Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

В условиях административно-командной экономики инструментарий экономической науки и практики свободно обходился без таковых понятий, как рынок, спрос и предложение, менеджмент, маркетинг, процент и др. Командно- административная система требовала от компаний беспрекословного выполнения указаний «сверху». Компании должны были тратить заработанные средства (прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных количествах, получать сырьё от закреплённых поставщиков и передавать готовую продукцию заблаговременно определённым потребителям по стабильным ценам, установленным из центра.

Содержание работы

Введение
Менеджмент в условиях рыночной экономики
Наука и практика управления в условиях перехода к рыночным отношениям в современной России
перечень литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.55 Кб (Скачать файл)

Наука и практика управления в условиях перехода к рыночным отношениям в  современной России.

публичное и экономическое развитие нашей страны в до перестроечный  период, в ходе перестройки и на этапе перехода к рыночным отношениям, особенности политических и национально-государственных  качеств обуславливают необходимость  разработки научных основ управления экономикой в условиях обилия форм принадлежности. Это связано с  тем, что готовые рецепты западной экономической науки, рассчитаны на развитое рыночное хозяйство, а не на нынешнюю экономику России.

принципиально в данной ситуации сформировать эффективные структуры и механизмы  управления в трудовых коллективах  разных хозяйственных организаций. 
Управление обхватывает все сферы и звенья экономической деятельности, как по вертикали, так и по горизонтали. Управление на всех стадиях воспроизводственного цикла (создание, распределение, обмен и потребление) и всеми материально-вещественными и духовными элементами производительных сил и производственных отношений в конечном итоге сводится к управлению людьми в трудовых коллективах хозяйственных организаций.

В условиях обилия форм принадлежности кроме конфигурации организационных  форм изменяются и целевые установки  трудовых коллективов. 
глобальная экономическая практика убедительно обосновывает основополагающую роль и значение человеческого фактора в повышении эффективности хозяйствования: какие бы системы управления ни были построены, если их цели оторваны от человека, они не могут давать настоящих положительных экономических и социальных результатов.

понятно, что кроме огромных заработков, не плохих условий труда и быта, использования достижений НТП и  ресурсов, основой высокопроизводительного  труда выступают также резервы  личности работника, эффект от организации  взаимодействия людей, высокая сознательность, нравственность и деловые свойства.

Переход к рыночной экономике, ориентация производства на человека как на производителя  и конечного потребителя сразу  коренным образом меняют глобальную мишень хоть какого трудового коллектива. Если ранее главной целью, которая  ставилась перед каждым трудовым коллективом и отдельным работником, был лозунг «дать план хоть какой  ценой», то сейчас – это получение  наибольшей прибыли. В первом случае мишень не была ориентированна ни на производителя (или посредника), ни на потребителя, во втором же случае она выгодна  производителю. Потребности и способности  конечного потребителя не постоянно  учитываются.

Глобальная мишень трудового коллектива в условиях перехода к рыночным отношениям заключается в организации производства (реализации) общественно полезного  продукта (работ, услуг) в объёмах, нужного  для полного ублажения платёжеспособного  спроса потребителей и одновременном  формировании их разумных актуальных потребностей, при стимулировании участников трудового процесса согласно принципам  социальной справедливости по индивидуальному  вкладу в конечные результаты, полученные от реализации и потребления продукта потребителями.

В настоящее время наблюдается  большой разрыв меж практикой  организации и управления трудовыми  коллективами и соответствующими научными разработками. Административно-командные  способы по-прежнему действуют в  практике управления, хотя в ряде случаев  предпочтение отдаётся экономическим  рычагам. Руководители компаний как  государственного, так и негосударственного сектора стремятся употреблять  дефицит и несовершенство экономического механизма для максимизации получаемого, но не реально заработанного дохода. При этом не редко игнорируется значение конечного общественно полезного  результата деятельности, на первый план выдвигаются групповые цели.

В этих условиях социально-психологические  аспекты управления коллективами отходят  на второй план. Создание широкой, но очень  не эффективно работающей сети организаций  последипломного обучения не дало способности  руководителям получить настоящие  навыки по психологии управления, в  том числе по этике межличностного и делового общения в коллективе. Типично увлечение западным менеджментом, фактически выражающимся только в обучении работников управления, но отнюдь не в  практическом использовании полученных знаний.

Выборность управляющих, еще в  недавнем прошедшем так громко рекламируемая  многими учеными себя не оправдала. Групповой эгоизм работников и некомпетентность в области психологии управления часто приводили к выбору не наилучших, а «нужных» управляющих. Схожее увлечение 
«демократией» и чисто экономическим способами хозяйственниками - практиками и рядом ученых – профессионалов, во-первых, оттеснило на задний план фундаментальные прикладные исследования в области организации управления трудовыми коллективами, во-вторых, не ликвидировало, а только скрыло за ширмой мнимой демократизации и рыночных отношений административные способы управления.

Развитие способов управления конкретно  связано с содержанием форм принадлежности. С переходом к рыночным отношениям у нас в стране растет число  трудовых коллективов в сфере  предпринимательства. Как указывает  практический опыт хозяйствования последних  лет, в большинстве случаев сотворения структур рыночной экономики – кооперативов, малых и совместных компаний, товарных и фондовых бирж, и др. Организационных  форм не лишь не дало ощутимых результатов, но и выявило самые нехорошие  черты предпринимательской деятельности.

Основная причина этих явлений  – мотивы и ценностные ориентиры  предпринимателей, выражающиеся в гипертрофированном желании личного обогащения по сравнения  с общественно полезной деятельностью  по производству и насыщению рынка  современным оборудованием, технологиями, продуктами повседневного и завышенного  спроса. В условиях полного и частичного дефицита, монополизация экономики, нарушение хозяйственных связей подавляющая часть российских предпринимателей занято в сфере торговле и посредничества. Все это приводит к дискредитации  рыночных структур в очах широких  слоев населения и потере веры в целесообразность данной формы  принадлежности.

