Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:40, контрольная работа
Целью контрольной работы является: рассмотрение менеджмента как вида деятельности.
Исходя из поставленной цели, основными задачами контрольной работы будут являться:
- Рассмотреть сущности цели и задач менеджмента в организации;
- Изучить основные функции менеджмента;
- Провести анализ основных эталонных систем управления за рубежом;
- Дать характеристику основному состоянию и проблемных моментов менеджмента в РФ.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие, сущность, цели и задачи менеджмента……………4
2. Основные функции и виды менеджмента.………………….7
3. Опыт менеджмента за рубежом……………………………….9
4. Состояние и современные проблемы управления российскими предприятиями и возможности использования зарубежного менеджмента…………………………………………………………………16
Заключение …………………………………………………………………..19
Список литературы. ………
На фирме действует система пожизненного найма, есть возможность общения с руководством в неофициальной обстановке. В частности, практикуются совместный отдых, развлечения и др.
Не меньший интерес представляет и менеджмент концерна Toyota Motor Corporation основными моментами менеджмента являются:
- согласованность принятых решений. Ни один вопрос не решается без обсуждения лицами, непосредственно участвующими в его решении. Большая часть предложений исходит от среднего звена сотрудников. Руководство принимает решения, основываясь на этих предложениях;
- корпоративность (обособленность, узкогрупповой интерес). Сотрудники объединены в группы, в которых руководители постоянно меняются, так как дело становится механическим, если руководитель несменяем.
- работники придают большое значение признанию своих заслуг фирмой. Рекордсмены по числу новых предложений пользуются всеобщим уважением. Работа становится, по существу, любимым занятием (хобби); 90% идей воплощается в жизнь;
- руководство не должно казаться самым важным элементом в производстве. Менеджеры, оставаясь сильными и компетентными, не стремятся доминировать над сотрудниками.
Таким образом, на примере данной фирмы можно убедиться в возможности разумного сочетания интересов частного капитала и общества.
Опыт менеджмента в США. Эта страна имеет богатейший опыт менеджмента. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом — индивидуализм.
В данном случае менеджер (у американцев «босс», «шеф») доминирует или подавляет волю, желания, потребности своего подчиненного, сковывает его инициативу.
Такой жесткий стиль руководства в большей мере был характерен для американцев в первой половине XX в. Классическим примером менеджера данного типа являлся Г. Форд-старший, основатель автомобилестроительного гиганта — фирмы Ford Motor Company. Он, в частности, говорил: «Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Всегда поступайте противоположно тому, что они от вас ожидают. Пусть все время тревожатся и оглядываются через плечо».
По мнению американских специалистов по менеджменту, это вовсе не означает, что дурной характер, раздражительность или жесткость исчезли из управленческих кабинетов. Между тем, спрос на квалифицированных менеджеров в США не снижается. Эта специальность остается в числе дефицитных в стране. Поэтому в США активно ведутся поиски новых методов наиболее полного и эффективного использования руководящих кадров разных уровней. Такой подход к проблеме руководящих кадров вызван рядом причин экономического и социального характера, среди которых наиболее важное значение имеют следующие:
- усложнение функций руководства под влиянием научно-технической революции, обуславливающей дальнейшую концентрацию производства и капитала, развитие новых форм конкурентной борьбы (новизна товара, сроки поставки продукции, условия обслуживания и т.п.);
- возрастание потребности в высококвалифицированных руководителях разных уровней при одновременном усложнении и повышении стоимости процесса подготовки таких специалистов;
- превращение управленческого труда в один из решающих участков повышения общей эффективности производства и реализации продукции.
Оценка возможностей работника является одной из самых сложных проблем, поскольку работу служащего можно оценить лишь с точки зрения выполнения им своих текущих обязанностей. Хорошее исполнение работы на одном уровне зачастую не гарантирует такого же исполнения на уровне более высоком.
Перечисленные моменты функционируют во многих компаниях, в том числе в таких известных, как General Electric Company, IBM, Standard Oil Company и т.д. В «центры оценки» входят руководящие работники различных функциональных подразделений компании. Штат «центра оценки» проходит специальную подготовку для выполнения им своих функций.
Американские специалисты считают, что такая форма намного эффективнее, чем традиционные методы оценки подчиненного непосредственным начальником, так как в центрах все внимание концентрируется на качествах, важных для руководящей работы.
Однако не следует идеализировать американскую модель менеджмента. Жесткая конкуренция на рынке труда требует от каждого сотрудника максимальной отдачи и ответственности. Особое внимание уделяется нормальным рабочим отношениям.
Опыт менеджмента в ФРГ. Весьма впечатляющие результаты, достигнутые экономикой страны, свидетельствуют об эффективности системы организации и управления.
Главные цели менеджмента в Германии: получение максимальной прибыли и обеспечение выплаты акционерам дивидендов. Кроме этого, немецкие менеджеры стремятся:
обеспечить ведущее место своих компаний на рынке;
постоянно развивать производство за счет инвестиций;
активно проводить научно-исследовательские и опытно-промышленные работы;
решать экологические проблемы;
осуществлять подготовку и обучение кадров.
Управление предприятиями организовано таким образом, что наряду с четкими экономическими отношениями всех уровней существует и жесткая административная подчиненность нижних уровней управления верхним, строгий спрос за выполнение плана. Усилия менеджеров направлены на обеспечение выживаемости компаний на рынке за счет создания условий по производству конкурентоспособной продукции.
Стилем работы аппарата управления является метод убеждения подчиненных вышестоящим руководством. Такой стиль сформировался исходя из соображений, что при этом обеспечивается наибольшая отдача в работе.
