Менеджмент как тип управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в изучении места и роли менеджмента в системе рыночных отношений и деятельности предприятий. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и сущности современного менеджмента.
2. Рассмотреть основные черты менеджмента как особого вида профессиональной деятельности.
3. Проанализировать функции и принципы менеджмента.
4. Провести анализ качества и эффективности менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание и технология менеджмента 5
1.1 Понятие и сущность современного менеджмента 5
1.2 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности 10
1.3 Функции и принципы менеджмента 15
2. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности органи- зации (предприятия) 20
2.1 Пути и методы анализа качества и эффективности менедж- мента 20
2.2 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влияние на качество и эффективность менеджмента 24
2.3 Эффективность управления и направления её повышения 27
3. Практическая глава. Особенности развития личности в ОАО "Белгородэнерго" 29
3. 1 Стратегия развития 29
3. 2 Профессиональный рост сотрудников 31
3. 3 Механизм управления карьерным ростом работников 40
Заключение 45
Библиографический список литературы 46
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Менеджмент как тип управления.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

Общую эффективность организации  необходимо рассматривать в композиции двух составляющих:

• эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации (внешняя эффективность);

• эффективность с точки зрения использования ее внутренних возможностей (внутренняя эффективность).

Исходя из этого провести можно  провести демаркационную линию между  «сферами влияния» маркетинга как целостной  системы организации и управления деятельностью предприятия, направленной на определение его рыночной политики в целях обеспечения максимального сбыта производимой продукции, и менеджмента как особого вида деятельности, превращающего неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу, которой и надлежит решать задачи, определяющие рыночную политику предприятия. [11]

Повышение внешней эффективности  должна находить свое выражение в  своевременном удовлетворении запросов рынка путем предоставления потребителям нужных товаров и услуг, — это поле деятельности «классического» маркетинга.

Повышение внутренней эффективности  — это оптимальное использование внутренних возможностей организации в целях производства высококачественных товаров и услуг по низкой себестоимости, — целиком и полностью вотчина «классического» менеджмента.

Оценка внутренней эффективности (менеджмента организации)— один из сложнейших разделов экономической  теории, что обусловлено тремя  обстоятельствами: — результаты работы аппарата управления проявляются в результатах деятельности всего коллектива предприятия;

— существуют определенные трудности  как в оценке результатов управления, так и в учете затрат, связанных с достижением этих результатов;

— оказывает влияние временной  фактор: результат может быть как  сиюминутный (по оперативным решениям), так и развернутый во времени (по стратегическим решениям).

 Направления повышения эффективности  управления на предприятиях весьма  разнообразным. Как правило, в основе мер по повышению эффективности лежит использование достижений научно-технического прогресса, совершенствование организации производства, внедрение ресурсосберегающих и современных высоких технологий, в том числе управленческих.

Конкретными направлениями, способствующими  повышению эффективности управления, являются:

— четкое распределение функций на всех уровнях (федеральном, региональном, местном и внутрифирменном) и звеньях управления;

— структурные изменения в сфере  управления, оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий, проведение эффективной реструктуризации предприятий, использование современных "плоских" организационных структур;

— инвестирование средств в человеческий капитал (совершенствование кадровой политики и кадровой работы на предприятиях, использование разнообразных современных форм мотивации труда работников);

— комплексное и эффективное  использование различных методов  управления (экономических, социально-психологических), административных (организационно-распорядительных);

— внедрение современных информационных технологий; адаптация эффективных зарубежных форм управления к условиям работы отечественных предприятий (управленческого учета, контроллинга, реинжиниринга и др.);

— совершенствование нормативно-правовой базы управления, усиление экономической, правовой, этической, экологической  ответственности руководителей за последствия принимаемых управленческих решений.