Одним из основных средств социальной ориентации предпринимательской деятельности, повышение его настоящего вклада в стабилизацию экономике является разработка и реализация комплексной  программы развития предпринимательства  в России. Целью программы обязано  стать создание и внедрение реально  работающего механизма государственного регулирования и поддержке высокоэффективного производства в сфере предпринимательской  деятельности; формирование класса предпринимателей, способных возродить фаворитные нравственные черты русского предпринимательства  и перенять более ценные личностные свойства современного западного предпринимателя  и менеджера.

нужен долгосрочный и краткосрочный  прогноз развития экономики 
России, определение перспективных базовых специальностей управленческих кадров будущих рыночных структур. Целесообразна разумная универсализация высшего экономического образования как базы для подготовки профессионалов рынка на перспективу. Непрерывное же последипломное обучение и переподготовка кадров обязаны стать инвентарем гибкого реагирования для оперативной переориентации профессионалов на актуальные экономические трудности.

таковым образом, в рыночной экономике  обязаны быть задействованы новейшие, соответствующие изменившимся отношениям принадлежности формы управления предприятиями. Эластичная композиция способов маркетинг-менеджмента, прямого и косвенного экономического регулирования дозволит приспособить их поведение к рыночным условиям.

перечень литературы.

1. Н. М. Большаков, Ю. С. Новиков  «Маркетинговые способы управления  предприятием», Сыктывкар, СЛИ, 1997 год.

2. А. Б. Крутик, А. Л. Пименова  «Введение в предпринимательство», учебное пособие, СПб, «Политехника», 1995 год.

3. Ф. М. Русинов, Д. С. Петросян  «Основы теории современного  менеджмента», учебное пособие, М., 1993 Год.

 

 

Менеджмент в условиях рыночной экономики

Происходящие перемены коснулись  человека и его деятельности. В  сфере экономики поворот от административно-командной  системы к системе рыночных отношений  потребовал от человека овладения многими  знаниями в различных областях науки  и техники. Для осуществления  рыночных преобразований большое значение приобретают знания в области  науки и искусства менеджмента.

Возникнув в конце XIX в., менеджмент приобрел особую популярность в 30-е  г.г. нашего столетия. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний - в  самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента  социальный слой менеджеров превратился  в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, которые по мощи можно  сопоставить с целыми государствами, роль менеджеров возросла.

В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения  и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. Крупные корпорации имеют  свои предприятия во всем мире, где  устанавливают правила распределения  материальных благ, оказания услуг, владеют  огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров, как и решения  крупных государственных деятелей, могут оказывать влияние на судьбы миллионов людей, государств и регионов. Но менеджеры оказывают влияние  не только на различных уровнях управления в корпоративных структурах. В  развитых странах Запада большое  влияние на экономику и жизнь  людей оказывает и малый бизнес. Более 95% всех фирм этих стран составляют малые предприятия. Они максимально  удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются местом испытания и внедрения  технических и организационных  нововведений. Устойчивость малых предприятий  и их выживание в конкурентной борьбе зависит от эффективного менеджмента.

Английское слово «менеджмент» (management), в переводе на русский язык «управление», происходит от корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало - искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель». И это вполне оправданно, потому что менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики, в которых субъект хозяйствования должен:

использовать экономические  методы управления;

ориентироваться на спрос  и конъюнктуру рынка;

производить те виды товаров, которые пользуются большим спросом  у покупателей и могут гарантировать  получение намеченной прибыли;

постоянно стремиться к получению  оптимальных результатов при  минимальных затратах;

постоянно ориентировать  производственные программы на потребности  рынка.

В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта может быть получен только в процессе обмена. Субъект хозяйствования должен принимать обоснованные и  оптимальные решения, а это вызывает необходимость проведения многовариантных  расчетов с привлечением многосторонней информации на базе компьютерной техники.

Труд менеджеров возник в  условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников, обеспечивающей непрерывность этапов и стадий всего  производственного процесса. Поэтому  в качестве менеджеров выступают  работники различных специальностей: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики и д.р., которые работают под руководством менеджера, управляющего фирмой или ее подразделением. При  этом независимо от уровня управления термин «менеджер» означает принадлежность к профессиональной деятельности в  качестве управляющего.

Профессиональный менеджмент является самостоятельным видом  деятельности, для которой требуется  наличие субъекта - профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект - хозяйственную деятельность организации  в делом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).

Термин «менеджмент» в  обозначении управления появился в  США, но в настоящее время практически  стал известен каждому образованному человеку во всем мире. В общедоступном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Таким образом, под менеджментом понимают функцию управления, т.е. вид  профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т. д.) и  в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.

В англоязычных странах термин «менеджмент» употребляется в различных  значениях, но только применительно  к хозяйственной деятельности. Содержание менеджмента можно рассматривать в трех направлениях: наука и практика управления, организация управления и процесс принятия решений.

Менеджмент - это область  науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов. В методологию научного управления входят также необходимость систематического стимулирования работников с целью повышения их заинтересованности в увеличении производительности труда.

В начале XX в. в США и  странах Западной Европы в науке  управления были сформулированы и получили практическое применение четыре основные концепции менеджмента: научное управление (Ф.У. Тейлор), административное управление (А. Файоль), управление с позиции человеческих отношений (М. Паркер Фоллетт, Э. Мэйо), управление с позиции поведенческих наук (К. Ареджирис, Д. МакГрегор и др.). Были выдвинуты также три подхода к управлению: подход к управлению как процессу, системный и ситуационный подходы.

Менеджмент может также  рассматриваться как организация  управления предприятием, т.е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т е. выполнять определенные функции.

Функции закрепляются за конкретными  подразделениями предприятия, которые их осуществляют (отделы, службы, бюро, отделения). Подразделения представляют собой организованные группы людей. Их деятельность осознанно направляется для достижения общей цели предприятия, т. е. управляется. В этом случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менеджменте, обеспечивающем производство, о менеджменте как организационной деятельности.