В практике работы широко используется проведение регулярных дискуссий по различным проблемам (плану, итогам работы, рынку, перспективам развития, инвестиционным программам и др.). Как правило, не практикуется издание приказов и других директивных документов. Чаще указания носят форму совета, рекомендации. Однако если рекомендации подчиненными не выполняются, то решается вопрос о соответствии подчиненного занимаемой должности.
На предприятиях создаются производственные советы, которые избираются представителями трудового коллектива. Производственные советы представляют интересы трудящихся перед администрацией предприятия. Без разрешения производственного совета не допускаются сверхурочные работы.
На предприятиях ФРГ существует система жесткого планирования. Основой является пятилетний план, который ежегодно обновляется. Жесткое планирование не мешает структурным подразделениям быть самостоятельными, но предполагает строгий контроль, за их деятельностью со стороны высшего уровня менеджмента. В основу перспективного и оперативного планирования положены разные подходы. Стратегии пятилетки — это политика инвестиций, финансов, прибыли и рентабельности.
Для оценки труда работников за прошедший год осуществляется аттестация персонала. С этой целью разрабатываются так называемые оценочные листы на каждого работника. В них сформулированы вопросы по двум разделам, характеризующим квалификацию работника и его отношение к труду. По каждому вопросу оценочного листа менеджером выставляется оценка, после чего в личной беседе с работником оценки обсуждаются. В большинстве случаев менеджер и работник приходят к общему согласию в оценках, высказывая при этом друг другу различные претензии. В случае разногласий работник обращается к вышестоящему руководству.
Важное место в немецком менеджменте отводится решению социальных вопросов. Развитие всей социальной инфраструктуры в Германии возложено на местные власти. Муниципалитеты обязаны обеспечить население, проживающее на данной местности, всеми необходимыми социальными объектами (детские сады, школы, поликлиники, больницы и др.). Их финансирование местные власти осуществляют за счет налогов с прибыли.
4.Состояние и современные проблемы управления российскими предприятиями и возможности использования зарубежного менеджмента.
Современная школа российского менеджмента строится на принципах соединения теории социального управления с решением конкретных задач, возникающих как на микро, так и на макроуровне.
На современном этапе в РФ происходит адаптация отечественной теории и практики управления к становлению механизма смешанной экономики России, а также интеграция ее с зарубежным менеджментом. В настоящее время еще не синтезированы все направления и сферы приложения менеджмента в России, не сформулирована проблематика интегрированной теории современного менеджмента.
Многообразие форм собственности, акцент на развитие деловых контактов, необходимость повышать управленческую культуру и экономическую компетентность предъявляют новые требования к работе с кадрами.
В условиях перехода к рыночной экономике, одной из ключевых проблем являются подготовка и переподготовка специалистов и руководящих кадров, соответствующие современным международным образовательным стандартам и требованиям гибкой и динамичной рыночной экономики.
Управление по-новому — исключительно сложная проблема, и далеко не все смогут выдержать этот экзамен системы управления. Для проведения коренной перестройки системы управления нужны не просто исполнители, а добровольные и сознательные единомышленники. Поэтому «социальная база» реорганизации в лице наиболее компетентных и современно мыслящих менеджеров и специалистов в РФ расширяется медленно.
Борьба с внутрифирменным бюрократизмом, подчиняющим развитие производства и управление своим целям, рассматривается как серьезная задача руководителей-новаторов. У руководителей часто просто не хватает времени приспособить структуру к новым целям организации. Среди главных источников бюрократического противодействия переменам можно назвать инертность и консерватизм персонала. Нежелание, неготовность людей к переменам в РФ, отмечались западными специалистами как в сравнительно благополучных организациях, так и в компаниях, стоявших на грани краха.
Главные надежды менеджмент возлагает на сильного хозяйственного лидера — носителя организационных перемен. Примерами сегодняшнего дня стали руководители ведущих корпораций мира — Л. Якокка из «Крайслера», Дж. Уэлч из «Дженерал электрик», П. Гилленхаммор из «Вольво», А. Морита из «Сони» и др. Именно с этих организаций берется пример управления в российских кампаниях.
Важнейшим направлением менеджмента и его развития в России, позволяющим резко повысить производительность труда, улучшить качество производимой продукции, являются инновационные процессы, основывающиеся на современной научно-технической политике обновления производства.
Главная сфера действия менеджмента в инновационных процессах (а данный вопрос, исходя из президентского обращения к Законодательному собранию 2010г., входит в одну из приоритетных задач РФ) – инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия наукоемкого сектора промышленности России.
Становление инновационного предпринимательства и развитие его на основе менеджмента позволяют ускорить внедрение научных разработок в серийное или массовое производство, вовлечь в производственную сферу большое количество научных и инженерно-технических работников, неэффективно работающих в государственных научно-исследовательских учреждениях и производственных предприятиях.
Для поддержки инновационного предпринимательства целесообразно стимулировать создание частных и смешанных (государственно-частных) фондов, необходимо разработать программу помощи по оснащению научно-исследовательских центров современными средствами телекоммуникаций и формированию банков данных.
Заключение.
В заключение данной контрольной работы хотелось бы отметить, что на сегодня имеется много структур организации менеджмента на предприятии в основном взятых из зарубежного опыта, но проблемным остается сама внутренняя неподготовленность российского человека к принятию данных структур. Не редко внедренная в жизнь структура финансового либо сбытового менеджмента подвергалась краху в российских условиях. Конечно, необходимо учитывать и влияние менталитета российского сотрудника на итоговый результат менеджмента.
Первыми шагами организованного менеджмента фирмы является распределение обязанностей по трем центральным направлениям фирмы: финансы, производство, сбыт. Организация подобных отделов любой фирмы требует наличие опытных кадров по любой из данной специализации. Пока в России, есть молодые специалисты, которые обладают нужными знаниями в сфере управления, но полным отсутствием навыка воплощения их в российскую действительность.