Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:28, контрольная работа
Менеджер — центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников и многое другое. Но если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут, ни деньги, ни люди — она может лишиться и того и другого. Рассмотрим подробнее, что собой представляет деятельность менеджера, каковы его ролевые функции, необходимые личностные качества и какие требования к нему сегодня предъявляются.
Введение 3
1. Сущность деятельности менеджера 4
2. Модель современного менеджера 11
3. Предприимчивость менеджера 15
4. Организация труда руководителя 19
5. Менеджер в роли руководителя 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
ПЛАН
Разум и здравый смысл – качества лидера.
Тацит
Менеджер — центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников и многое другое. Но если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут, ни деньги, ни люди — она может лишиться и того и другого. Рассмотрим подробнее, что собой представляет деятельность менеджера, каковы его ролевые функции, необходимые личностные качества и какие требования к нему сегодня предъявляются.
Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.
Поскольку организация — это группа людей, работающих вместе и преследующих общую цель, то функция согласования, координации действий работников организации объективно обусловлена. Эту функцию руководства работой других людей реализует менеджер. Специфика его труда состоит в том, что задачи любого плана — производственные, экономические, технические, социальные — он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.
Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:
На мой взгляд, выбранная тема моей курсовой работы «Менеджер в роли руководителя» является актуальной, так как менеджер — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.
Термин «менеджер» может употребляться применительно:
К менеджеру, в первую очередь, предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности. В нем должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. В условиях перехода к рыночной экономике необходимо изменять взгляд на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. Сейчас на первое место выдвигаются самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой - самоуправления группы. Деятельность руководителя осуществляется в составе совместной деятельности социально-экономической системы. Все исполнительские, организационные и административные функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться низовым ступеням должностной иерархии, вспомогательным подразделениям, функциональным службам.
Труд менеджера (чем бы он ни занимался в фирме: производством или рекламой, финансами или кадрами) заключается в следующем: ставить цели, строить план действий, организовывать работу, заинтересовывать людей в ее результатах, проверять, все ли идет как следует, предвидеть последствия своих решений.
Учитывая это, можно определить труд менеджера кратко — менеджер обеспечивает выполнение работы. И одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных.
Труд менеджера не только объективно обусловлен, но и носит творческий, инициативный характер. Поэтому правомерно говорить об искусстве управления менеджера. Правила, закономерности работы менеджера существуют лишь как исходный пункт в совершенствовании стиля и организации его труда. Этот стиль вырабатывается каждым самостоятельно.
Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении предоставлять им право решать вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80 % проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивации, воспитания и контроля.
Исследования показывают, что управленческая работа сильно отличается от неуправленческой. Подчеркивается неоднородность работы руководителя, разнообразие осуществляемой деятельности, ее кратковременность и фрагментарность. Мастер (руководитель низового звена управления) выполняет 500 — 600 различных операций в день, в отличие от станочника, овладевшего техникой изготовления какой-либо детали и занимающегося ее производством длительное время.
Указывается еще одна общая черта управленческой работы — выполнение руководителем роли, которая определяется его должностью. Менеджер, занимающий определенную должность в управленческой иерархии организации, не влияет на содержание этой роли, но как личность может влиять на характер ее исполнения. Выделяется 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители. Эти роли разбиты на 3 группы: межличностные роли, информационные и роли по принятию решений. Они взаимозависимы, взаимодействуют для создания единого целого. Они, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера в любой организации (см. таблицу № 1).
Широко распространена точка зрения, согласно которой всякий руководитель, осуществляющий процесс управления, реализует следующие функции: планирования, организации, мотивации, контроля.
Как уже было установлено, в большой, сложной организации вся управленческая работа разделена по горизонтали и вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (менеджеры отделов). Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. В аппарате управления вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, те в свою очередь координируют работы стоящих ниже их и так далее, пока не опустятся до уровня руководителей, координирующих работу непосредственно производителей (неуправленческого персонала).
