Менеджмент в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 04:43, реферат

Описание работы

В процессе осуществления предпринимательской деятельности особую роль приобретает наличие прочной правовой среды и создание необходимых правовых условий. Правовая среда включает, прежде всего, законы, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Законы должны обеспечить; упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами.

Содержание работы

Менеджмент в малом бизнесе 3
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание


 

Менеджмент в малом бизнесе


 

Малый бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики  при определенных установленных  законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях, определяющих сущность этого понятия.

Необходимо отметить, что предприятия малого бизнеса  чаще всего представляют собой предпринимательские  структуры, поэтому мы считаем необходимым, рассмотреть сущность и основные предпосылки развития малого предпринимательства  в рамках данного раздела проводимого исследования.

К важнейшим чертам предпринимательства, как правило, относят:

- свободу и независимость в  принятии решений, которая ограничивается  лишь рамками правовых норм;

- экономическую заинтересованность, главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

- хозяйственный риск и ответственность,  при любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Формирование предпринимательства  включает ряд условий: экономического, правового, социального и др. характера.

Экономические условия  – это спрос на те товары и услуги, которые предприятие предлагает рынку, т.е. то количество денежных средств, которое потребители тратят на покупку этих товаров и влияние на этот процесс потребительских возможностей, к которым относят: избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников и др.

Вплотную к экономическим примыкают  социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться.

Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Такие нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого – на его спрос на товары. Социальные условия определяют отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к размеру заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности особую роль приобретает наличие прочной правовой среды и создание необходимых правовых условий. Правовая среда включает, прежде всего, законы, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Законы должны обеспечить; упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности.

Выделим качественные особенности  предпринимательства в масштабе малого предприятия. Первой особенностью является непосредственное управление предприятием и единство права собственности.

В качестве второй характеристики можно выделить так называемую обозримость предприятия, ведь именно ограниченность его масштабов способна вызвать особый, личностный характер отношений между собственником и работником, что позволяет добиваться более высокой степени удовлетворенности трудом и эффективной мотивации работы персонала.

Третья – относительно небольшой размер рынков сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей, отношения между предпринимателем и клиентами носят персонифицированный характер.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение бизнеса, который наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Малые предприятия в отличие от «предприятий-гигантов» получают основные источники ресурсов из собственного кармана, т.е. через «неформальный» рынок капитала (помощь друзей, родственников), а также при помощи банковского кредитования.

Так же, как одну из особенностей, можно  выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80 : 20, то у малых оно составляет 20 : 80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, т.е. предприниматель выступает одновременно в качестве работодателя, производителя продукции и услуг, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщика, а также агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции  социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Итак, рассмотрев сущность и основные особенности функционирования предприятий  малого бизнеса, мы считаем необходимым, изучить исторические аспекты развития малого предпринимательства. Этому посвящен следующий раздел данного реферата.

Малый бизнес отличается огромным разнообразием. Классификация видов малого бизнеса включает ряд факторов, влияние каждого из которых на особенности управления конкретным предприятием очень велико. Данные факторы включают в себя информацию о размере предприятия, численности и составе работающих, форме собственности, отрасли деятельности, объеме и ассортименте выпускаемой продукции или услуг, организационной структуре предприятия и др.

Наибольшее влияние на определение  конкретной организации, как показывает практика, имеет численность персонала. От численности работающих на предприятии зависит его специфика и менеджмент.

Практика функционирования малых  предприятий в нашей стране показала отсутствии необходимости привлечения специалиста-менеджера в управление, например, небольшим магазином или скажем, парикмахерской. Обычно функции управления в маленьких фирмах берет на себя ее владелец, т.е. происходит совмещение должностей. На наш взгляд такое положение не всегда оправдано, т.к. отказ от привлечения квалифицированных специалистов, чаще всего сказывается на управленческой деятельности и в конечном итоге на результатах работы предприятия. Руководитель фирмы должен не только заниматься текущими делами, но и смотреть вперед, видеть перспективы развития своего предприятия. Следовательно, главная задача менеджера (руководителя фирмы) заключается в том, чтобы с учетом всех факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.

Главным критерием современной  системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления включает решение следующих вопросов:

- создание структуры предприятия;

- распределение полномочий.

Структура фирмы, находящейся в  единоличном владении является наиболее предпочтительной для малого бизнеса. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой.