Управление акционерными обществами, объединениями, фирмами в организационном отношении осуществляется по трем уровням, к которым также применяется термин «менеджмент»: top management -высшее руководство, middle management - среднее звено управления, sole management — низовое звено управления. Менеджмент может трактоваться как наиболее рациональная организация людей в целях удовлетворения потребностей работников, при которой их способности могли бы раскрыться наилучшим образом, что способствовало бы повышению эффективности производства.

Менеджмент рассматривается  также как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности  процесса производства сопутствует  множество ситуаций, проблем, которые  требуют от менеджера принятия решений. Проблемные ситуации возникают на всех уровнях управления. Они затрагивают как внутреннюю, так и главным образом внешнюю среду управляемого объекта, которой являются рыночные отношения. Предприятие (фирма, акционерное общество) приспосабливаются к внешней среде на основе обратной связи. Получая информацию о рыночных отношениях, менеджер принимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и других элементов внешней среды.

На основе принятого решения  ставится задача каждому исполнителю. За исполнением устанавливается контроль. Одновременно с принятием решения разрабатываются методы его реализации. Менеджер несет моральную и материальную ответственность за принятое решение. Это побуждает его подходить к принятию решения творчески, анализировать варианты решения с точки зрения их выполнения в сложившейся ситуации.

Анализ информации о состоянии  внутренней и внешней среды предприятия  и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Иерархичность в системе  управления позволяет делегировать полномочия, а следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления.

Английский термин «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» - как «руководитель». Однако подчеркнем, что менеджмент - это обязательно управление хозяйственной  деятельностью. Есть и другие отличия. На Западе, говоря о менеджменте, под  менеджером подразумевают человека, который занимается управлением  в определенной организации. В более  широком смысле употребляется обезличенная форма - «администрация», «администрирование». Менеджер - это специально подготовленный профессиональный управляющий, который знает, что он принадлежит к особой профессии, а не является специалистом в какой-либо области.

Чтобы стать менеджером, необходимо обязательно занимать управленческую должность и (что очень важно) осознавать профессиональную принадлежность к менеджменту, обладать знаниями в этой области, придерживаться норм поведения, присущих менеджерам.

Менеджмент выступает  как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

В качестве объекта менеджмента  выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т.д.). Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.

Хозяйственная деятельность предприятия требует от менеджера  такого стиля работы, который основывается на непрерывном поиске способов рационального привлечения и использования необходимых ресурсов и повышения эффективности производства.

Одной из главных задач  менеджмента является определение  целей деятельности организации. Цели в организации - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив при совместной работе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования.

Целевое управление - это  процесс, состоящий из четырех этапов: 1) выработка ясной и сжатой формулировки цели; 2) разработка реальных планов их достижения; 3) систематический контроль и измерение качества работы и  результатов; 4) принятие корректирующих мер для достижения планируемых  результатов.

Для организации разрабатывают  общие и специфические цели. Общие  цели отражают сущность развития организации  в целом. Специфические цели разрабатываются  в рамках общих целей по основным видам деятельности организации. Менеджмент должен обеспечить достижение цели при минимальных затратах и максимальной эффективности.

Термин «предприниматель»  ввел в научный оборот француз  Р. Кантиллон, живший в начале XVIII в. Он охарактеризовал предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести продукцию и продать ее в целях получения дохода, и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществляться реализация. В таком определении предпринимательство понимают как функцию с элементом риска.

В словарях предприниматель  определяется как человек, профессионально  занятый в сфере торговли, но в  настоящее время под предпринимателем понимают человека - владельца предприятия, лицо, занимающееся какой-либо экономической  деятельностью, приносящей ему прибыль (доход). Он должен понимать структуру  потребностей и сочетать это понимание  со знаниями в области управления производством. Он должен также иметь достаточно способностей творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагать капиталом, необходимым для организации дела.

Любой предприниматель одновременно является и менеджером. Для него характерны профессиональное знание сферы  деятельности и наличие определенных знаний в области теории и практики управления производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью.

Предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером (разработчиком  стратегии), имеющим навыки управления людьми. Слишком большая уверенность  в себе мешает ему делегировать свои полномочия.

Под бизнесом понимается дело, занятие, связанное с личной наживой; коммерция; предпринимательская деятельность, приносящая доход.

Таким образом, бизнес - это  деятельность, связанная в конечном счете с осуществлением на рынке  операций обмена товаров и услуг  между экономическими субъектами. По сравнению с предпринимательством бизнес - понятие более широкое, так как к нему относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности, направленных на получение прибыли.

Субъект в бизнесе именуется  бизнесменом или коммерсантом. В  качестве коммерсантов могут выступать  как отдельные предприниматели, так и их объединения в определенной сфере деятельности. Сферой деятельности индивидуальных коммерсантов являются области хозяйства, не требующие вложения больших капиталов. Это мелкое производство и торговля, обслуживание, торговое посредничество.

Конечная цель деятельности субъектов рыночных отношений - получение  прибыли. На рынке функционируют  четыре категории экономических субъектов: фирмы и предприятия, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры.

Различают три вида управления: внутрифирменное (внутри предприятия), управление персоналом и управление производством.


2.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

Существует очень много определений  организации.

Организация – форма объединения  людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, система, призванная выполнять заданные функции.

Организация – внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более  или менее дифференцированных и  автономных частей целого, обусловленная  его строением;

Организация – совокупность процессов  или действий, ведущих к образованию  и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

Организация – объединение людей, совместно реализующих некоторую  программу или цель и действующих  на основе определенных процедур и  правил (социальная организация).

Организация представляет собой сознательно  координируемое социальное образование  с определенными границами, функционирующее  на относительно постоянной основе для  достижения общей цели. Организация  имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются  определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных  целей. Определение организации  предусматривает необходимость  формального координирования взаимодействий работников. Структура определяет, каким образом должны быть распределены задачи, для нее характерны:

*комплексность (степень дифференциации  в рамках организации, которая  включает уровень специализации,  количество уровней иерархии  и степень территориального распределения  частей организации);

*формализация (заранее разработанные  правила, определяющие поведение  работников);

*соотношение централизации и  децентрализации (определяется уровнями, на которых вырабатываются и  принимаются решения).

Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность.

