Менеджмент как орган (аппарат) управления и категория людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 04:58, контрольная работа

Описание работы

Системный подход к изучению поведения работника требует, чтобы оно рассматривалось как итог действия разнообразных факторов, включая общественную среду (политику партии и государства, общественные задачи и идеалы, воспитание и образование, традиции, социальные ценности и нормы и т.п.), организационную среду (поставленную производственную или иную задачу, структуру организации, руководство, систему материального и морального стимулирования и продвижения по службе, организационный климат и т. п.) и внутренние факторы. Главная же цель регулирования поведения членов организации — направить их на достижение поставленных перед ними целей, на обеспечение максимально эффективной работы организации.

Файлы: 1 файл

мен. 3.docx

— 29.21 Кб (Скачать файл)
  1. Менеджмент как орган (аппарат) управления и категория людей. Требования к деловым и личным качествам современного руководителя.

Менеджмент как  аппарат управления представляет собой специфический орган управления современной организацией. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной. Существование и эффективное функционирование организации как целостного образования без него невозможно. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

Главная задача аппарата управления заключается в координации и  рационализации использования ресурсов организации для достижения её целей.

Менеджмент как  категория людей представляет собой социальный слой людей осуществляющих управление.

Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями принятия решений по конкретным видам  деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях.

В зависимости от уровня управления принято различать топ-менеджеров – руководителей высшего звена, менеджеров среднего звена и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности – линейных и функциональных менеджеров.

Руководители высшего  звена – президент фирмы, вице-президент, генеральный директор, директор, управляющий  и т. п. – отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом и несут всю полноту ответственности за общие результаты деятельности. Данный уровень, хотя и в лице одного директора на самых маленьких предприятиях, имеется во всех организациях, поэтому он получил второе название – институциональный .

Руководителей высшего звена  иначе называют генеральными менеджерами, топ-менеджерами или дженералистами, что подчеркивает их ведущую роль на предприятии, в фирме.

Руководителей среднего звена  иногда называют младшими начальниками. Они представлены заведующими отделов (финансового, маркетинга, производственного и др.), начальниками служб (качества, информатизации, сбыта, и др.), руководителями подразделений (начальниками цехов, производителями работ и пр.). Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений на высшем уровне управления, а затем принятые там решения доводят до нижестоящих менеджеров в форме конкретных заданий и спецификаций. Основную часть своего времени они тратят на взаимодействие по вертикали управления – с вышестоящими руководителями и подчиненными, являясь своего рода буфером между ними. Отсюда второе название данного уровня – управленческий.

Руководители низшего  звена отвечают за выполнение производственных заданий, предоставление информации о  ходе производства на средний уровень  управления и рациональное использование  ресурсов. Типичные должности низового уровня – мастер, специалист по нормированию труда в цехе, мастер по качеству. Они непосредственно взаимодействуют  с рабочими, производящими продукцию  и оказывающими услуги клиентам предприятия, то есть с неуправленческим уровнем, на который опирается управленческая пирамида. Поэтому низовое звено  иначе называют техническим уровнем управления.

Качества современного руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности.

Вторая группа - интеллектуальные и личностные (психологические) качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая  сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.

 Личностные качества руководителя

Одно из основных личностных (психологических) качеств руководителя - его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

- проблемно и перспективно, заранее определяя возможные  трудности и способы их преодоления;

- системно, охватывая все  стороны дела и влияющие факторы;

- практически и обоснованно,  отличая действительные факторы  от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;

- консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного  опыта с оригинальными, новаторскими  методами руководства;

- оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;

-последовательно и целеустремлённо,  добиваясь поставленной цели, отделяя  главное от второстепенного, не утопая в текучке;

- самокритично, проявляя  способность трезво оценивать  свои действия, максимально использовать  положительный опыт других, совершенствовать  профессиональные знания и навыки.

Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с  людьми вне зависимости от собственных  эмоциональных оценок. он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.

Профессионализм руководителя - постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец  повышения уровня своих теоретических  знаний и практических навыков, общекультурного  роста. Крайне важна систематическая  демонстрация им хорошего владения технологией  интеллектуального самовыражения  при выработке управленческих решений.

 

  Деловые качества руководителей

Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих  способностей:

1. способности находить кратчайший путь к достижению цели;

2. способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;

3. способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;

4. способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).

В чем же конкретно обнаруживаются деловые качества?

Обладающий деловыми качествами руководитель должен:

1. Уметь проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке;

2. Точно воспринимать предписания вышестоящих руководителей;

3. Разрабатывать альтернативные решения с последующим выбором наиболее результативного;

4. Своевременно определить содержание действий, требуемых для разрешения возникающих проблем;

5. Ясно ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения;

6. Проявлять волю и настойчивость в преодолении возникающих трудностей;

7. Оставаться самокритичным в оценке итогов деятельности.

Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию. Не вдаваясь в их обстоятельный разбор, заметим лишь, что они есть симбиоз (сожительство, помощь одного другому) двух составляющих: компетентности и  организаторских способностей (знания и умения).

Компетентность понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как  понимание связей различных явлений  и процессов, как нахождение возможных  способов и средств достижения намеченных целей.

Руководитель, видимо, не может  в одинаковой степени быть компетентным по всем вопросам, в решении которых  он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего. Однако руководителю не обойтись без определенной суммы профессиональных знаний, достаточных  для ясного понимания целей, для  восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих  ситуациях и для принятия по ним  обоснованных решений.

Некомпетентный, не разбирающийся  в деле руководитель неизбежно оказывается  в унизительной зависимости от своего окружения.

Он вынужден оценивать  обстановку по подсказкам своих подчиненных  или вышестоящих начальников.

Он, как правило, затрудняется высказывать весомые суждения, предпринимать  активные действия, давать полезные советы по специальным вопросам.

Он нередко вынужден имитировать  полезную деятельность, ибо неспособен к реальным и ответственным действиям.

Он обычно, чтобы скрыть незнание дела, стремится окружить себя столь же некомпетентными людьми и отдалить способных работников.

В практике руководства известны и такие случаи, когда руководитель вполне компетентен в специальной  области знаний, но в процессе его  деятельности возникают вопросы, в  которых он несведущ.

При этом он может пребывать  в добросовестном заблуждении и  искренне не сознавать ограниченности своих знаний. Возможно, он вообще переоценивает  себя или испытывает своего рода управленческий синдром: раз назначен начальником, то не имеет права не знать чего бы то ни было. Избыточная самоуверенность не позволяет своевременно почувствовать потребность посоветоваться с людьми при подготовке тех или иных решений.

Организаторские способности  руководителя выражаются прежде всего в следующем:

1. в умении выделять и четко формулировать как перспективные, так и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи;

2. в умении своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение;

3. в умении согласовывать свои замыслы с условиями действительности;

4. в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;

5. в умении постоянно и эффективно сотрудничать с другими подразделениями и с органами контроля.

Руководитель с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценить ситуацию, выделить первоочередные задачи и достаточно точно рассчитать сроки их решения.

Особое значение он уделяет  рациональному распределению работы между сотрудниками и их инструктированию; добивается реальной персональной ответственности  каждого за выполнение возложенных  на него функций. Развитое чувство ответственности  такого руководителя помогает ему всесторонне  взвешивать принимаемые решения  и действия, быть

собранным, аккуратным и  дальновидным исполнителем. При всех обстоятельствах оставаться хозяином своего слова.

Хороший организатор, как  правило, обладает острым и гибким умом, сочетающимся с сильной волей. Результаты своих решений он претворяет в  жизнь оперативно и без лишних колебаний. Он всегда добивается завершения начатого дела.

При этом он может пойти  на определенный риск, действуя в условиях неопределенности смело и решительно, не дожидаясь указаний сверху и проявляя находчивость в сложных обстоятельствах. Риск его оправдан, ибо его смелость основывается на его компетенции. Здесь он отдает себе отчет в серьезности последствий.

Зачастую такой организатор  не лишен также «пробивных» способностей, которые помогают ему находить наиболее результативные в данной ситуации ходы и верные средства решения проблем.

Способный организатор опирается  на разум всего коллектива, его  настойчивость никогда не переходит  в упрямство и нетерпимость к  чужому мнению, он приучает подчиненных  к самостоятельности.

Организаторская работа немыслима  без твердой дисциплины и порядка, иначе большие и хорошо продуманные  усилия по улучшению организации  деятельности могут быть сведены  на нет.

Соблюдение дисциплины и  порядка предполагает, в свою очередь, контроль со стороны руководителя.

Организаторские способности  во многом определяются природными задатками, но они также приобретаются в  процессе учебы и работы.

Таким образом, чтобы стать  истинно деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы знаний, позволяющих глубоко  разбираться в деле и эффективно решать возникающие проблемы. Для  реализации самой компетенции и  осуществления принятых решений  необходимы также организаторские  способности, то есть навыки налаживания  совместной работы многих людей и  умение добиваться выполнения принятых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внутренняя среда организации. Характеристика механизма управления.

Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она  заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации  функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Понятие внутренней среды  организации можно определить следующим  образом: внутренняя среда — это  совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним относятся миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации, распределение функций (включая собственно управленческие), прав и ресурсов, интеллектуальный капитал (в том числе организационный и человеческий потенциал, обучаемость, ожидания, потребности и групповая динамика, включая отношения лидерства), стиль управления, ценности, культура и этика организации, а также системные модели взаимосвязей всех упомянутых характеристик.

Информация о работе Менеджмент как орган (аппарат) управления и категория людей