Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:28, контрольная работа
Менеджер — центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников и многое другое. Но если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут, ни деньги, ни люди — она может лишиться и того и другого. Рассмотрим подробнее, что собой представляет деятельность менеджера, каковы его ролевые функции, необходимые личностные качества и какие требования к нему сегодня предъявляются.
Введение 3
1. Сущность деятельности менеджера 4
2. Модель современного менеджера 11
3. Предприимчивость менеджера 15
4. Организация труда руководителя 19
5. Менеджер в роли руководителя 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Менеджер в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами:
Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние:
Ограничения саморазвития менеджера. Среди таких недостатков отметим следующие:
Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных ценностей. Поэтому требования к современному менеджеру растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.
В американских школах бизнеса кандидат на получение сертификата менеджера должен продемонстрировать свою компетентность в следующих областях:
В общепринятом понимании предприимчивость — это находчивость, соединенная с энергией и практичностью. В практической деятельности руководителя предприимчивость — это умение работника находить и использовать резервы повышения эффективности личной работы и деятельности коллектива, преодолевать трудности в работе, это наиболее полное удовлетворение запросов населения в товарах и услугах на основе хорошо налаженной коммерческой работы.
В условиях
перехода к рыночной экономике для
предприимчивого человека характерны
такие качества, как творческий и
ответственный подход к выполнению
обязанностей, способность к
Часто как синонимы предприимчивости
употребляются понятия «
Предприимчивость — категория
более широкая и
По сравнению с
Большинство авторов рассматривают
три стороны предприимчивости: экономическую,
юридическую и социально-
Важнейшей чертой предприимчивого
менеджера является обостренное
чувство нового и умение мыслить
категориями экономической
«Развитие личности как характера прямо пропорционально развитию в ней самостоятельности, то есть способности твердо стоять на своих собственных ногах», — писал Г.В. Плеханов. Предприимчивость, предрасположенность к самостоятельным действиям являются природными свойствами личности, которые всегда способствовали ее самосохранению и самоутверждению.
Административно-командная
Однако предприимчивость одного или группы предпринимателей окажется всегда малоэффективна для данного производства или сферы предпринимательской деятельности. Утверждение принципов рыночных отношений окажется вообще бесперспективным делом, если не появится целое поколение предприимчивых руководителей. Определяющим признаком не утонуть в холодной воде рыночных отношений является способность к принятию оригинальных решений и умелое регулирование ресурсов.
Не имея опоры и поддержки, менеджер не может добиться успеха. Стимулами, участием в начатом деле следует заинтересовать подчиненных, сделать их причастными к этому делу. Когда все работники принимают заинтересованное участие в предпринимательских делах, обеспечивается успех задуманного дела. Наибольших результатов можно достичь тогда, когда труженик становится совладельцем средств производства. Только настоящее хозяйское отношение к средствам производства дает право на участие в принятии решений.
Многих шокирует то, что предприимчивые люди все подвергают сомнению. Но сомневаться - значит все воспринимать критически, что стимулирует поиск наиболее рациональных путей реализации решений. Только твердая позиция предприимчивого руководителя порождает у него волю к реализации принятого решения. В практике хозяйствования всегда находятся люди, которые непременно отстаивают установившиеся порядки. Поэтому предприимчивому человеку требуется немало мужества и душевных сил, чтобы настоять на своем неординарном подходе к решению вопроса.
Предприимчивость менеджера в значительной степени зависит от уровня организации его труда. Поэтому большое значение имеет научная организация труда менеджера, которая отличается продуманной системой работы, сосредоточением внимания на резервах использования рабочего времени, повышении качества управления.
Общеизвестен образ нашего хозяйственного руководителя. Он чрезмерно загружен на работе, у него масса неотложных дел, рабочий стол завален не проработанными бумагами, а голова — нерешенными вопросами. У него нет установленного распорядка дня.
За последние годы ситуация несколько изменилась, но не следует полагать, что проблема организации труда руководителя уже решена. Еще часто встречаются руководители, которые занимаются мелочной опекой своих подчиненных, решения принимают только сами.
Материалами специальных обследований установлено, что в большинстве случаев острая нехватка времени и напряженное состояние руководителя являются следствием неправильной организации труда. Руководители часто не умеют отделить главное от второстепенного, определить перспективные задачи. Они часто занимаются работой, не требующей высокой квалификации, такой, как переписка, техническая работа с документами, поиск информации и т. п. на это затрачивается до 25% рабочего времени руководителя и часто приводит к перегрузкам.
Совершенствование организации труда
руководитель должен начинать с поиска
обоснованного соотношения
Важным моментом в организации труда руководителя является подбор заместителей и секретаря. Им необходимо предоставить хорошо продуманные полномочия с учетом профессиональных достоинств и личностных характеристик, а также меру ответственности с учетом психологической совместимости руководителя и заместителей.
Часто руководители начинают свой рабочий день с чтения писем и бумаг, а также подписывают всю исходящую почту. Однако экспериментами установлено, что 25 дней в году (по времени) руководители заняты чтением и подписыванием бумаг, где их подписи совсем не обязательны, где достаточно подписи заместителей или же людей рангом еще ниже. Тем более, что многие руководители, подписывая бумаги, требуют их визирования у начальников служб и отделов.
Руководитель на уровне директора, генерального директора должен взять за правило подписывать только те документы, которые имеют особую важность и составлены при его непосредственном участии или под личным контролем.
Организация труда руководителя должна основываться на рекомендациях науки, игнорирование которых приводит к вторжению работников в компетенцию друг друга, дублированию функций. Бывают ситуации, когда несколько руководителей действуют по единой инструкции, не предусматривающей разделения между ними обязанностей и ответственности, или же существуют устаревшие по каждой должности инструкции. А во многих случаях действующими инструкциями вообще не пользуются, так как руководитель время от времени перераспределяет функциональные обязанности. Такой порядок ослабляет чувство ответственности, не говоря уже об отсутствии предприимчивости, а тем более риска.
Для правильной организации труда руководителя необходимо проводить ежедневный анализ рабочего дня. С этой целью необходимо найти ответ на ряд вопросов: что удалось сегодня и почему? как можно использовать достигнутое? что мне не удалось и почему? что нужно сделать завтра для более рационального использования рабочего времени? Необходимы самоанализ и самоконтроль для жесткого соблюдения, установленного для себя распорядка дня, для понимания, в чем причины отклонения от рекомендуемых наукой правил работы.