Рассмотрим теории организации.

Бюрократическая теория организации  М. Вебера.

Немецкий социолог и экономист М. Вебер вошел в историю тем, что сформулировал в начале века понятие бюрократии как организации, имеющей определенные характеристики. Часто слово бюрократия ассоциируется с жесткостью, некомпетентностью, волокитой, неэффективностью и нелепостью правил. В принципе, в бюрократической модели заложена потенция проявления при определенной ситуации этих негативных явлений. Поэтому необходимо четко различать то, как должна работать бюрократическая организация, и то, как она работает в ряде больших организаций. Свои преимущества, например такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях: в организации известны общие цели и задачи; работа в организации может делиться на отдельные операции; общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования; выполнение работы индивидом может достоверно измеряться; денежное вознаграждение мотивирует работника; власть руководителя признается как законная.

Теория организации А. Файоля (1841-1925, административная школа).

Организация – машина, представляющая из себя безличный организм, построенный  из формальных связей, статусов, целей  в виде многоуровневой иерархии. Организация  – инструмент решения задач, человек  в ней абстрактен. Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Суть разработанных  им принципов: разделение труда; авторитет  и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между  централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и  порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

Теория научного управления Ф.В. Тейлора. (1856-1915 г.г.), школа научного управления.

Тейлор разработал ряд методов  научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью  хронометража, стандартизации приемов  и орудий труда. Принцип управления – если я могу на научной основе отобрать людей, подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить  воедино работу и человека, тогда  я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанной индивидуальной рабочей силой.

Теория естественной организации  Т. Парсонс, Р. Мертон.

Функционирование организации  рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в котором  субъективное начало хотя и присутствует, но не преобладает. Организованность –  состояние системы, позволяющее  ей самонастраиваться при воздействии  извне или изнутри. Цель – лишь один из возможных результатов функционирования, отклонение от цели – не ошибка или  просчет, а естественное свойство системы, следствие большой роли в ней  принципиально не планируемых факторов.  

 

Организация как система

Система – множество упорядоченных  некоторым отношением или связанных  по определенному признаку элементов.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад  в характеристики целого. Все организации  являются системами. Машины, компьютеры, телевизоры — все это примеры  систем. Они состоят из множества  частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для  создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать  или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать  неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно  установлена настройка. Все биологические  организмы представляют собой системы. Ваша жизнь зависит от правильного  функционирования многих взаимозависимых  органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь  вы.

Поскольку люди являются социальными  компонентами, наряду с техникой, которые  вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими  системами. Точно так же, как и  в биологическом организме, в  организации части ее взаимозависимы.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система  имеет жесткие фиксированные  границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые  части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система  независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с  внешней средой через проницаемые  границы системы. Такая система  не является самообеспечивающейся, она  зависит от энергии, информации и  материалов, поступающих извне. Кроме  того, открытая система имеет способность  приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Системный подход – комплексная  методология процесса познания, анализа  и синтеза, состоящая в том, что, во-первых, исследуемый объект оценивается  как целое независимо от рассматриваемого аспекта (технического, экономического, административного), во-вторых, решение  частных проблем подчиняется  решению проблем, общих для всей системы, в-третьих, познание объекта  не ограничивается исследованием лишь механизма функционирования, а расширяется  до выявления внутренних закономерностей  развития объекта, определения воспроизводственных  пропорций и механизма его  развития, в-четвертых, в процессе абстрагирования  элементы системы, имеющие второстепенное значение в одних условиях, могут  оказаться существенными в изменившихся обстоятельствах, в-пятых, процесс и  процессор рассматриваются как  взаимно обусловленные понятия, изменяющиеся во времени. Различаются  системы открытые (динамическое взаимодействие с окружающей средой) и закрытые (игнорирует эффект внешнего воздействия). Все системы имеют вход, трансформационный  процесс и выход.

Системные свойства организации:

целостность (целое первично, части  вторичны;

воздействие на любую часть влияет на все остальные и т.п.),

эмерджентность (наличие качественно  новых свойств целого, отсутствующих  у его составных частей),

гомеостазис (восстановление нарушенного  равновесия).

Понятие подсистемы это важное понятие  в управлении. Посредством подразделения  организации на отделы, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие  как отделы, управления и различные  уровни управления, - каждый из этих элементов  играет важную роль в организации  в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и  скелет. Социальные и технические  составляющие организации считаются  подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой  маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Понимание  того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых  подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась  практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская  школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления — главным  образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют - какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.  

 

Внутренняя и внешняя  среда организации

Внутренняя среда состоит из целей, людей, технологии, структуры, капитала и культуры. Внешнюю среду организации  можно разделить на: среду прямого  воздействия: поставщики (ресурсов - цена, сроки, качество, ритмичность поставок и т.п.; капитала – условия займа, сроки, страховые услуги и т.п.); потребители (путем спроса на товары и услуги); конкуренты (наступательные и оборонительные стратегии); законы и государственные  органы (правовой статус, налоги, сертификация, стандартизация и т.п.). Среда косвенного воздействия: развитие экономики; политическая ситуация; НТП; международные связи; уровень социального развития и  т.п.

Цели – это конечные состояния  или желаемый результат, которого стремится  добиться организация. Различают следующие  виды целей:

монетарные цели - это цели, которые  можно измерить в денежном выражении;

немонетарные цели - такие цели, которые не могут быть представлены в денежном выражении.

Классификацию целей организации  можно представить в следующей  схеме (рис. 2.2.).

По периоду установления

Стратегические – цели организации  позволяют видеть будущее и мотивировать людей на развитие организации, на долгий период времени, ориентированны на решение  перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например, достижение первенства в  своей сфере деятельности, выход  на международные рынки, коренное обновление материально-производственной базы.

Тактические – цели которые определяют тактику поведения организации  при изменении рынка услуг, отражают отдельные этапы достижения стратегических целей, например проведение капитального ремонта.

Оперативные – цели помогающие оперативно реагировать на изменения во внешней  среде организации (цели годового плана).  

