Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в изучении места и роли менеджмента в системе рыночных отношений и деятельности предприятий. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и сущности современного менеджмента.
2. Рассмотреть основные черты менеджмента как особого вида профессиональной деятельности.
3. Проанализировать функции и принципы менеджмента.
4. Провести анализ качества и эффективности менеджмента.
Введение 3
1. Содержание и технология менеджмента 5
1.1 Понятие и сущность современного менеджмента 5
1.2 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности 10
1.3 Функции и принципы менеджмента 15
2. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности органи- зации (предприятия) 20
2.1 Пути и методы анализа качества и эффективности менедж- мента 20
2.2 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влияние на качество и эффективность менеджмента 24
2.3 Эффективность управления и направления её повышения 27
3. Практическая глава. Особенности развития личности в ОАО "Белгородэнерго" 29
3. 1 Стратегия развития 29
3. 2 Профессиональный рост сотрудников 31
3. 3 Механизм управления карьерным ростом работников 40
Заключение 45
Библиографический список литературы 46
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ежегодно проводится тестирование руководителей среднего звена, которое выявляет их профессиональные навыки, умение управлять коллективом, профессионально решать сложные производственных задачи. На основании анализа результатов тестирования конкретного руководителя выносятся предложения о дальнейшем продвижении его по службе.
Пятый этап - работа с линейными руководителями высшего звена управления. Назначение руководителей на высшие посты - это сложный процесс. Одну из главных трудностей составляет выбор кандидата, удовлетворяющего многим требованиям.
Руководитель высшего звена управления обязан хорошо знать отрасль, а также организацию. Он должен иметь опыт работы в основных функциональных подсистемах, чтобы ориентироваться в производственных, финансовых, кадровых вопросах и квалифицированно действовать в экстремальных социально-экономических и политических ситуациях.
Ротация, то есть перемещение из одного подразделения организации в другое, начинается заблаговременно, когда руководители находятся на должностях низового и среднего звена управления. Отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена осуществляется на конкурентной основе.
Его осуществляет специальная комиссия, состоящая из руководителей высшего звена (директоров производств, филиалов, главных специалистов и т. д.) с участием специалистов соответствующих подразделений управления персоналом и привлечением при необходимости независимых экспертов.
В результате проведённого исследования по теме: „Менеджмент как тип управления“ можно сделать ряд выводов:
1. Менеджмент представляет собой управленческие отношения (комплекс взаимосвязей работника в процессе подготовки и реализации управленческого воздействия в отдельно взятой организации). Основной задачей менеджмента является ориентация деятельности людей в соответствии с требованиями экономических законов.
2. Менеджмент - это
а) вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
б) процесс оптимизации
в) искусство получения работы (достижение целей сделанной посредством других), умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Менеджмент можно представить в виде формулы: МЕНЕДЖМЕНТ = ИСКУССТВО + ОПЫТ + ОБУЧЕНИЕ.
3. Отечественной теорией и практикой разработаны приемы оценки эффективности управления на качественном и количественном уровнях. Для оценки эффективности на качественном уровне используются различные обобщающие показатели. Например: на уровне предприятия — прибыль.
Один из приемов оценки эффективности управленческой деятельности на количественном уровне предполагает использование понятий: эффективность в широком смысле, под которой понимаются результаты, достигнутые деятельностью трудового коллектива в целом, включая аппарат управления; эффективность в узком смысле — как результаты работы собственно работников аппарата управления.
Приложение 1
Рис. 1. Место процесса управления в организации
приложение 2
Таблица 1
Схема управления производством
Проведение НИОКР |
Обеспечение развития производства |
Обеспечение сбыта |
Организационные структуры управления производством |
1. Разработка научно-технической политики фирмы
2. Разработка и внедрение новой продукции 3. Организация научно-технической деятельности |
1. Разработка и обеспечение политики по важнейшим направлениям производственной деятельности фирмы 2.Развитие технологии производства
3. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами 4. Повышение качества и конкурентоспособности продукции 5. Повышение производительности труда |
1.Разработка сбытовой политики
2. Выбор каналов и методов сбыта 3. Организация сбыта |
1. Функциональная
2. Линейно- функциональная
3. Проблемно-целевое управление
4. Матричная структура
5.Программно-целевое управление |
приложение 3
Таблица 2
Схема управления персоналом
Разработка и проведение кадровой политики |
Оплата и стимулирование труда |
Групповое управление работников, взаимоотношения в коллективе, с профсоюзами |
Социально- психологические аспекты управления |
1. Принципы подбора и расстановки персонала
. Условия найма и увольнения 3. Обучение и повышение квалификации 4. Оценка персонала и его деятельности |
1. Формы оплаты труда
2. Пути повышения производительности труда 3. Поощрительные системы оплаты труда |
1. Вовлечение работников в управление на низовом уровне 2. Рабочие бригады и их функции 3. Взаимоотношения в коллективе
4. Взаимоотношения с профсоюзами |
1. Мотивация труда работников и творческая инициатива 2.Организационная культура фирмы 3. Влияние управления персоналом на деятельность фирмы |
1 Юкаева В. С. Менеджмент. Учебное пособие. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2004 - с. 12
2 Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е изд, перер. и доп. — М.: Инфра-М, 2001-с. 23
3 Немкович Е.Г., Курило А.Е. Менеджмент малого и среднего бизнеса. — М. Юнити, 1999 – с. 45
4 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Экономистъ, 2003 – с. 21-22
5 Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – с. 28-30
6 Вершигора Е. Е. Указ. соч. с. 32-33
7 Юкаева В. С. Указ.соч. – с. 28-29
8 Менеджмент. //Под ред. проф. А. С. Пелиха. — М. Изд. центр «МарТ», 2003 –с. 59-61
9 Уткин Э.А. Антикризисное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000 – с. 125
10 Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – с. 344
11 Албастова Л. И. Технология эффективного менеджмента. — М. Центр, 1998. — 236с.
12 управление энергоустановкой и несение других функций на рабочем месте, исполняемых под наблюдением лица, ответственного за подготовку дублера.
13 Инструктаж – разъяснение и демонстрация приёмов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данную функцию, так и специально подготовленным инструктором.
14 обучение квалификационных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия высшей квалификации кадров требованиям производства.
15 форма работы с персоналом, осуществляемая путем систематического самообразования, проведения производственно-экономической учебы, краткосрочного и периодического длительного обучения на соответствующих курсах или в учебных заведениях, освоение передовой техники и технологии, ориентации труда, производства и управления.