По мере роста предприятия и  объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника фирмы), агента по снабжению, агента по сбыту, бухгалтера. Но даже при  такой простой организационной структуре многие малые фирмы сталкиваются со сложными проблемами. Как показывает опыт, к числу факторов, способствующих разорению малых фирм, относится нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они для выживания и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции рано или поздно прибегают к услугам консультационных фирм или привлекают на работу профессиональных менеджеров.

Таким образом, главным требованием  к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.

Менеджмент в малом бизнесе  обусловлен неформальным исполнением  власти. Взаимоотношения менеджера  и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер.

Особую важность для  развития малого предприятия представляет правильное исполнение руководителем своих функций. Т.е необходимо стилистически правильное управление малым бизнесом.

Обычно различают три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный. Однако, как показывает практика, каждому руководителю присущ свой стиль управления, который, так или иначе, сочетает элементы всех трех стилей. В результате можно выделить пять характерных типов управленческого поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор.

Менеджер-диктатор в основном ориентирован на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям.

Менеджер-демократ прямо противоположный диктатору. Дела у такого менеджера идут как  бы сами собой.

Менеджер-пессимист  руководствуется девизом «Не  вмешивайся в естественный ход событий».

Менеджер-манипулятор  во всем пытается достичь компромисса. Здесь проявляется склонность менеджера  к манипулированию людьми.

Менеджер-организатор  самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации.

Именно  тип менеджера-организатора является наиболее предпочтительным для управления предприятиями малого бизнеса, управления небольшим коллективом, где взаимоотношения руководителей и подчиненных носят непосредственный и открытый характер.

Таким образом, в малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

В современный  условиях становления и углубления рыночных механизмов регулирования экономики страны, малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом. Конкурентоспособность же любому предприятию, в том числе и малому, может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. В связи с этим с каждым годом повышается значение финансового менеджмента, целью которого является выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения стратегических и тактических целей деятельности фирмы.

После того, как мы изучили основные специфические черты управления на малых предприятиях, мы считаем очень важным, рассмотреть особенности управления персоналом как одного из аспектов управления на предприятиях малого бизнеса.

 «Качество менеджмента  в условиях рыночной экономики  является одним из важнейших факторов развития малого бизнеса. Следует отметить, что в современных условиях не только крупнейшие интегрированные бизнес-группы общенационального масштаба испытывают кризис менеджмента, но и практически все хозяйствующие субъекты. Малые предприятия здесь не исключение. Принято считать, что малый бизнес не требует слишком изощренных управленческих технологий. В действительности в малом бизнесе управленческие проблемы играют не меньшую роль, чем в корпоративном секторе, часто и большее, так как здесь гораздо острее конкуренция и гораздо меньший запас устойчивости».

Развитие предпринимательства  со всей остротой выявило проблему руководителя малого предпринимательства. Какими личными и профессиональными  качествами он обладает? Имеет ли он организаторские способности? По силам ли ему создать творческую среду? Эти вопросы имеют для малых фирм предпринимательства весьма важное значение. От них зависит во многом будущность этого предприятия.

Руководитель малого предприятия  имеет дело с исполнителями. Это  требует от него выполнения разнообразных функций. В качестве основных функций руководителя выступают выработка и принятие управленческого решения, организация, регулирование, корректирование, учет и контроль, анализ, прогнозирование, планирование, мотивация и стимулирование, и многое другое.

«Основными функциями  руководителя коллектива являются административно-производственная и социально-воспитательная. Так, сущность административно-производственной функции  заключается в умении руководителя эффективно организовывать производство и создать комфортные условия работы для членов коллектива. На практике данная функция хорошо реализовывается руководителем, если он сам ранее работал непосредственно на данном или похожем производстве и знает изнутри, как может работаться его работникам при изменении тех или иных условий. Социально-воспитательная функция основывается на отношении руководителя к делу, которое показывает пример коллективу, создает в нем благоприятный психологический климат. Руководитель должен создать условия, которые способствовали бы созданию творческой атмосферы, проявлению инициативы, подъему сознательной дисциплины». Многие наёмные работники на малых предприятиях утверждают, что у руководителей предприятий, на которых они работают, подход один – «не нравится – ищи другую работу». При этом руководители на вопрос, почему же такой подход к управлению, отвечают фразами со следующим контекстом: «Никакой атмосферы я создавать не собираюсь, инициатива и выскочки мне не нравятся, и вообще я им плачу деньги – вот пусть и будут добры работают!» То есть на лицо какая-то отрешенность от своего коллектива и «самодурство».

Информация о работе Менеджмент в малом бизнесе