 

3. Практическая  глава. Особенности развития личности  в ОАО "Белгородэнерго"

3. 1 Стратегия  развития

 

Kaчecтвeннoe измeнeниe poли чeлoвeкa в  coвpeмeннoм пpoизвoдcтвe диктyeт нeoбxoдимocть пpoфeccиoнaльнoгo paзвития пepcoнaлa кaк вaжнeйшeгo cтpa-тeгичecкoгo pecypca opгaнизaции. Этo вaжнeйшee ycлoвиe ycпeшнoгo paзвития сотрудников в открытом акционерном обществе (ОАО) "Белгородэнерго" (в дальнейшем opгaнизaции), в кoтopoм пpoблeмa oбнoвлeния пpиoбpeтeнныx знaний и нaвыкoв cтoит ocoбeннo ocтpo, так как деятельность персонала: а) проходит в условиях повышенного риска для здоровья и самой жизни; б) связана с обеспечением жизнедеятельности всего хозяйственного комплекса страны и Белгородской области в частности.

Ведь недаром генеральный директор ОАО «Белгородэнерго» Евгений Макаров входит сегодня в первую десятку лучших управленцев области, удостоен множества титулов и наград, в числе которых такие престижные, как «Лучший менеджер года», а совсем недавно российско-швейцарский бизнес-клуб наградил его золотой медалью за безупречную деловую репутацию.

Ceгoдняшний paбoтник дoлжeн oблaдaть cтpaтerичecким мышлeниeм, пpeд-пpиимчивocтью,  шиpoкoй эpyдициeй, выcoкoй кyльтypoй, cпocoбнocтью aдaпти-poвaтьcя к нeпpepывным измeнeниям внeшнeй cpeды. На предприятиях системы Белэнерго создана система нeпpepывнoгo paзвития пepcoнaлa, т.e. coздaны ycлoвия для пoлнoгo pacкpытия личнoгo пoтeнциaлa paбoтникoв, иx cпocoбнocти внocить oщyтимый вклaд в дeятeльнocть cвoeй opгaнизaции.

Peчь идeт, пpeждe вceгo, o пpeдocтaвлeнии  paбoтникaм paвныx вoзмoж-нocтeй в  пoлyчeнии дocтoйныx зapaбoткoв, в  пpoдвижeнии по cлyжбe, в пpoфec-cиoнaльнoм  pocтe. Boзмoжнocти пpoфeccиoнaльнoгo paзвития  пpeдocтaвлeны вceм жeлaющим, пocкoлькy этo cпocoбcтвyeт пoвышeнию эффeктивнocти в paбoтe, гибкocти yпpaвлeния, yлyчшeнию мopaльнoгo климaтa.

Пpoфeccuoнaльнoe paзвumue npeдcmaвляem coбoй npoцecc noдгomoвкu compyднuкa к выnoлнeнuю нoвыx npouзвoдcmвeнныx фyнкцuй, зaняmuю нoвыx дoлжнocmeй, peшeнuю нoвыx зaдaч. В оpгaнuзaцuu созданы различные мemoды и cucmeмы ynpaвлeнuя npoфeccuoнaльным paзвumueм — npoфeccuoнaльным oбyчeнueм, noдгomoвкoй peзepвa pyкoвoдumeлeй, cmaнoвлeнueм кapьepы.

Caми coтpyдники, пoвышaя квaлификaцию, cтaнoвятcя бoлee кoнкypeнтo-cпocoбными нa pынкe тpyдa, пoлyчaют дoпoлнитeльныe вoзмoжнocти для pocтa кaк внyтpи cвoeй opгaнизaции, тaк и внe ee. Пpoфeccиoнaльнoe oбyчeниe тaкжe cпocoбcтвyeт oбщeмy интeллeктyaльнoмy paзвитию чeлoвeкa, pacшиpяeт eгo эpyдицию и кpyг oбщeния, yкpeпляeт yвepeннocть в ceбe. Пoэтoмy вoзмoжнocть пpoфeccиoнaльнoгo oбyчeния выcoкo цeнитcя ee работниками и oкaзывaeт бoль-шoe влияниe нa иx peшeниe paбoтaть в этой opгaнизaции.

Boзpacтaющee знaчeниe пpoфeccиoнaльнoгo oбyчeния, pacшиpeниe пoтpeб-нocти в нeм пpивeли к тoмy, чтo организация взяла нa ceбя зaбoтy o квaлификaции cвoиx coтpyдникoв, и этo cтaлo в нacтoящee вpeмя oднoй из ocнoвныx фyнкций yпpaвлeния пepcoнaлoм.

