Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 17:22, контрольная работа
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Кафедра менеджмента и управления
Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент»
Тема 1 Тема «Менеджмент как вид деятельности и система управления»
Исполнитель: студентка I курса
заочного факультета
группы ЗБД-14-1Кучина Ю.И
Екатеринбург
2015
Введение.
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, как вид деятельности и как система управления, так как это понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни.
1.1 Менеджмент и управление
Рассматривая менеджмент, необходимо обратить внимание на его соотношение с управлением. Это связано с разными подходами к данным понятиям. В одних случаях их считают идентичными, ссылаясь при этом на английскую транскрипцию «management». В других, напротив, считают, что эти явления необходимо различать.
Что собой представляет управление как таковое? Это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры и достижение целей. В более узком смысле, применительно к хозяйственной сфере, управление рассматривается прежде всего как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых является субъектом управления, а другой – объектом управления. Субъект управления на основе информации о внешней среде и имеющихся ресурсов оказывает воздействие на объект управления. Связь имеет не только прямой, но и обратный характер (рис. 1.1).
В процессе взаимодействия субъект и объект управления могут совпадать. Например, на предприятии генеральный директор выступает в качестве субъекта управления по отношения к руководителям структурных подразделений. Но если рассматривать руководителей служб по их взаимоотношениям с персоналом данных подразделений, то они уже будут не как объекты, а как субъекты управления.
Менеджмент и управление – взаимосвязанные понятия. В чем это выражается? Прежде всего управление – это основа, на которой возник менеджмент.
Единство менеджмента и управления состоит также в многогранности этих понятий. В менеджмента как системе можно выделить три грани:
Если рассматривать управление, то в нем также можно выделить ряд аспектов, граней, во многом близких или совпадающих с менеджментом. К ним относят следующие:
Нельзя не сказать и о таком аспекте взаимодействия менеджмента и управления, как наличие общих принципов. В частности, к их числу относятся координация, системность, целенаправленность. Да и сам объект в менеджменте и в управлении является общим, в качестве которого выступает организация, представляющая собой единство средств производства и людей, приводящих их в действие.
В то же время менеджмент имеет ряд особенностей, которые не позволяют однозначно говорить о его единстве с управлением. Выделим наиболее важные из них.
Управление – более широкое понятие, чем менеджмент. Термин «менеджмент» обычно употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как управление охватывает различные сферы общественной деятельности. Например, государственное управление, общественное управление, управление войсками. Не делать различий между менеджментом и управлением в широком смысле слова некорректно.
1.2. Менеджмент как наука и искусство.
Менеджмент как наука
Менеджмент как научная
дисциплина прошел долгий и
противоречивый путь развития, и
рассматривать его, несомненно,
нужно с учетом исторического
опыта, тех целей и задач, которые
ставились на разных этапах
его развития. Эффективность и
качество управленческого
1. Комплексный
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.
2. Интеграционный
Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:
- между отдельными подсистемами
и элементами системы
- между стадиями жизненного цикла объекта управления;
- между уровнями управления по вертикали;
- между уровнями управления по горизонтали.
3. Маркетинговый
Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя:
- повышение качеств объекта
в соответствии с нуждами
- экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества;
- экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП);
- применение системы
4. Функциональный
Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.
5. Динамический
При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
6. Воспроизводственный
Это подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
7. Процессный
Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанный действий.
8. Нормативный
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:
- целевой подсистемой;
- функциональной подсистемой;
- обеспечивающие подсистемы.
9. Количественный
Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и не только словами.
10. Административный
Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.
11. Поведенческий
Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.
12. Ситуационный
Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.
13. Системный
При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:
- процесс принятия решения
должен начинаться с выявления
и четкого формулирования
- необходимое выявление
и анализ возможных
- целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
- восхождение от абстрактного к конкретному;
- единство анализа и
синтеза логического и
- проявление в объекте
разнокачественных связей и
Менеджмент как искусство.
Подобно искусству менеджмент и его теории, концепции и школы обнажают суть изменений происходящих в жизни общества, экономического развития. Менеджменту принадлежит и преобразующая роль производственной деятельности человека. Высшим значением постулатов науки управления является эффективность, которая просчитывается и качественно и количественно. Опыт и знания, озарения творческой мысли движут менеджмент по пути совершенствования, которому, очевидно, не будет предела, как не будет предела прогрессу экономической мысли.
Итак, менеджмент - это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, научная и образовательная дисциплина. Ее становление, развитие, эволюция - не всегда последовательные шаги вперед. На мысль менеджмента, а значит, и на подходы к объектам управления - технике и людям, влияют успехи в осмыслении вопросов, связанных с управлением, многими другими науками, такими как математика, инженерная наука, психология, социология, антропология.
Интерес не только того, какой была управленческая мысль, но и почему она была такой, а также какой она может стать в будущем роднит данный аспект с искусством.
Известные всем признаки и характерные особенности искусства прямо показывают, что менеджмент - это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, диалектика развития науки управления напрямую связана с жизнью общества, производственными достижениями и прогрессом материального производства, данные аспекты роднят науку управления с искусством.
Процесс изменений в мире продолжается, не стоит на месте и наука управления, она ищет наиболее эффективные формы ведения бизнеса, которые учитывают интересы не только производителя, но и интересы общества в целом, работников производства, потребителей. Реагирование на ситуации, которые преподносит менеджеру практическая деятельность всегда творчество, продуцирование идеи, которая затем реально воплощается в элементах материального производства.
Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления