Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:00, реферат
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Конечно развитие управления, становление его как науки, заняло значительное время в истории. И, чтобы понимать настоящее и уметь предвидеть будущее, мы должны изучать исторический опыт и пути развития менеджмента. Именно поэтому в данной работе рассматривается эволюция менеджмента с самого начала и до наших дней, его развитие в 21 веке и возможные пути его развития в будущем.
Введение 3
Эволюция менеджмента 3
Современный менеджмент. Подходы к управлению 6
Зарубежные модели управления 9
Прогнозы 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИНЖЭКИН МАИ
КАФЕДРА №501
Реферат
«Менеджмент 21 века. Прогнозы».
Выполнила студентка
группы 5О-109Б
Блинова Н.А.
Москва, 2013.
Содержание:
Введение
Эволюция менеджмента
Современный менеджмент. Подходы
к управлению
Зарубежные модели управления
Прогнозы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цель, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем или управляющим, а другой - его подчиненным или исполнителем.
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.»[18]
Конечно развитие управления, становление его как науки, заняло значительное время в истории. И, чтобы понимать настоящее и уметь предвидеть будущее, мы должны изучать исторический опыт и пути развития менеджмента. Именно поэтому в данной работе рассматривается эволюция менеджмента с самого начала и до наших дней, его развитие в 21 веке и возможные пути его развития в будущем.
Эволюция менеджмента
«Ни одна организация,
ни одно предприятие не может добиться
успеха без управления. Однако управление
как вид деятельности и как наука в таком
виде, в котором мы имеем его в настоящее
время, появилось не сразу.
Как только доисторические
люди стали жить организованными группами,
у них появилась необходимость управления.
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.»[1]
«Современные ученые выявили основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:
Как видно, история
возникновения менеджмента
Основные этапы истории развития менеджмента:
«Сравним старую и современную организацию управления.» [3]
Старая организация |
Современная организация |
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций. |
Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих. |
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена. |
Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена |
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности. |
Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности. |
Занятие руководящих постов в организации и чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка. |
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения. |
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения. |
Упор на приказ и интуицию. |
Упор на коллективную работу и рациональность. |
«Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком. Управление строилось с упором на приказ и интуицию. Современная же организация имеет более четко выраженную структуру, в которой присутствуют руководители разных уровней. Принятие решения осуществляется большим количеством людей, что повышает его согласованность и обоснованность. Упор в управлении делается на коллективную работу и рациональность.» [4]
Современный менеджмент. Подходы к управлению.
« Менеджмент как наука развивался в результате появления и разработки нескольких подходов, которые иногда существовали параллельно. Менеджмент имеет дело, как с технологиями, так и с людьми, и серьезные прорывы в теории управления всегда были обусловлены достижениями в других смежных областях, таких как математика, инженерное дело, психология, социология, антропология. По мере их развития исследователи менеджмента все больше узнавали о факторах, влияющих на успех организации.
Считается, что современный теоретический и практический менеджмент стал результатом четырех основных научных подходов, которые схематично представлены на рисунке 1.
Рисунок 1.» [5]
ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУЧНЫХ ШКОЛ заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения:
«ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД в нем организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.
СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех « лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача — найти и суметь реализовать этот метод.
Дополняя друг друга, эти
подходы и формируют
Зарубежные модели управления
«На сегодняшний день глобализация и интернационализация производства становятся все масштабнее. В этой связи вопросы оптимального управления и повышения конкурентоспособности предприятий остаются для менеджмента крайне важными и актуальными.
Наилучшие стратегии менеджмента
в большинстве случаев
Не существует такого понятия как национальная наука. Нет китайской или американской науки. К примеру, мы не может говорить о создании китайской физики или изучении американской физики, это просто невозможно. Однако менеджмент, как философия управления производством, отличается от естественных наук и учитывает культурные особенности и национальные традиции страны. Одна нация, один район, одна страна, даже один период имеет не одинаковые особенности в управлении.» [11]
«Выделяют 3 основные модели управления:
1.Американская модель
управления организацией
2.В европейской модели
управления важнейшие
3.В азиатской модели
менеджмента персонала
Более подробно национальные
особенности менеджмента
ОПЫТ МЕНЕДЖМЕНТА В ЯПОНИИ
Японская система менеджмента
- одна из самых эффективных в
мире. Главное ее достоинство –
умение работать с людьми. Японский
менеджмент ориентируется на групповую
форму организации труда. Используется
механизм коллективной ответственности,
при котором члены группы участвуют
в принятии управленческих решений
и несут равную ответственность за их
реализацию. Информация о делах фирмы,
её планах доводится до всех сотрудников
в решении технологических и экономических
проблем. Большое значение на японских
фирмах уделяется научно–техническому
прогрессу. Действует система управления
производительностью и качеством работы,
при которой обязательно устанавливается
виновник брака. На фирмах создаются кружки
качества, задача которых – повышение
эффективности и качества производства
на уровне цехов, участков и рабочих мест.
Материально и морально стимулируется
активное участие каждого работника в
деятельности кружков качества. В результате,
по опубликованным данным, количество
рационализаторских предложений в Японии
в несколько раз больше, чем в США. Существует
правило: каждое принятое рационализаторское
предложение должно быть реализовано.
Японские менеджеры в своей работе придают
особое значение социальной политике.
Гордость за свою страну, забота о своём
народе является приоритетной задачей
в деятельности японских компаний.