Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

В условиях административно-командной экономики инструментарий экономической науки и практики свободно обходился без таковых понятий, как рынок, спрос и предложение, менеджмент, маркетинг, процент и др. Командно- административная система требовала от компаний беспрекословного выполнения указаний «сверху». Компании должны были тратить заработанные средства (прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных количествах, получать сырьё от закреплённых поставщиков и передавать готовую продукцию заблаговременно определённым потребителям по стабильным ценам, установленным из центра.

Содержание работы

Введение
Менеджмент в условиях рыночной экономики
Наука и практика управления в условиях перехода к рыночным отношениям в современной России
перечень литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.55 Кб (Скачать файл)

Менеджмент в системе понятий  рыночной экономики.

Цели организации, влияние  рыночных отношений на формирование целей.]

Рыночная экономика и  менеджмент  

 

 
Оглавление:

Введение. 2

Менеджмент в условиях рыночной экономики. 4

Наука и практика управления в условиях перехода к рыночным отношениям в  современной России. 11

перечень литературы. 16

Введение.

В условиях административно-командной  экономики инструментарий экономической  науки и практики свободно обходился  без таковых понятий, как рынок, спрос и предложение, менеджмент, маркетинг, процент и др. Командно- административная система требовала  от компаний беспрекословного выполнения указаний «сверху». Компании должны были тратить заработанные средства (прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных количествах, получать сырьё от закреплённых поставщиков  и передавать готовую продукцию  заблаговременно определённым потребителям по стабильным ценам, установленным  из центра. То же самое и с заработной платой, которая зависела от «всевышнего», а не от самого коллектива компании. Поскольку конечный итог был заранее  определён планом- законом, то обязана  была быть выплачена заблаговременно  рассчитанная заработная плата. При  формальном хозрасчёте и противопоставлении рентабельности отдельных компаний некоей высшей рентабельности, при  оценке достижений 
«по валу» совершенно необязательно было создавать и поставлять продукцию кому- то «в точности» подходящую, снижать издержки производства, разрабатывать новенькую продукцию, можно отчитаться и продукцией, подходящей «приблизительно», получить дотацию при росте себестоимости. Потребитель к производителю был прикован планом, и деваться ему в таковой экономической системе просто некуда. 
очевидно, что в этих условиях вопросы исследования спроса, ценообразования, рекламы, понижения издержек производства, стимулирование сбыта, расширение товарного ассортимента, т. Е. Всё то, что составляет для нас новое понятие 
«маркетинг-менеджмент», являлось для компании экономическим нонсенсом.

новейшие хозяйственные дела, новейшие экономические условия, складывающиеся в процессе радикальных экономических  преобразований, не могут быть обеспечены «старым» экономическим инструментам. Главнейшая задачка хозяйственной  перестройки может быть определена как переход компаний на рыночные дела, реальное признание всего обилия форм принадлежности и форм хозяйствования. Рыночная экономика объективно просит, чтоб компании быстрее адаптировались к новым условиям, овладевали теорией и практикой рынка и путём систематических, строго обдуманных и построенных на чётком учёте действий рынка экономических мероприятий добивались непрерывного роста результативности производства.

Становление рыночной экономики просит конфигурации не лишь форм и способов хозяйствования, но и нового вида мышления его участников, т. Е. В конечном счёте  всех трудящихся. Без того, что принято  именовать «новым экономическим  мышлением», фактически нереально реально  сделать и новейшие хозяйственные  дела. И конкретно руководителям, до этого всего производственных объединений и компаний, , в особенности  нужно сформировывать у себя новый  тип мышления, отвечающий задачкам конкретного обновления экономики.

Менеджмент в условиях рыночной экономики.

В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки  управления русской экономики, в  особенности на уровне компаний, объединений, концернов и остальных хозяйственных  организаций, явилась выработка  главных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента  в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных компаний Запада, а творческий поиск  новейших решений. Тем самым заместо  декларации о необходимости обширно  употреблять товарно-денежные, рыночные дела активно проводится работа по изысканию конкретных и настоящих  путей, форм и способов их органического  сочетания в единой целостной  системе хозяйства. Потребуются  радикальные и решительные шаги, популярная смелость в практическом применении менеджмента на русских  предприятиях.

Менеджмент – это самостоятельный  вид мастерски осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе хоть какой хозяйственной деятельности компании, работающей в рыночных условиях, определенных намеченных целей методом  оптимального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и способов экономического механизма менеджмента.

по другому говоря, менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что значит:

. ориентацию компании на спрос  и потребности рынка, на запросы  конкретных потребителей и компанию  производства тех видов продукции,  которые пользуются спросом и  могут принести фирме намечаемую  прибыль;

. неизменное рвение к увеличению  эффективности производства с  меньшими затратами, получение  хороших результатов;

. хозяйственная самостоятельность,  обеспечивающая свободу принятия  решений тем, кто несет ответственность  за конечные результаты деятельности  компании либо её подразделений;

. неизменная корректировка целей  и программ в зависимости от  состояния рынка;

. конечный итог деятельности  компании либо её хозяйственно  самостоятельных подразделений  выявляется на рынке в процессе  обмена;

. необходимость использования  современной информационной базы  с компьютерной техникой с  целью воплощения многовариантных  расчетов для принятия обоснованных  и хороших решений.

Качество и эффективность управления определяются уровнем знаний в данной области, возможностью и способностью применить эти знания на практике. В условиях радикальной экономической  реформы, предусматривающей развитие экономических рычагов управления, расширение внешнеэкономических отношений, все более отчетливо вырисовывается необходимость учить все то положительное, что накоплено мировым опытом управления. Сейчас стают привычными такие понятия, как менеджмент, менеджер, маркетинг. Но дело не в заглавиях. Речь идет о новой для нас философии  и политике управления. Тут другие системы ценностей и ценностей, пропорции и направления экономического развития, другой инструментарий управления.

Научные базы управления представляют собой методологическую базу управленческой практики, которая дозволяет более  правильно организовать систему  управления. Фактически к менеджменту  относятся теория управления и практическое образование эффективного управления, под которыми понимается искусство  управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным, целостным и конкретным явлением. Управление как наука может рассматриваться  с самых различных сторон: политической, экономической, социальной, организационной  и др. Таковой многоплановый подход дозволяет охватить всю совокупность качеств, отражающих содержание процесса управления. Объективно в этом процессе тесновато переплетаются организационно-технические, социально-экономические и социально- психологические закономерности. Поэтому  знания, умения и навыки управленца обязаны быть комплексными по собственной  природе.

Менеджмент как совокупность принципов, способов, средств и форм управления фирмами на Западе известен в нашей  стране давно. Но отношение к нему в последние годы поменялось. Еще 10-15 лет назад в качестве главных  целей менеджмента рассматривались: получение больших прибылей и  неизменное опережение государств социализма по производительности труда в интересах  укрепления позиций империализма; подрыв боеспособности рабочего класса и его  организаций; ведение политической, идеологической и экономической  борьбы против социалистических стран.

В то же время не отрицались положительные  аспекты менеджмента в области  широкого внедрения автоматизации  обработки данных, использования  средств вычислительной техники  и математических способов для решения  задач управления созданием в  научно-технических и опытно- конструкторских  разработках. Менеджмент, связанный  с действием рыночного механизма, не рассматривался вообще, поскольку  числился неприемлемым для социализма. Таковой взор в определенной мере соответствовал рамкам командно-административной системы хозяйствования. 
вправду, при жестко централизованной системе планирования, невозможности четкого решения правовых, экономических, организационных и остальных вопросов отношений принадлежности в отсутствие рынка опыт управления в условиях настоящего деяния рыночного механизма для нас представлял сугубо теоретический энтузиазм.

Социальный характер управления, невозможность  чёткого описания поведения человека как звена системы управления (а тем более коллективного  поведения), большие масштабы исходной информации, возможность её конфигурации ограничили практическое внедрение  формализованной либо нормативной  теории принятия решений. Человеческий фактор принудил в рамках теории решений выделить поведенческую теорию принятия решений.

Поведенческая теория включает выработку  управленческих концепций, отбор, учет и ранжирование факторов, способствующих либо препятствующих развитию организации, в том числе личных свойств  отдельных людей. Сейчас возросла роль описательных моделей. В описательных моделях учитывается скопленный опыт деятельности организаций в  различных условиях функционирования. При этом поведенческая теория принятия решений не является лишь описательной. В ней употребляются математические способы статистики, эконометрики, модели развития, информационный и  вычислительный сервис. Поэтому в  современном менеджменте указанные  теории не противопоставляются, а взаимно  дополняются с учетом специфики  конкретных условий.

