимый, гибкий, свободный
от предрассудков;
- готовый способствовать развитию других.
Все многообразие требований к руководителям
может быть сведено в три группы: мировоззренческие,
деловые, нравственно-психологические.
Но ведь важно не только правильно установить
объективные требования профессиональной
пригодности руководителя. Не менее важно
разработать методы их распознавания
у людей, овладеть обоснованной технологией
оценки и отбора кадров.