 

По содержанию

Экономические – цели направленные на решение финансовых проблем в организации, укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.

Социальные – цели направленные на создание благоприятных условий  труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и  квалификационного уровня.

Организационные – цели направленные на планирование рабочих мест, организацию  рабочего процесса и общую организационную  структуру предприятия.

Политические – цели направленные на решение политических заказов  государства.

Научные – цели направленные на развитие научного потенциала организации, помогающего  достичь лучших результатов, ориентируются  на создании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведении из до уровня требований мировых стандартов.

По сфере действия

Маркетинговые – цели направленные на повышение имиджа предприятия, связаны  с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, достижением лидерства  в ценах.

Производственные – цели направленные на улучшение производственного  процесса, могут состоять в выпуске  определённого объёма товаров и  услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости.

Инновационные – цели направленные на введение новых технологий в производство и усовершенствование старых прототипов.

Финансовые – цели направленные на урегулирование финансового положения, а также выбор перспективных  бизнес-планов.

Кадровые – производят расстановку  и оптимизацию кадров.

Административные – цели направленные на урегулирование и взаимодействие с административным аппаратом, предполагают, например достижение высокой управляемости, надёжного взаимодействия между  сотрудниками, дисциплины, слаженности  в работе.

По среде

Внутренние – цели которые определяются внутри организации, т.е.,  персонал, организация цехов, организация рабочих мест, ориентированны на удовлетворение потребностей коллектива. Они чаще всего имеют неофициальный характер и формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей участников. Если интересы их всех совпадают, процесс управления существенно облегчается.

Внешние – Обычно учитывают потребности  более широкой социальной общности, в рамках которой организация  функционирует. Это цели и задачи, которые выполняются перед партнёрами других организаций с которыми заключены  обязательства и соглашения по договорам, а также воздействие всей конъюнктуры  рынка на организацию в целом.

По иерархии

Цели организации – общие  цели которые отражают важнейшие  направления деятельности предприятия  в целом. Они могут быть интегральными (направлены на решение общих задач, например, достижение устойчивости, обеспечение  необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние  рынки и т. п.) и функциональными (связаны с отдельными конкретными  сторонами работы организации –  финансами, маркетингом, кадровой работой  – и являются заданиями для  соответствующих служб).

Цели структурных подразделений  – цели без которых невозможно достижение общих целей. Разрабатываются  в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей. Не только конкретизируют общие, но и  отражают интересы относительно самостоятельных  подразделений, они неизбежно вступают в определённые противоречия друг с  другом. В связи с этим требуется  их координация в интересах достижения наивысших общеорганизационных  результатов.

По стадии жизненного цикла

Проектирование и создание объёма – цели устанавливаемые на ранней стадии жизненного цикла организации.

Рост - цели устанавливаемые, когда  организация достигает своих  первостепенных задач, а также постепенное  накопление ресурса.

Зрелость – цели которые устанавливаются, когда организация в полной мере выполняет свои обязанности перед  партнёрами.

Завершение - цели устанавливаемые  в конце жизненного цикла организации, где происходит переоформление кадров и снова переход в стадию проектирования или расформирование кадров и  завершение жизненного цикла организации.

По повторяемости

Постоянные – цели которые приходиться  ставить перед сотрудниками постоянно, например, один раз в год принимаются  решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий  год.

Разовые – цели которые устанавливаются  перед сотрудниками единожды (в год  или за весь период жизненного цикла  организации), примерами таких решений  на уровне страны может быть решение  о вступлении страны в НАТО или  СНГ, а на уровне ОПС решения о  создании или ликвидации.

По измеримости

Количественные – когда организация  производит продукцию в рублях, тоннах, штуках.

Качественные – когда организация  достигает благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который  ничем измерить нельзя.

По приоритетности

Особо приоритетные – цели которыми организация занимается в первую очередь (основные цели), решающим образом  влияющие на положение организации, подразделения или отдельного работника.

Приоритетные – цели менее приоритетного  характера, чья реализация позволяет  в определённой степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности.

Прочие – цели которые рассматриваются  постоянно или те цели, которые  устанавливаются, когда исчерпаны  приоритетные цели, достижение которых  в принципе в данный момент ничего не меняет.

Жизненный цикл организации, этапы  и стадии.

ЖЦ – совокупность стадий, которые  проходит организация в период своей  жизни.

1 этап – предпринимательства  (создания, рождения) нечеткие цели, свободный творческий процесс,  для продвижения к следующему  этапу требуется стабильное обеспечение  ресурсами. 

2 этап – коллективности (роста)  формализация правил, высокие обязательства,  формирование миссии, развитие инновационных  процессов. 

3 этап – формализации и управления (зрелость) стабилизация структур, стабильность, возрастает роль руководящего  звена, упор на эффективность. 

4 этап – выработка структуры  (спад) более сложная структура,  децентрализация, диверсифиционные  рынки. 

5 этап – уход с рынка, высокая  текучесть кадров, конфликты. 

Стадии развития организации:

рождение (цель – выживание, проблема – выход на рынок, метод управления – один человек, организационная  модель – максимизация прибыли),

детство (цель – краткосрочная  прибыль, проблема – существование, метод управления – малая группа единомышлиников, орг. модель – оптимизация  прибыли),

отрочество (цель – ускоренный рост, проблема – доля рынка, метод управления – делигирование, орг. модель – плановая прибыль),

ранняя зрелость (цель – систематический  рост, проблема – многостороний  рост, метод управления – децентрализованный, орг. модель – хорошее положение),

рассвет сил (цель – сбалансированный рост, проблема – централизация и автономность, метод управления – централизованный, орг. модель – социальная ответственность),

полная зрелость (цель – уникальность, проблема – равновесие интересов, метод  управления – коллегиальный, орг. модель – социальный институт),

старение (цель – обслуживание, проблема – стабильность, метод управления – основанный на традициях, орг. модель – бюрократия),

обновление (цель – обновление, проблема – омоложение, метод управления – состязательный, поощряющий, орг. модель – подражание Фениксу).


