Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:05, контрольная работа
Термин “менеджмент” (“menedgment”) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин “менеджмент” по своей сути является аналогом термина “управление”, это его синоним, однако не в полной мере. Термин “управление” намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Введение……………………………………………..2
Менеджмент как тип рыночного управления…….
Внутренняя и внешняя среда организации……….
Задача………………………………………………..
Тест…………………………………………………...
Список литературы…………………………………
Введение……………………………………………..2
Список литературы…………………………………
Термин “менеджмент” (“menedgment”) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин “менеджмент” по своей сути является аналогом термина “управление”, это его синоним, однако не в полной мере. Термин “управление” намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организованных структур и т. д. Однако их содержание и степень использования в централизованно планируемой и рыночной экономиках различно.
Одновременное употребление
данных понятий в деловой лексике продиктовано
рядом причин. В частности, этим подчеркивается
продвижение отечественной экономики
по пути рыночных отношений. Это удобно
при общении с зарубежными партнерами,
поскольку "менеджмент" — слово интернациональное.
С учетом изложенного вполне правомерно
употребление понятия "управление"
в современных условиях, имея в виду его
"рыночное" смысловое содержание.
Сравнительная характеристика понятий "управление" и "менеджмент"
Признаки |
Управление (в плановой экономике) |
Менеджмент (в рыночной экономике) |
1 . Объем понятия |
Управление процессами в обществе, в технике, в природе |
Менеджмент — управление фирмами (предприятиями организациями) |
2. Регулятор производства |
План |
Рынок |
3. Функции органов управления |
Контрольно-распределительные |
Регулирующие и консультативные |
4. Использование методов |
Преимущественно административные |
Экономические, социально-психологические, административные |
5. Собственность |
Государственная |
Многообразие форм собственности |
6. Критерий оценки |
Социальный эффект |
Экономическая целесообразность |
7. Интерес предприятия |
Выполнение плана |
Получение прибыли |
8. Элементы механизма |
Соревнования и гласность |
Конкуренция и коммерческая тайна |
9. Тип руководителей |
Авторитарный |
Демократический |
10. Принцип управления |
Централизация |
Децентрализация |
11 . Человеческий фактор |
Инициатива "наказуема" |
Активизация человеческого фактора |
Менеджмент — это многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах. В теоретическом плане под менеджментом понимается наука об управлении, в прикладном — это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и др.2
Менеджмент — представляют также как процесс управления, т. е. технологию реализации управленческих функции, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения. Менеджмент — характеризуют и как работу с людьми.
При всей многовариантности
Наиболее часто используемые
подходы к определению сущности и содержания
менеджмента в специальной
Рис.1. Подходы к определению понятия “менеджмент”.
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.
Менеджмент - это область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов.
Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.
Понимание менеджмента как искусства
Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.
Менеджмент - специфический орган
Менеджмент может также рассматриваться как организация управления предприятием, т. е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т. е. выполнять определенные функции.
Таким образом, менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
• ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
• хозяйственная
• постоянную корректировку целей и в зависимости от состояния рынка;
• конечный результат деятельности организации или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования
Все организации отличаются
друг от друга по различным аспектам.
Вместе с тем они имеют общие
для всех организаций характеристики.
Одной из самых значительных характеристик
организации является зависимость
от внешней и внутренней среды. Ни
одна организация не может функционировать
изолированно, вне зависимости от
внешних ориентиров. Они во многом
зависимы от внешней среды. Это условия
и факторы, возникающие в окружающей
среде независимо от деятельности организации,
так или иначе воздействующие
на нее.
Различают факторы внешней и внутренней
среды.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это условия
и факторы, возникающие независимо от
ее (организации) деятельности и оказывающие
существенное воздействие на нее. Кроме
того, они способствуют функционированию,
выживанию и эффективности ее работы.
Внешние факторы подразделяют на факторы
прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относят
поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов,
трудовые ресурсы, государство, профсоюзы,
акционеров (если предприятие является
акционерным обществом), которые оказывают
непосредственное влияние на деятельность
организации;
К факторам косвенного воздействия относят
факторы, которые не оказывают непосредственного
влияния на деятельность организации,
но их следует учитывать для выработки
правильной стратегии. Можно выделить
следующие факторы косвенного воздействия:
1) политические факторы - основные направления
государственной политики и методы ее
реализации; возможные изменения в законодательной
и нормативно-технической базе; международные
соглашения, заключаемые правительством
в области тарифов и торговли и т.д.;
2) экономические факторы - темпы инфляции;
уровень занятости трудовых ресурсов;
международный платежный баланс; процентные
и налоговые ставки; величина и динамика
ВВП; производительность труда и т.д.;
3) социальные факторы внешней среды - отношение
населения к работе и качеству жизни; обычаи
и традиции, существующие в обществе; менталитет
общества; уровень образования и т.п.;
4) технологические факторы - возможности,
связанные с развитием науки и техники,
которые позволяют оперативно перестроиться
на производство и реализацию технологически
перспективного продукта, спрогнозировать
момент отказа от используемой технологии.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда,
которая определяет технические и организационные
условия работы организации и является
результатом управленческих решений. Организация
анализирует внутреннюю среду с целью
выявления слабых и сильных сторон ее
деятельности. Это необходимо потому,
что организация не может воспользоваться
внешними возможностями без наличия определенного
внутреннего потенциала. При этом ей необходимо
знать свои слабые места, которые могут
усугубить внешнюю угрозу и опасность.
Внутренняя среда организаций включает
в себя следующие основные элементы:
Производство: объем, структура, темпы
производства; номенклатура продукции;
обеспеченность сырьем и материалами,
уровень запасов, скорость их использования;
наличный парк оборудования и степень
его использования, резервные мощности;
экология производства; контроль качества;
патенты, торговые марки и т.д.
Персонал: структура, квалификация, количественный
состав работников, производительность
труда, текучесть кадров, стоимость рабочей
силы, интересы и потребности работников.
Организация управления: организационная
структура, методы управления, уровень
менеджмента, квалификация, способности
и интересы высшего руководства, престиж
и имидж предприятия.
Маркетинг охватывает все процессы, связанные
с планированием производства и реализацией
продукции, такие как: производимые товары,
доля рынка, каналы распределения и сбыта
продукции, маркетинговый бюджет и его
исполнение, маркетинговые планы и программы,
стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.
Финансы - это показатель, который позволяет
увидеть всю производственно-хозяйственную
деятельность предприятия. Финансовый
анализ позволяет вскрыть и оценить источники
проблем на качественном и количественном
уровне.
Культура и имидж предприятия: факторы,
которые создают образ предприятия; высокий
имидж предприятия позволяет привлечь
работников высокой квалификации, стимулировать
потребителей к покупке товаров и т.п.
Каждый вовлеченный в производственный
процесс имеет свои собственные интересы: