Менеджмент как тип рыночного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Эффективное становление и развитие рыночных отношений в России во многом определяются формированием современных управленческих отношений, повышением координируемости экономики. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации, на территории, в стране.
Менеджмент (от англ. management управление, руководство, правление) означает управление в социально-экономических системах [5, с. 193].
Иногда при определении менеджмент сводят к управлению фирмой в условиях рыночной экономики. В западной литературе принято широкое толкование понятия менеджмента и по уровням управления, и по формам собственности, и по сферам деятельности: стратегический государственный менеджмент и фирменный; коммерческий и некоммерческий; производственный, финансовый и др.
Тем не менее, менеджмент важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают все: экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Менеджмент как тип рыночного управления…………………………………4
2. Классификация общих функций управления, их содержание……………..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Задача……………………………………………………………………………..21
Тест……………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)



Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина Менеджмент

Вариант № 12

Название темы «Менеджмент как тип рыночного управления»

Выполнил студент Спивакова А.А.

Группа № 2б-эф100

Студенческий  билет № 11флд60658

Проверил Пилипчак Ю.В., к.э.н., ст. преподаватель


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга, 2012

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Менеджмент как тип рыночного  управления…………………………………4

2. Классификация общих функций управления, их содержание……………..14

Заключение……………………………………………………………………….20

Задача……………………………………………………………………………..21

Тест……………………………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………………………...22

Приложение 1…………………………………………………………………….23

Приложение 2…………………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Эффективное становление и развитие рыночных отношений в России во многом определяются формированием современных управленческих отношений, повышением координируемости экономики. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации, на территории, в стране.  
Менеджмент (от англ. management управление, руководство, правление) означает управление в социально-экономических системах [5, с. 193].  
Иногда при определении менеджмент сводят к управлению фирмой в условиях рыночной экономики. В западной литературе принято широкое толкование понятия менеджмента и по уровням управления, и по формам собственности, и по сферам деятельности: стратегический государственный менеджмент и фирменный; коммерческий и некоммерческий; производственный, финансовый и др.  
Тем не менее, менеджмент важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают все: экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.  
В государственном производстве уровень управления, как правило, обусловливает перечень и содержание управленческих задач. В частных фирмах независимо от их размера и сферы деятельности руководители решают весь комплекс проблем от выбора выпускаемой продукции (услуг) и определения миссии (главной цели или того, для чего создана и функционирует фирма) до сбыта продукции и полной ответственности за успех или неуспех деятельности.  В рыночной экономике хозяйствующие самостоятельные субъекты являются самоорганизующимися и самоуправляемыми, подобно живым организмам в природе. Предприниматели и менеджеры являются управляющими органами в социально-экономических системах.

 

 

Вариант 12

1.Менеджмент  как тип рыночного управления

Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется  в использовании аналогичных  инструментов, в частности методов, принципов, функций, организованных структур и т. д. Однако их содержание и степень  использования в централизованно  планируемой и рыночной экономиках различно (табл. 1. 1).[1]

Одновременное употребление данных понятий в деловой лексике  продиктовано рядом причин. В частности, этим подчеркивается продвижение отечественной  экономики по пути рыночных отношений. Это удобно при общении с зарубежными партнерами, поскольку "менеджмент" — слово интернациональное. С учетом изложенного вполне правомерно употребление понятия "управление" в современных условиях, имея в виду его "рыночное" смысловое содержание.

 

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика понятий "управление" и "менеджмент"

 

Признаки

Управление (в плановой экономике)

Менеджмент (в рыночной экономике)

1 . Объем понятия

Управление процессами в обществе, в технике, в природе

Менеджмент — управление фирмами (предприятиями организациями)

2. Регулятор производства

План

Рынок

3. Функции органов управления  вышестоящих организаций

Контрольно-распределительные

Регулирующие и консультативные

4. Использование методов

Преимущественно административные

Экономические, социально-психологические, административные

5. Собственность

Государственная

Многообразие форм собственности

6. Критерий оценки управленческих  решений

Социальный эффект

Экономическая целесообразность

7. Интерес предприятия

Выполнение плана

Получение прибыли

8. Элементы механизма функционирования предприятия

Соревнования и гласность

Конкуренция и коммерческая тайна

9. Тип руководителей

Авторитарный

Демократический

10. Принцип управления

Централизация

Децентрализация

11 . Человеческий фактор

Инициатива "наказуема"

Активизация человеческого фактора


 

Менеджмент — это  многозначное понятие, рассматриваемое  в нескольких ракурсах. В теоретическом  плане под менеджментом понимается наука об управлении, в прикладном — это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и др.

Менеджмент — представляют также как процесс управления, т. е. технологию реализации управленческих функции, включающую сбор информации о  состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения. Менеджмент — характеризуют и как работу с людьми.

При всей многовариантности  характеристик, существующих в литературе, в обобщенном виде под менеджментом понимают функцию управления, т. е. вид  профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т. д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.[2]

Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента в специальной  управленческой литературе[3] представлены на рис.1.1

Процесс менеджмента  предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.

Менеджмент - это область  науки, человеческих знаний, позволяющих  осуществлять функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов.

Как область знаний, как  наука менеджмент представляет всю  сумму знаний накопленную за сотни  тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.

 


Рис.1.1 Подходы к определению понятия “менеджмент”.

 

Понимание менеджмента  как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные  социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Умение ставить и реализовывать  цели, точно знать, что предстоит  сделать и как сделать это  самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья  работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.

Менеджмент - специфический  орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.

Менеджмент может также  рассматриваться как организация  управления предприятием, т. е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т. е. выполнять определенные функции.

Таким образом, менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

• ориентацию организации  на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

• хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений  тем, кто несет ответственность  за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку  целей и в зависимости от состояния рынка;

• конечный результат  деятельности организации или ее хозяйственно самостоятельных подразделений  выявляется на рынке в процессе обмена;

• необходимость использования  современной информационной базы с  компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Менеджмент - это самостоятельный  вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.).

Какой бы характер хозяйственная  деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.

Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия  определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер является обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качества продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности — менеджеров.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления  определенного типа взаимосвязанных  действий по формированию и использованию  ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.[4]

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия  путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент призван  создавать условия, для успешного  функционирования организации исходя из того, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

Информация о работе Менеджмент как тип рыночного управления