 

Введение. 2 
 
Менеджмент в условиях рыночной экономики. 4 
 
Наука и практика управления в условиях перехода к рыночным отношениям в 
современной России. 11 
 
Список литературы. 16 
 
Введение. 
 
 
 
В условиях административно-командной экономики инструментарий 
экономической науки и практики свободно обходился без таких понятий, как 
рынок, спрос и предложение, менеджмент, маркетинг, процент и др. Командно- 
административная система требовала от предприятий беспрекословного 
исполнения указаний «сверху». Предприятия обязаны были тратить заработанные 
средства (прибыль) на производственное и социальное развитие в строго 
выделенных количествах, получать сырьё от закреплённых поставщиков и 
передавать готовую продукцию заранее определённым потребителям по 
стабильным ценам, установленным из центра. То же самое и с заработной 
платой, которая зависела от «всевышнего», а не от самого коллектива 
предприятия. Поскольку конечный результат был заведомо определён планом- 
законом, то должна была быть выплачена заранее рассчитанная заработная 
плата. При формальном хозрасчёте и противопоставлении рентабельности 
отдельных предприятий некоей высшей рентабельности, при оценке достижений 
«по валу» совсем необязательно было производить и поставлять продукцию кому- 
то «в точности» нужную, снижать издержки производства, разрабатывать новую 
продукцию, можно отчитаться и продукцией, нужной «приблизительно», получить 
дотацию при росте себестоимости. Потребитель к производителю был прикован 
планом, и деваться ему в такой экономической системе просто некуда. 
Разумеется, что в этих условиях вопросы изучения спроса, ценообразования, 
рекламы, снижения издержек производства, стимулирование сбыта, расширение 
товарного ассортимента, т. е. всё то, что составляет для нас новое понятие 
«маркетинг-менеджмент», являлось для предприятия экономическим нонсенсом. 
Новые хозяйственные отношения, новые экономические условия, 
складывающиеся в процессе радикальных экономических преобразований, не 
могут быть обеспечены «старым» экономическим инструментам. Главнейшая 
задача хозяйственной перестройки может быть определена как переход 
предприятий на рыночные отношения, реальное признание всего многообразия 
форм собственности и форм хозяйствования. Рыночная экономика объективно 
требует, чтобы предприятия быстрее адаптировались к новым условиям, 
овладевали теорией и практикой рынка и путём систематических, строго 
обдуманных и построенных на точном учёте процессов рынка экономических 
мероприятий добивались непрерывного роста результативности производства. 
Становление рыночной экономики требует изменения не только форм и 
методов хозяйствования, но и нового образа мышления его участников, т. е. 
в конечном счёте всех трудящихся. Без того, что принято называть «новым 
экономическим мышлением», практически невозможно реально создать и новые 
хозяйственные отношения. И именно руководителям, прежде всего 
производственных объединений и предприятий, , особенно необходимо 
формировать у себя новый тип мышления, отвечающий задачам конкретного 
обновления экономики. 
 
 
Менеджмент в условиях рыночной экономики. 
 