Необходимость учета непредсказуемых  конфигураций условий наружной среды  либо конфигураций в самой управляемой  организации, повышение неопределенности при принятии решений менеджерами  принуждают стремиться к гибкости, адаптивности управленческой системы. Поведенческая теория основное внимание уделяет самому процессу принятия решений, расчленении его на связанные  меж собой этапы, фазы, процедуры, реализующие логическую последовательность действий, обеспечивающих анализ и  решение возникающих заморочек  и ситуаций. Одной из разновидностей ситуационного управления является «опережающее управление», предполагающее описание ряда аналитических приемов  устранения неопределенностей, с которыми сталкиваются управляющие. Для преодоления  каждой формы неопределенности в  опережающем управлении употребляются  соответствующие приемы. Эти приемы предугадывают определенный процесс  принятия решений, характеризующийся  упорядоченной системой действий. Таковая  система действий противопоставляется  типу управления, лишь реагирующему на ситуации, но не заглядывающему вперед.

Поиски эффективного управления - основная задачка менеджмента. 
конкретно эффективное управление обеспечивает сохранение конкурентоспособности на рынке, стойкости деятельности. Фактически все современные направления менеджмента призваны обеспечить конкурентоспособность компании и по способности их длительную прибыль. И тут важнейшую роль играется фактор обновления, т.Е. Способность управления к быстрому реагированию на перемены, приспособлению собственной стратегии, функции, номенклатуры к потребностям наружной среды. Весь этот комплекс предпосылок удачной деятельности призван обеспечить управляющий, менеджер, поэтому сейчас роли человеческого фактора, межличностным отношениям, поддержанию солидарности и активности слоя управляющих, ученых, инженеров, рабочих придается большущее значение. Жестко регламентированный, не защищенный социальными и демократическими правами и стимулами труд оказывается неэффективным.

Арсенал современного менеджмента  достаточно широкий. Мы уже говорили о философии менеджмента, особенностях системы целей и методах их заслуги, роли человеческого фактора. Развитие теории управления, экономико-математических способов позволило многие качественные решения задач дополнить либо заменить на чёткие количественные оценки либо решения. А развитие средств  вычислительной техники и коммуникации произвели реальную революцию в  повышении эффективности управления. Многие задачки, которые ранее не могли решаться в настоящем либо допустимом масштабе времени из-за большой размерности данных и  трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью. Одной из самых основных хлопот менеджмента стали задачки  управления нововведениями как в  продуктивной и технологических  сферах, так и в области организационных  структур управления, технологии принятия решений и др. Способы управления различными нововведениями развивались как в нашей стране, так и за рубежом.

Рассматривая элементы современного менеджмента, можно достаточно отчетливо  выделить его инструментарий. К нему относятся конкретные способы решения  задач управления, моделирование  действий управления, включая социальную сферу, информационное и техническое  обеспечение принятия решений и  др.

Если поглядеть на инструментарий менеджмента с позиций микроэкономики, управления предприятиями и объединениями, то нужно сказать, что динамика внедрения  передовых способов управления тут  может быть активней, естественно, в  рамках работающего и меняющегося  хозяйственного механизма. До этого  всего, это касается организационных  структур управления, функций и способов управления, автоматизированных систем управления (АСУ). Переоценка целей  и задач АСУ с учетом собственного и забугорного опыта, их техно  и программная модернизация уже  давно стали актуальны. В отношении  ориентации АСУ на решение задач  менеджмента нужно учесть значительные отличия наших компаний и объединений  от забугорных компаний. Пока управленческий аппарат наших компаний направляет свое внимание в основном вовнутрь компании. Поэтому превалируют задачки  технико-экономического и оперативно- календарного планирования, диспетчирования, материально-технического снабжения  и т. П. Задачка анализа хозяйственной  деятельности, функционально- стоимостного анализа ориентированы на понижение  издержек производства, его себестоимости, но они слабо соединены с требованиями потребителей.

В переходный период в связи с  конфигурацией политики капиталовложений в нашей стране ухудшается положение  больших компаний и объединений  тяжеленной индустрии. Уменьшение капиталовложений в тяжелую индустрия с учетом межрегиональных связей может привести к резкому сокращению заказов, а  в условиях хозрасчета - к тяжелому денежному положению неких больших  компаний и объединений. Поэтому  опыт забугорных компаний в области  диверсификации, разукрупнения компаний с предоставлением большей самостоятельности  отделениям и филиалам просит тщательного  исследования. Ориентация управляющих  высшего звена на стратегическое планирование, на исследование опыта  работы концернов и консорциумов может поставить перед управленцами новейшие задачки, выявить потребность  в новом инструментарии управления.

Информация о работе Менеджмент в системе понятий рыночной экономики