Таблица № 1.
Управленческие роли по Минцбергу
Роль |
Описание |
Характер деятельности |
Межличностные роли | ||
Главный руководитель |
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характера |
Церемониалы, действия, связанные с положением |
Лидер |
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников |
Все управленческие действия с участием подчиненных |
Связующее звено |
Обеспечивает работу
саморазвивающейся сети внешних
контактов и источников информации,
которые предоставляют |
Переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами |
Информационные роли | ||
Приемник информации |
Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которая используется в интересах дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию |
Обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки) |
Распространитель информации |
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации, часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует анализа отдельных фактов для формирования политики организации |
Рассылка почты по организациям с цепью получения информации. Проведение обзоров, бесед |
Представитель |
Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли |
Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу информации внешним организациям |
Роли по принятию решений | ||
Предприниматель |
Изыскивает возможности
внутри самой организации и за
ее пределами, разрабатывает и осуществляет
проекты по совершенствованию |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности |
Устраняющий нарушения |
Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов |
Распределитель ресурсов |
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации |
Составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных |
Ведущий переговоры |
Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах |
Ведение переговоров |
Количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики конкретной организации и управленческой работы.
Вне зависимости от количества уровней управления руководители делятся на три категории: руководители низового звена (или операционные управляющие), руководители среднего звена и руководители высшего звена.
Руководители низового звена — младшие начальники. Этот уровень находится непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия и соприкасается с ним. Младшие начальники контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится очень много общаться со своими подчиненными и совсем мало — со своим начальством. Типичной должностью на этом уровне является мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Например, на промышленном предприятии начальник производственного отдела координирует работу руководителей низового звена, анализирует данные о производительности труда, взаимодействует с другими подразделениями (скажем, по разработке новой продукции). Типичные должности на этом уровне: начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Руководители среднего звена «связывают» работу руководителей высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в трансформированной форме (в виде конкретных заданий) руководителям низовых звеньев. Большая часть времени затрачивается руководителями среднего звена на устное общение с другими руководителями среднего и низового звеньев.
Состав руководителей высшего уровня гораздо малочисленнее состава руководителей других уровней управления.
Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации решения и влияют на весь облик организации. Среди этих руководителей в сфере бизнеса можно назвать президента, вице-президента корпорации, генерального директора, в государстве — министров, в университете — ректора, проректора.
Руководители высшего уровня выполняют громадный объем работы, которая является органической составной частью их жизни, ибо рабочий день этих людей никогда не заканчивается. До 70 % их времени занято запланированными (а также незапланированными) заседаниями и всевозможными встречами, около 22 % приходится на работу с бумагами, 6 % занимают телефонные разговоры и 3 % — поездки и осмотры.
Социологи выделяют три уровня управления: технический, управленческий и институциональный. Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции. На техническом уровне лица в основном занимаются ежедневными операциями и действиями; на управленческом уровне — согласовывают усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации, разрабатывают долгосрочные планы.
На рис. 1 изображена пирамида уровней управления, демонстрирующая уменьшение числа руководителей на каждом последующем уровне.
Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен:
Это составляющие модели менеджера. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Знания и умения менеджера. Во всем мире современный менеджер воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. А для этого он должен знать закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации. Менеджер должен знать действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.
Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка; уметь владеть собой.
Личные качества менеджера. Среди них такие:
Этические нормы менеджера. Слово «этика» в переводе с греческого означает привычку, обычай, правила поведения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую (философскую) и практическую (или нормативную). Практическая этика обосновывает нравственные принципы, идеалы, нормы. На этические нормы менеджера оказывают влияние два рода факторов: факторы, связанные с корпорацией (традиции корпорации, школы менеджмента, устав и положения компании, законодательство), и факторы, связанные с обществом (традиции страны, материальная и духовная культура общества, общественное мнение, чисто человеческие этические нормы).