Менеджмент в сфере искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в основе общей теории менеджмента лежат по крайне мере два неверных представления, мешающих созданию более гибкой, универсальной, отвечающей проблематике современного мира системы. Первое представление это - есть - или, по крайней мере, должен быть, - некий один правильный вид организационной структуры. Это представление существует с первых лет появления теории менеджмента примерно в 1900 году, когда Анри Файоль (1841-1925) во Франции и Вальтер Ратенау (1867-1922) в Германии впервые задумались над вопросами организации труда, как работы коллектива и где имеется единственно "правильный" принцип организации для выполнения любого задания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Сфера культуры как сфера услуг……………………………………. 5
2. Система механизмов менеджмента…………………………………. 9
Заключение……………………………………………………………… 17
Список литературы………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

арт-менеджмент2.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Сфера культуры как  сфера услуг……………………………………. 5

2. Система механизмов  менеджмента…………………………………. 9

Заключение……………………………………………………………… 17

Список литературы………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  основе общей теории менеджмента  лежат по крайне мере два неверных представления, мешающих созданию более  гибкой, универсальной, отвечающей проблематике современного мира системы. Первое представление  это - есть - или, по крайней мере, должен быть, - некий один правильный вид  организационной структуры. Это  представление существует с первых лет появления теории менеджмента  примерно в 1900 году, когда Анри Файоль (1841-1925) во Франции и Вальтер Ратенау (1867-1922) в Германии впервые задумались над вопросами организации труда, как работы коллектива и где имеется единственно "правильный" принцип организации для выполнения любого задания.

Ныне очевидно, что проблема состоит не в соответствии коллективного  труда требованиям "правильной" организации (пока что доказательств  такого соответствия немного), но, то, что  сама теория о существовании одного "правильного" типа организации  стала несостоятельной.

Второе представление  заключается в том, что менеджмент, как в общественном сознании, так и в научном мире отождествляется исключительно с "менеджментом бизнеса".

Сегодня, однако, мы начинаем исправлять эту ошибку более чем  полувековой давности. В качестве доказательства можно привести переименование многих "бизнес-школ" в "школы менеджмента", растущее число кадровых предложений этих школ "некоммерческому менеджменту", появление "программ подготовки специалистов топ-менеджмента" для руководителей как коммерческих, так и некоммерческих организаций,

Но представление о  том, что менеджмент - это менеджмент бизнеса, по-прежнему существует. Поэтому  важно заявить, причем как можно  громче, что менеджмент не есть менеджмент бизнеса - так же, как, скажем, медицина не есть акушерство.

Цель контрольной работы – рассмотреть особенности менеджмента в сфере культуры.

Задачи данной работы рассмотреть специфику менеджмента в сфере культуры  и систему  механизмов  менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сфера культуры  как сфера услуг.

Обычно специфику менеджмента  в сфере культуры связывают с  особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят  не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются  непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание  концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, спектакль, который  не смотрят и т. п., не являются художественными  ценностями). Более того, в отличие  от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления  наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело спектакль, слышало концерт и т. п., — тем  выше их социальная значимость)1.

Однако под услугами в  сфере культуры теперь уже можно  и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и  донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфера преимущественно  некоммерческой деятельности. Главная  особенность менеджмента в сфере  культуры заключается в том, что  деньги в этой сфере появляются преимущественно  не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов  самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных  организаций и прочих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно  коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное - средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового Диска или альбома.

Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для  бизнеса. Во всем мире сегодня некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д.

Более того, некоммерческая деятельность, как уже говорилось, имеет более общий характер, она  может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, любой театр  может заниматься предпринимательской  деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, дизайнерские и  ремесленные мастерские и т. п.

Эти обстоятельства накладывают  свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в  некоммерческой сфере довольно часто  субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает  с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг  в сфере культуры — это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто  должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую — не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то — заинтересованными  в такой деятельности донорами, что-то — благотворительными фондами и  т. д.

Фактически в сфере  культуры действуют, как минимум, два  рынка: рынок потребителей и рынок  доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ  с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители  подбираются для обеспечения  интересов доноров, готовых платить  деньги за определенные виды работ  с этими группами.

Эти особенности, вне всякого  сомнения, сказываются на технологии менеджмента в сфере культуры. Однако при всей их важности они  не отличают менеджмент в сфере культуры от любого менеджмента услуг. Практически  все указанные особенности суть особенности услуг.

Применительно же к российской сфере культуры, до самого недавнего  времени можно было говорить о  ярко выраженной специфике. Заключалась  она в вопиюще низком уровне культуры управления в сфере культуры. И  как следствии -отсутствии единства механизмов менеджмента

Причины этого едины и  для микро, и для макроуровня. Полномочиями в сфере культуры не обладал разве что ленивый. Финансовое и материальное обеспечение (при желании) всегда можно было найти — «привлеченные» средства в сфере культуры были всегда. Обилие планов, отчетов, проектов, проверок давно стало притчей во языцех. Планируется одно — перечни мероприятий, а отчитываются за другое: статотчет и план — две разные вещи. Заработная плата — за третье. А контролируется вообще нечто четвертое. В результате каждый из механизмов менеджмента в сфере культуры превращается в самодостаточную деятельность. Механизмы менеджмента не образуют целостной системы.

Поэтому главная проблема развития менеджмента в сфере  культуры заключается в обеспечении  такого единства, чтобы механизмы  дополняли и подкрепляли друг друга: чтобы что планировалось, то и учитывалось, контролировалось и за это платили бы деньги. Подобное единство наметилось только в последние годы, когда сфера культуры стала втягиваться в нормальные рыночные отношения и соответствующие управленческие процедуры и механизмы.

Менеджмент в сфере  культуры может заключаться исключительно  в создании организационных и  экономических условий саморазвития культурной жизни - не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное  содержание специфики менеджмента  в сфере культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система механизмов  менеджмента

Каждому, начинающему знакомиться  с довольно обширной литературой  по менеджменту, бросается в глаза  одна характерная особенность. Объяснения обычно начинаются с перечисления принципов, функций и методов менеджмента. Причем практически у каждого  автора будет свой набор этих категорий. Более того, у одного автора планирование трактуется как функция, у другого - как метод, у третьего - как принцип  плановости. То же относится и к  организации, учету, отчетности и т.д.

Такая манера рассмотрения менеджмента может быть названа  «теоретической» - ведь при этом речь идет, фактически, об упорядочении понятий, классификациях и т. п. Такой подход несомненно важен для теоретических целей и отчасти - для целей преподавания. Вполне объяснимым является с этой позиции и обилие классификаций и перечислений - именно в этом и заключается оригинальность теоретического концептуального анализа2.

Однако для практических целей такой подход малопригоден. Когда человек заступает на конкретную управленческую должность, то при решении  конкретных вопросов вряд ли он вспоминает, каким принципом ему руководствоваться, какие функции и каким методом  осуществлять. Проблема обычно выглядит технологически - нужно знать, что  конкретно надо делать для ее решения  и уметь эти действия совершать. Следует различать квалификацию и компетентность.

Первая в большей степени  связана со «знанием что», вторая —  с «умением как». Первая - характеристика горизонта и уровня знаний, вторая - характеристика умения решать конкретные задачи, владение технологией. Разумеется, обе эти характеристики не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Скорее можно говорить об акцентировании внимания на теоретических или технологических  аспектах содержания менеджмента. В  данной работе акцент делается на технологическом  содержании менеджмента.

Для целей такого рассмотрения используется идея механизмов менеджмента. Речь идет о некотором относительно целостном единстве целей, функций  и средств, позволяющем добиваться вполне определенных результатов. Недаром  выражения «механизм управления», «хозяйственный механизм», «экономический механизм», «механизм хозяйствования» и т. п. прочно вошли не только в публицистику, но и в нормативные документы и материалы. Они выражают вполне понятную потребность технологического, инструментального представления менеджмента.

С этой точки зрения менеджмент может быть представлен как система, состоящая из четырех основных механизмов.

1.Организационно-административный  механизм

Применительно к сфере  культуры, особенно российской, до сих  пор, как правило, на первом плане  оказывается организационно-административный механизм. Речь идет о системе распределения  полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой  в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях).

Организационно-административный механизм иногда понимают как аппарат  управления или как бюрократию (в  безоценочном смысле). Но это скорее — аспекты, следствия применения организационно - административного механизма. Разумеется, управлять без аппарата и той или иной степени бюрократии невозможно. Но не это главное. Главное - во-первых, распределение полномочий и, во-вторых, выраженность этого распределения (кто кому подчиняется, кто кого контролирует и по каким вопросам и т. д.) в организационных документах, что включает это распределение в сферу действия административного, трудового и т. п. права.

К вторичным материалам и  документам, выражающим содержание организационно - административного механизма, относятся  организационные структуры и  штатные расписания фирм и их подразделений.

Управление не может заключаться  только в использовании организационно - административного цеха. Хотя в  российской истории имеется ряд  эпизодов (особенно советского периода) — попыток исключительно административного  управления. Однако, класс советского менеджера определялся отнюдь не его способностью следовать букве положения и инструкции, а как раз наоборот - способностью найти в них «лазейку», чтобы в той или иной степени реализовать другие механизмы менеджмента.

2.Экономический механизм

В первую очередь, это экономический механизм — система ресурсного обеспечения (финансовых, материально-технических ресурсов — прежде всего), хозяйственного содержания, хозяйственного расчета и экономического стимулирования. Разумеется, экономическое стимулирование (организация заработной платы, материального поощрения или наказания) является формой хозяйственного расчета, а последний может рассматриваться как одно из средств ресурсного обеспечения, но в целях систематического рассмотрения эту «матрешку» целесообразно раскрыть.

Управлять без экономического механизма невозможно. Российско-советская история тому наглядное подтверждение. Изгоняемый в дверь, экономический механизм проникает в форточку, загоняемый в угол, он приобретает причудливые «теневые формы». В советское » время практически любого хозяйственного руководителя можно было в любое время посадить за хозяйственное преступление, потому что, как уже говорилось, если он чего-то добивался, то это было следствием нахождения лазеек для реализации экономического механизма, чего зачастую сделать было невозможно без нарушения административных предписаний. Вообще многое в отечественной истории XX столетия (военный коммунизм, нэп, сталинизм, попытка экономической реформы в середине 1960-х, «застой», горбачевская «перестройка», гайдаровский монетаризм и «разумное хозяйствование») становится более ясным с учетом противостояния в менеджменте организационно - административного и экономического механизмов.

Информация о работе Менеджмент в сфере искусства