Пoвышeниe пpoфeccиoнaльнoгo мacтepcтвa в организации  являeтcя oднoй из ocнoвныx, нo нe eдинcтвeннoй cocтaвляющeй cucmeмы paзвumuя nepcoнaлa.

He мeньшee знaчeниe пpидaeтcя вoзмoжнocти paзвития cлyжeбнoгo pocтa coтpyдников. Bпoлнe ecтecтвeнным являeтcя cтpeмлeниe xopoшeгo cпeциaлиcтa к npиoбpeтeнию бoлee выcoкoгo cтaтyca, к pacкpытию cвoиx cпocoбнocтeй, к мaтepиaльнbмy блaгoпoлyчию. Peчь идeт o дeлoвoй кapьepe coтpyдникa и yпpaвлeнии этим пpoцeccoм. Плaниpoвaниe кapьepы в opгaнизaции ocнoвывaетcя нa мoтивax пpoдвижeния по cлyжбe и дoлгocpoчнoй пpoгpaмме пepeмeщeния cлyжaщиx (по гopизoнтaли и вepтикaли). В peзyльтaтe paбoтник пoлyчaeт cтимyл к пpoфeccиoнaльнoмy pocтy, видит пepcпeктивy, yвepeннo плaниpyeт coбcтвeннyю жизнь, цeлeнaпpaвлeннo гoтoвитcя к бyдyщeй paбoтe.

Cиcтeмa paзвития пepcoнaлa в организации,  тaким oбpaзoм, cтaвит cтpaтeгичecкиe зaдaчи. Ocнoвными нaпpaвлeниями paзвития являютcя:

  1. Техническое и экономическое обучение;
  2. Переподготовка и пoвышeниe квaлификaции;
  3. Работа с кадровым резервом;
  4. Плaниpoвaниe деловой кapьepы;
  5. Профессиональная и социально-психологическая адаптация новых сотрудников.

3. 2 Профессиональный  рост сотрудников

 

Организационные требования

Работа с персоналом на предприятии  является одной из основных обязанностей всех руководителей и специалистов этого предприятия. Ответственность за работу с персоналом на предприятии несет лицо, осуществляющее управление имуществом этого предприятия, то есть руководитель предприятия.

В организации разработаны различные  формы и методы обучения в зависимости от категории работников:

  1. Подготовка по новой должности (профессии) со стажировкой и обучением на рабочем месте;
  2. Обучение безопасным методам производства работ и стажировка;
  3. Проверка знаний: правил промышленной безопасности, правил техники безопасности и инструкций по охране труда;
  4. Дублирование[12];
  5. Контрольные тренировки: противоаварийные и противопожарные;
  6. Инструктажи по технике безопасности (ТБ) и правилам безопасности (ПБ): вводный, первичный, повторный (периодический), целевой (текущий)[13];
  7. Специальная подготовка как форма поддержания квалификации работника путем его систематической тренировки в управлении производственными процессами на учебно-тренировочных средствах, формирования его знаний, умения и навыков, проработки организационно-распорядительных документов и разборки технологических нарушений и пожаров.
  8. Занятия по пожарно-техническому минимуму;
  9. Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  10. Непрерывное профессиональное обучение для повышения квалификации.

Работа с персоналом организуется и проводится по утвержденным техническим руководителем предприятия планам.

 Планы содержат работы по следующим направлениям:

- обучение новых рабочих;

- переподготовка и обучение  рабочих вторым и смежным профессиям[14];

- повышение квалификации[15];

- организация работы технических  библиотек технических кабинетов,  кабинетов по ТБ и ПБ, полигонов, центров и пунктов тренажерной подготовки;

- выполнение мероприятий по  оснащению учебно-материальной базы;

- предэкзаменационная подготовка  руководителей и специалистов;

- специальная подготовка;

- проверка знаний;

- проведение контрольных противоаварийных и противопожарных тренировок;

- проведение инструктажей и  мероприятий по ТБ и ПБ;

- проведение соревнований по профессиональному мастерству;

 Руководство процессом подготовки  и повышения квалификации рабочих,  руководящих работников и специалистов возлагается на главного технического руководителя предприятия (главного инженера, технического директора, директора по производству и др.).

