Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 22:10, контрольная работа
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий.
7. Основная роль и обязанности менеджера. Навыки и умения, необходимые менеджеру
4. Конфликты: понятие, причины возникновения. Виды и фазы конфликтов.
57. Раскройте понятие «предпринимательский риск» и назовите пути его снижения на примере организации, где вы работаете
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Рыночные отношения овладели всеми сферами жизни общества. Число фирм растет и требуются руководители высшего и среднего уровней, способные принимать грамотные рациональные решения, умеющие работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требуется высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. Главной задачей управления становится кропотливая организация и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди называются менеджерами.
Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.
Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было не достаточно — взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.
У руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.
Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает, как:
- управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей;
- лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции;
- дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;
- воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло;
- новатор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение;
- человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.
В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:
- организация и координирование деятельности коллектива и своей собственной работы;
- распределение заданий и инструктаж подчиненных;
- контроль за ними; подготовка и чтение отчетов;
- проверка и оценка результатов работы;
- ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
- решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;
- знакомство с текущей корреспонденцией;
- ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство;
- заполнение форм отчетности;
- ведение переговоров;
- повышение квалификации.
Для выполнения этих функций менеджер должен обладать разнообразными навыками:
- уметь контактировать с разными людьми внутри и вне фирмы;
- уметь убеждать и вести людей за собой;
- уметь вести переговоры;
- быть организатором;
- уметь рисковать и принимать решения и нести за них отвественность;
- быть лидером.
Лидерство — это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.
Лидер понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует: убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.
Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.
К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.
Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как сверху, так и снизу, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.
Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами; Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности — ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха.
Принятие управленческих решений требует от менеджеров профессиональных качеств. Это — компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.
Для менеджера важно схватывать все на лету, увязывать приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность. Учеба никогда не прекращается. Другой группой качеств менеджера являются организаторские, деловые способности.
Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных деятельности подразделений, служб, оперативных графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.
Менеджер должен уметь четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.
Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.
Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску.
Под конфликтом понимается любой
вид противоборства или несовпадения интересов. Конфликт имеет
динамический характер и возникает в самом
конце ряда событий, которые развиваются
из имеющихся обстоятельств: положение
вещей -> возникновение проблемы -> конфликт. Возникновение
конфликта вовсе не означает прекращения
отношений между коммуникантами; за этим
скорее стоит возможность отхода от имеющейся
модели коммуникации, а дальнейшее развитие
отношений возможно как в позитивном направлении, так и
Возникновение конфликтов наиболее вероятно среди людей, которые находятся между собой в достаточно зависимых отношениях. Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов; поэтому частота контактов с другим человеком повышает возможность возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним. Это верно и для формальных, и для неформальных отношений.
Таким образом,
в межкультурном общении
В ситуации
межкультурной напряженности или конфликта
наблюдается чрезмерное акцентирование
различий между противоборствующими сторонами,
которое может принимать форму противопоставления
собственной этнической группы другой
группе.
Главной причиной
межкультурных конфликтов служат культурные
различия между народами, которые
могут принимать форму
Конфликты, представляющие собой сложное
производственно-экономическое, идеологическое,
социально-психологическое и семейно-бытовое
явление, весьма многообразны и их можно
классифицировать по различным признакам.
Классификация конфликтов позволяет ориентироваться
в их специфических проявлениях и, следовательно,
помогает находить возможные пути их разрешения.
Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и предопределяют характер протекания, методы урегулирования.
Причины конфликта — это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Из таблицы 1 видно, что деятельность субъектов социального взаимодействия порождает причины конфликта при определенных условиях и в результате действия конкретных факторов причины проявляются и создается конфликтная ситуация, при которой отношения между противоборствующими сторонами накаляются до такой степени, что достаточно инцидента, повода («зажечь спичку»), чтобы возник конфликт.
Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Среди огромного множества причин конфликтов можно выделить общие и частные причины. Общие причины проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:
- Социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране.
- Социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.
Таблица 1
Классификация конфликтов
№ п/п |
Признак классификации |
Виды конфликтов |
1 |
По сферам проявления |
Производственно-экономические Идеологические Социально-психологические Семейно-бытовые |
2 |
По масштабам, длительности и напряженности |
Общие и локальные Бурные быстротекущие, кратковременные Острые длительные, затяжные Слабовыраженные и вялотекущие Слабовыраженные и быстротекущие |
3 |
По субъектам конфликтного взаимодействия |
Внутриличностные Межличностные Межличностно-групповые Межгрупповые |
4 |
По предмету конфликта |
Реалистичные (предметные) Нереалистичные (беспредметные) |
5 |
По источникам и причинам возникновения |
Объективные и субъективные Организационные Эмоциональные и социально-трудовые Деловые и личностные |
6 |
По коммуникативной направленности |
Горизонтальные Вертикальные Смешанные |
7 |
По социальным последствиям |
Позитивные и негативные Конструктивные и деструктивные Созидательные и разрушительные |
8 |
По формам и степени столкновения |
Открытые и скрытые Спонтанные, инициативные и спровоцированные Неизбежные, вынужденные, нецелесообразные |
9 |
По способам и масштабам урегулирования |
Антагонистические и компромиссные Полностью или частично разрешаемые Приводящие к согласию и сотрудничеству |
Информация о работе Менеджмент организации - Вопросы 4, 7, 57