 
В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки 
управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, 
объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась 
выработка основных теоретических и методологических позиций по применению 
менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта 
промышленных фирм Запада, а творческий поиск новых решений. Тем самым 
вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные, 
рыночные отношения активно проводится работа по изысканию конкретных и 
реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой 
целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, 
известная смелость в практическом применении менеджмента на российских 
предприятиях. 
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально 
осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой 
хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, 
определенных намеченных целей путем рационального использования 
материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и 
методов экономического механизма менеджмента. 
Иначе говоря, менеджмент - это управление в условиях рынка, 
рыночной экономики, что означает: 
. ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы 
конкретных потребителей и организацию производства тех видов 
продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме 
намечаемую прибыль; 
. постоянное стремление к повышению эффективности производства с 
меньшими затратами, получение оптимальных результатов; 
. хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия 
решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты 
деятельности фирмы или ее подразделений; 
. постоянная корректировка целей и программ в зависимости от 
состояния рынка; 
. конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно 
самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе 
обмена; 
. необходимость использования современной информационной базы с 
компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных 
расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений. 
Качество и эффективность управления определяются уровнем знаний в 
данной области, возможностью и способностью применить эти знания на 
практике. В условиях радикальной экономической реформы, предусматривающей 
развитие экономических рычагов управления, расширение 
внешнеэкономических отношений, все более отчетливо вырисовывается 
необходимость изучать все то положительное, что накоплено мировым опытом 
управления. Сегодня становятся привычными такие понятия, как менеджмент, 
менеджер, маркетинг. Но дело не в названиях. Речь идет о новой для нас 
философии и политике управления. Здесь иные системы ценностей и 
приоритетов, пропорции и направления экономического развития, иной 
инструментарий управления. 
Научные основы управления представляют собой методологическую 
базу управленческой практики, которая позволяет более рационально 
организовать систему управления. Собственно к менеджменту относятся 
теория руководства и практическое образование эффективного управления, под 
которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с 
управлением как комплексным, целостным и конкретным явлением. Управление 
как наука может рассматриваться с самых разных сторон: политической, 
экономической, социальной, организационной и др. Такой многоплановый подход 
позволяет охватить всю совокупность аспектов, отражающих содержание 
процесса управления. Объективно в этом процессе тесно переплетаются 
организационно-технические, социально-экономические и социально- 
психологические закономерности. Поэтому знания, умения и навыки 
управленца должны быть комплексными по своей природе. 
Менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм 
управления фирмами на Западе известен в нашей стране давно. Однако 
отношение к нему в последние годы изменилось. Еще 10-15 лет назад в 
качестве основных целей менеджмента рассматривались: получение высоких 
прибылей и постоянное опережение стран социализма по производительности 
труда в интересах укрепления позиций империализма; подрыв боеспособности 
рабочего класса и его организаций; ведение политической, идеологической и 
экономической борьбы против социалистических государств. 
В то же время не отрицались положительные аспекты 
менеджмента в области широкого внедрения автоматизации обработки данных, 
использования средств вычислительной техники и математических методов для 
решения задач управления производством в научно-технических и опытно- 
конструкторских разработках. Менеджмент, связанный с действием рыночного 
механизма, не рассматривался вообще, поскольку считался 
неприемлемым для социализма. Такой взгляд в определенной мере 
соответствовал рамкам командно-административной системы хозяйствования. 
Действительно, при жестко централизованной системе планирования, 
невозможности четкого решения правовых, экономических, организационных и 
других вопросов отношений собственности в отсутствие рынка опыт управления 
в условиях реального действия рыночного механизма для нас 
представлял сугубо теоретический интерес. 
Социальный характер управления, невозможность точного 
описания поведения человека как звена системы управления (а тем более 
коллективного поведения), огромные масштабы исходной информации, 
вероятность ее изменения ограничили практическое использование 
формализованной или нормативной теории принятия решений. Человеческий 
фактор заставил в рамках теории решений выделить поведенческую теорию 
принятия решений. 
Поведенческая теория включает выработку управленческих 
концепций, отбор, учет и ранжирование факторов, способствующих или 
препятствующих развитию организации, в том числе индивидуальных качеств 
отдельных людей. Сегодня возросла роль описательных моделей. В 
описательных моделях учитывается накопленный опыт деятельности организаций 
в разных условиях функционирования. При этом поведенческая теория 
принятия решений не является только описательной. В ней используются 
математические методы статистики, эконометрики, модели развития, 
информационный и вычислительный сервис. Поэтому в современном 
менеджменте указанные теории не противопоставляются, а взаимно дополняются 
с учетом специфики конкретных условий. 
Необходимость учета непредсказуемых изменений условий внешней 
среды или изменений в самой управляемой организации, повышение 
неопределенности при принятии решений менеджерами заставляют стремиться к 
гибкости, адаптивности управленческой системы. Поведенческая теория 
основное внимание уделяет самому процессу принятия решений, расчленении его 
на связанные между собой этапы, фазы, процедуры, реализующие логическую 
последовательность действий, обеспечивающих анализ и решение возникающих 
проблем и ситуаций. Одной из разновидностей ситуационного 
управления является «опережающее управление», предполагающее описание ряда 
аналитических приемов устранения неопределенностей, с которыми сталкиваются 
управляющие. Для преодоления каждой формы неопределенности в опережающем 
управлении используются соответствующие приемы. Эти приемы 
предусматривают определенный процесс принятия решений, характеризующийся 
упорядоченной системой действий. Такая система действий противопоставляется 
типу управления, только реагирующему на ситуации, но не 
заглядывающему вперед. 
Поиски эффективного управления - главная задача менеджмента. 
Именно эффективное управление обеспечивает сохранение конкурентоспособности 
на рынке, устойчивости деятельности. Практически все современные 
направления менеджмента призваны обеспечить конкурентоспособность 
предприятия и по возможности их длительную прибыль. И здесь важнейшую роль 
играет фактор обновления, т.е. способность управления к быстрому 
реагированию на перемены, приспособлению своей стратегии, функции, 
номенклатуры к потребностям внешней среды. Весь этот комплекс 
предпосылок успешной деятельности призван обеспечить управляющий, 
менеджер, поэтому сегодня роли человеческого фактора, межличностным 
отношениям, поддержанию солидарности и активности слоя управляющих, 
ученых, инженеров, рабочих придается огромное значение. Жестко 
регламентированный, не защищенный социальными и демократическими правами и 
стимулами труд оказывается неэффективным. 
Арсенал современного менеджмента довольно широк. Мы уже говорили 
о философии менеджмента, особенностях системы целей и способах их 
достижения, роли человеческого фактора. Развитие теории управления, 
экономико-математических методов позволило многие качественные решения 
задач дополнить или заменить на точные количественные оценки или решения. А 
развитие средств вычислительной техники и коммуникации произвели настоящую 
революцию в повышении эффективности управления. Многие задачи, которые 
ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за 
огромной размерности данных и трудоемкости расчетов, стали повседневной 
реальностью. Одной из самых главных забот менеджмента стали задачи 
управления нововведениями как в продуктивной и технологических сферах, 
так и в области организационных структур управления, технологии принятия 
решений и др. Методы управления различными нововведениями развивались как 
в нашей стране, так и за рубежом. 
Рассматривая элементы современного менеджмента, можно довольно 
отчетливо выделить его инструментарий. К нему относятся конкретные методы 
решения задач управления, моделирование процессов управления, включая 
социальную сферу, информационное и техническое обеспечение принятия 
решений и др. 
Если посмотреть на инструментарий менеджмента с позиций 
микроэкономики, управления предприятиями и объединениями, то необходимо 
сказать, что динамика внедрения передовых методов управления здесь может 
быть активней, конечно, в рамках действующего и меняющегося 
хозяйственного механизма. Прежде всего, это касается организационных 
структур управления, функций и методов управления, автоматизированных 
систем управления (АСУ). Переоценка целей и задач АСУ с учетом 
собственного и зарубежного опыта, их техническая и программная 
модернизация уже давно стали актуальны. В отношении ориентации АСУ на 
решение задач менеджмента необходимо учитывать существенные отличия 
наших предприятий и объединений от зарубежных фирм. Пока управленческий 
аппарат наших предприятий направляет свое внимание в основном внутрь 
предприятия. Поэтому превалируют задачи технико-экономического и оперативно- 
календарного планирования, диспетчирования, материально-технического 
снабжения и т. п. Задача анализа хозяйственной деятельности, функционально- 
стоимостного анализа направлены на снижение издержек производства, его 
себестоимости, однако они слабо связаны с требованиями потребителей. 
В переходный период в связи с изменением политики 
капиталовложений в нашей стране ухудшается положение крупных 
предприятий и объединений тяжелой промышленности. Уменьшение 
капиталовложений в тяжелую промышленность с учетом межрегиональных связей 
может привести к резкому сокращению заказов, а в условиях хозрасчета - к 
тяжелому финансовому положению некоторых крупных предприятий и 
объединений. Поэтому опыт зарубежных фирм в области диверсификации, 
разукрупнения предприятий с предоставлением большей самостоятельности 
отделениям и филиалам требует тщательного изучения. Ориентация 
руководителей высшего звена на стратегическое планирование, на изучение 
опыта работы концернов и консорциумов может поставить перед управленцами 
новые задачи, выявить потребность в новом инструментарии управления. 
 