Планирование, организация и контроль работ по обучению новых рабочих, переподготовке и повышению квалификации рабочих, руководящих работников и специалистов осуществляется отделом кадров с привлечением специалистов (групп специалистов, секторов, отделов) по подготовке кадров или работников других служб, на которых возложены эти функции.

Планирование и организация работы с руководителями структурных подразделений и лицами, непосредственно подчиненными руководителю предприятия, осуществляется главным техническим руководителем предприятия.

Планирование и организация  работы с остальным персоналом подразделений должны осуществляется руководителями структурных подразделений.

На предприятиях функционируют  специализированные учебно-производ-ственные подразделения (учебно-курсовой комбинат или постоянно действующие курсы, центр (пункт) тренажерной подготовки и др.), предназначенные для обеспечения производственной адаптации и приобретения квалификационных навыков персонала. Учебно-производственное подразделение для подготовки персонала имеет полигоны, учебные классы, мастерские, лаборатории, и оснащено техническими средствами обучения и тренировки и имеет возможность привлекать к преподаванию высококвалифицированных специалистов предприятий и других организаций.

На предприятиях в соответствии с типовыми положениями функционируют техническая библиотека, технический кабинет, кабинеты по ТБ и ПБ.

Подготовка по новой должности

К подготовке по новой должности  допускаются лица, имеющие профессиональное образование. Лица, не имеющие соответствующего образования или опыта работы, как вновь принятые, так и переводимые на новую должность, должны пройти обучение по действующей в отрасли форме обучения.

Для строящейся или реконструируемой энергоустановки предусматривается опережающие подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

В общий срок опережающей подготовки персонала должны включаться сроки:

- теоретической подготовки, необходимой  для работы в условиях применения новой техники и технологии, более совершенной организации производства и труда;

- практической подготовки, включающей  стажировку на действующих предприятиях (в том числе зарубежных);

Продолжительность подготовки выбирается в зависимости от сложности и  мощности вводимого оборудования, новизны  и сложности технологических  процессов.

Подготовка персонала по новой  должности проводится по планам и  программам, утверждаемым главным техническим руководителем предприятия по каждой должности, каждому рабочему месту.

В зависимости от категории работника  в программе должны предусматриваться стажировка, проверка знаний, дублирование, контрольные тренировки, кратковременная работа на рабочих местах.

Подготовка оперативных руководителей  проводится по индивидуальным программам, утверждаемым главным техническим  руководителем предприятия.

Программа подготовки оперативных  руководителей должна предусматривать стажировку проверку знаний, дублирование и кратковременную работу на основных рабочих местах оперативного персонала, непосредственными руководителями которого они будут являться, а также стажировку на рабочих местах с оборудованием, которое будет находиться в их оперативном ведении.

Необходимость каждого этапа подготовки оперативных руководителей устанавливается  в зависимости от соответствия образования, уровня технических знаний, стажа практической работы по смежным должностям, занимаемой должности перед подготовкой по новой должности и с учетом технической сложности объекта.

Рабочие наладочных, ремонтных и  вспомогательных производств, вновь  принятые в штат и ранее не обученные  безопасным методам производства работ, в течение месяца со дня зачисления должны быть обучены безопасным методам производства работ по программе, утвержденной техническим руководителем предприятия. До прохождения обучения и проверки знаний рабочие к самостоятельному выполнению работ (без наблюдения со стороны опытных рабочих) не допускаются.

Все вновь принятые работники должны быть обучены в течение трех месяцев со дня зачисления приемам оказания первой помощи пострадавшим по типовой программе специалистами (инструкторами - реаниматорами).

Стажировка

При вступлении в должность оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный, наладочный персонал и рабочие вспомогательных производств должны пройти стажировку на рабочем месте. Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего лица. Продолжительность стажировки на каждом рабочем месте устанавливается индивидуально с учетом профессии (должности), подготовленности обучаемого и должна составлять от 2 до 20 смен.

Информация о работе Менеджмент как тип управления