Менеджмент 21 века. Прогнозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:00, реферат

Описание работы

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Конечно развитие управления, становление его как науки, заняло значительное время в истории. И, чтобы понимать настоящее и уметь предвидеть будущее, мы должны изучать исторический опыт и пути развития менеджмента. Именно поэтому в данной работе рассматривается эволюция менеджмента с самого начала и до наших дней, его развитие в 21 веке и возможные пути его развития в будущем.

Содержание работы

Введение 3
Эволюция менеджмента 3
Современный менеджмент. Подходы к управлению 6
Зарубежные модели управления 9
Прогнозы 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 68.83 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ)»

 

ИНЖЭКИН МАИ

КАФЕДРА №501

 

 

 

 

Реферат

«Менеджмент 21 века. Прогнозы».

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

группы 5О-109Б 

Блинова Н.А.

 

 

 

Москва, 2013.

 

Содержание:

Введение                                                                                                      3

Эволюция менеджмента                                                                             3

Современный менеджмент. Подходы  к управлению                              6

Зарубежные модели управления                                                               9

Прогнозы                                                                                                     13

Заключение                                                                                                 16

Список использованной литературы                                                       17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цель, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем или управляющим, а другой - его подчиненным или исполнителем.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.»[18]

Конечно развитие управления, становление его как науки, заняло значительное время в истории. И, чтобы понимать настоящее и уметь предвидеть будущее, мы должны изучать исторический опыт и пути развития менеджмента. Именно поэтому в данной работе рассматривается эволюция менеджмента с самого начала и до наших дней, его развитие в 21 веке и возможные пути его развития в будущем.

 

Эволюция  менеджмента

 

«Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. 
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.                                                                      

 На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.»[1]

 «Современные ученые выявили основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:

  1. Развитие общественного, а затем и промышленного производства;
  2. Появление новаторов и теоретиков, которые собирали и обобщали полученный опыт;
  3. Начала развиваться логика менеджмента на основе двух вышеприведенных факторов, которая вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой.

Как видно, история  возникновения менеджмента базируется на опыте, собранном еще нашими далекими предками. Было подмечено, что пользуясь  определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая  деятельность начинала приносить гораздо  лучшие результаты. С годами основные принципы не изменились, а лишь с  каждым витком развития цивилизации  стали обрастать дополнениями и  новыми подходами к подчиненным.

 

Основные  этапы истории развития менеджмента:

  1. Древний период. (Самый длительный, с 9 тысячелетия до н.э. по XVIII век.) Период накопления знаний и опыта.
  2. Индустриальный период (с 1776 по 1890гг .)  Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Этим мы обязаны А. Смиту. Менеджмент становится учением, и его активно применяют в управлении как производством, так и государством.
  3. Период систематизации (с 1856 по 1960гг.). Менеджмент активно и стремительно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления, начинается отсчет истории развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры – представители владельца на рабочих местах.
  4. Информационный период ( с 1960 до сегодняшнего для). Логический процесс можно выразить математически, используя вычислительную технику. Это дает возможность быстрее выбирать программу работы. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, в истории развития менеджмента появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений.» [2]

 

«Сравним  старую и современную организацию  управления.» [3]

Старая организация

Современная организация

Малое количество крупных  организаций, отсутствие гигантских организаций.

Большое количество чрезвычайно  мощных крупных организаций, как  коммерческих, так и не коммерческих.

Относительно небольшое  количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена.

Большое количество руководителей, большое количество руководителей  среднего звена

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.

Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко  воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.

Занятие руководящих постов в организации и чаще всего  по праву рождения или путем захвата  силой.

Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву  компетентности с соблюдением законности и порядка.

Малое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Большое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Упор на приказ и интуицию.

Упор на коллективную работу и рациональность.


 

«Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком. Управление строилось с упором на приказ и интуицию. Современная же организация имеет более четко выраженную структуру, в которой присутствуют руководители разных уровней. Принятие решения осуществляется большим количеством людей, что повышает его согласованность и обоснованность. Упор в управлении делается на коллективную работу и рациональность.» [4]

 

Современный менеджмент. Подходы к управлению.

 

« Менеджмент как наука развивался в результате появления и разработки нескольких подходов, которые иногда существовали параллельно. Менеджмент имеет дело, как с технологиями, так и с людьми, и серьезные прорывы в теории управления всегда были обусловлены достижениями в других смежных областях, таких как математика, инженерное дело, психология, социология, антропология. По мере их развития исследователи менеджмента все больше узнавали о факторах, влияющих на успех организации.

Считается, что  современный теоретический и  практический менеджмент стал результатом  четырех основных научных подходов, которые схематично представлены на рисунке 1.

Рисунок 1.» [5]

 

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ С  ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУЧНЫХ ШКОЛ заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения:

  1. Школа научной организации управления. («Основные принципы управления трудом Ф.Тейлора заключаются в следующем: научный подход к выполнению каждого элемента работы, научный подход к подбору и обучению рабочих, кооперация с рабочими, разделение между менеджерами и рабочими ответственности за результаты.(Основатели школы: Ф.Тейлор, Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт.)»[6,7])
  2. Школа административного управления (классическая школа). («Основные принципы:  разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, подчиненность личных интересов общественным, вознаграждение персонала, принцип иерархии в руководстве, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух.(Основатель школы: А. Файоль, его последователи - Л. Урвик, Д. Мунк, Э. Реймс, О. Шелдон)») [7]
  3. Школа человеческих отношений и бихевиоризм. («Мейо проводя эксперимент обнаружил, что четко разработанные производственные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми часто превосходили усилия руководителей. (Представители: Элтон Мейо, А.Маслоу.)»[8])
  4. Школа науки управления(количественный подход).(« Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Представители -Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг)»[9])

 

«ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД в нем организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.

 

СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех « лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача — найти и суметь реализовать этот метод.

 

Дополняя друг друга, эти  подходы и формируют современные  науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.» [10]

 

 

 

Зарубежные модели управления

 

 

«На сегодняшний день глобализация и интернационализация производства становятся все масштабнее. В этой связи вопросы оптимального управления и повышения конкурентоспособности предприятий остаются для менеджмента крайне важными и актуальными.

Наилучшие стратегии менеджмента  в большинстве случаев сочетаются с культурными традициями и национальными  особенностями страны, поскольку  философия менеджмента неотделима от них. У каждой нации есть собственные  ценности и стандарты, связанные  с национальными традициями, которые  играет важную роль в менеджменте.

Не существует такого понятия  как национальная наука. Нет китайской  или американской науки. К примеру, мы не может говорить о создании китайской физики или изучении американской физики, это просто невозможно. Однако менеджмент, как философия управления производством, отличается от естественных наук и учитывает культурные особенности  и национальные традиции страны. Одна нация, один район, одна страна, даже один период имеет не одинаковые особенности в управлении.» [11]

 

«Выделяют 3 основные модели управления:

1.Американская модель  управления организацией ориентируется  на инновационность и гибко  приспосабливается к внешним  обстоятельствам, изменение которых  ведет к перестройке деятельности  организации в целом.

2.В европейской модели  управления важнейшие механизмы  изменений связаны с интеграцией  персонала на базе двухтысячелетней  культуры развития наций и  соблюдение общеевропейских ценностей  и законов Европейского сообщества  с сохранением национальных особенностей  менеджмента.

3.В азиатской модели  менеджмента персонала преобладает  пожизненный наем, патернализм, коллективная  мотивация, уважение к старшему  и руководителю, постоянная ротация,  высокая инновационность и качество  труда.» [12]

Более подробно национальные особенности менеджмента рассмотрим на примере Японии, США и ФРГ.

ОПЫТ МЕНЕДЖМЕНТА В  ЯПОНИИ

Японская система менеджмента - одна из самых эффективных в  мире. Главное ее достоинство –  умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую  форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют  в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию. Информация о делах фирмы, её планах доводится до всех сотрудников в решении технологических и экономических проблем. Большое значение на японских фирмах уделяется научно–техническому прогрессу. Действует система управления производительностью и качеством работы, при которой обязательно устанавливается виновник брака. На фирмах создаются кружки качества, задача которых – повышение эффективности и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест. Материально и морально стимулируется активное участие каждого работника в деятельности кружков качества. В результате, по опубликованным данным, количество рационализаторских предложений в Японии в несколько раз больше, чем в США. Существует правило: каждое принятое рационализаторское предложение должно быть реализовано.  
Японские менеджеры в своей работе придают особое значение социальной политике. Гордость за свою страну, забота о своём народе является приоритетной задачей в деятельности японских компаний.

Информация о работе Менеджмент 21 века. Прогнозы