 
Наука и практика управления в условиях перехода к рыночным отношениям в 
современной России. 
 
 
Общественное и экономическое развитие нашей страны в до 
перестроечный период, в ходе перестройки и на этапе перехода к рыночным 
отношениям, особенности политических и национально-государственных аспектов 
обуславливают необходимость разработки научных основ управления экономикой 
в условиях многообразия форм собственности. Это связано с тем, что готовые 
рецепты западной экономической науки, рассчитаны на развитое рыночное 
хозяйство, а не на нынешнюю экономику России. 
Важно в этой ситуации сформировать эффективные структуры и механизмы 
управления в трудовых коллективах различных хозяйственных организаций. 
Управление охватывает все сферы и звенья экономической деятельности, как по 
вертикали, так и по горизонтали. Управление на всех стадиях 
воспроизводственного цикла (производство, распределение, обмен и 
потребление) и всеми материально-вещественными и духовными элементами 
производительных сил и производственных отношений в конечном итоге сводится 
к управлению людьми в трудовых коллективах хозяйственных организаций. 
В условиях многообразия форм собственности помимо изменения 
организационных форм меняются и целевые установки трудовых коллективов. 
Мировая экономическая практика убедительно доказывает основополагающую роль 
и значение человеческого фактора в повышении эффективности хозяйствования: 
какие бы системы управления ни были построены, если их цели оторваны от 
человека, они не могут давать реальных позитивных экономических и 
социальных результатов. 
Известно, что помимо больших заработков, хороших условий труда и 
быта, использования достижений НТП и ресурсов, основой 
высокопроизводительного труда выступают также резервы личности работника, 
эффект от организации взаимодействия людей, высокая сознательность, 
нравственность и деловые качества. 
Переход к рыночной экономике, ориентация производства на человека 
как на производителя и конечного потребителя одновременно коренным образом 
меняют глобальную цель любого трудового коллектива. Если раньше главной 
целью, которая ставилась перед каждым трудовым коллективом и отдельным 
работником, был лозунг «дать план любой ценой», то теперь – это получение 
максимальной прибыли. В первом случае цель не была ориентированна ни на 
производителя (либо посредника), ни на потребителя, во втором же случае она 
выгодна производителю. Потребности и возможности конечного потребителя не 
всегда учитываются. 
Глобальная цель трудового коллектива в условиях перехода к рыночным 
отношениям заключается в организации производства (реализации) общественно 
полезного продукта (работ, услуг) в объёмах, необходимого для полного 
удовлетворения платёжеспособного спроса потребителей и одновременном 
формировании их разумных актуальных потребностей, при стимулировании 
участников трудового процесса согласно принципам социальной справедливости 
по индивидуальному вкладу в конечные результаты, полученные от реализации и 
потребления продукта потребителями. 
В настоящее время наблюдается большой разрыв между практикой 
организации и управления трудовыми коллективами и соответствующими научными 
разработками. Административно-командные методы по-прежнему 
действуют в практике управления, хотя в ряде случаев предпочтение отдаётся 
экономическим рычагам. Руководители предприятий как государственного, так и 
негосударственного сектора стремятся использовать дефицит и несовершенство 
экономического механизма для максимизации получаемого, но не реально 
заработанного дохода. При этом не редко игнорируется значение конечного 
общественно полезного результата деятельности, на первый план выдвигаются 
групповые цели. 
В этих условиях социально-психологические аспекты управления 
коллективами отходят на второй план. Создание широкой, но крайне не 
эффективно работающей сети организаций последипломного обучения не дало 
возможности руководителям получить реальные навыки по психологии 
управления, в том числе по этике межличностного и делового общения в 
коллективе. Характерно увлечение западным менеджментом, практически 
выражающимся лишь в обучении работников управления, но отнюдь не в 
практическом использовании полученных знаний. 
Выборность руководителей, еще в недавнем прошлом так громко 
рекламируемая многими учеными себя не оправдала. Групповой эгоизм 
работников и некомпетентность в области психологии руководства нередко 
приводили к выбору не лучших, а «нужных» руководителей. Подобное увлечение 
«демократией» и чисто экономическим методами хозяйственниками - практиками 
и рядом ученых – специалистов, во-первых, оттеснило на задний план 
фундаментальные прикладные исследования в области организации управления 
трудовыми коллективами, во-вторых, не ликвидировало, а лишь скрыло за 
ширмой мнимой демократизации и рыночных отношений административные методы 
руководства. 
Развитие методов управления непосредственно связано с содержанием 
форм собственности. С переходом к рыночным отношениям у нас в стране 
возрастает число трудовых коллективов в сфере предпринимательства. Как 
показывает практический опыт хозяйствования последних лет, в большинстве 
случаев создания структур рыночной экономики – кооперативов, малых и 
совместных предприятий, товарных и фондовых бирж, и др. организационных 
форм не только не дало ощутимых результатов, но и выявило самые негативные 
черты предпринимательской деятельности. 
Основная причина этих явлений – мотивы и ценностные ориентиры 
предпринимателей, выражающиеся в гипертрофированном желании личного 
обогащения по сравнения с общественно полезной деятельностью по 
производству и насыщению рынка современным оборудованием, технологиями, 
товарами повседневного и повышенного спроса. В условиях полного и 
частичного дефицита, монополизация экономики, нарушение хозяйственных 
связей подавляющая часть отечественных предпринимателей занято в сфере 
торговле и посредничества. Все это приводит к дискредитации рыночных 
структур в глазах широких слоев населения и потере веры в целесообразность 
этой формы собственности. 
Одним из главных средств социальной ориентации предпринимательской 
деятельности, повышение его реального вклада в стабилизацию экономике 
является разработка и реализация комплексной программы развития 
предпринимательства в России. Целью программы должно стать создание и 
внедрение реально работающего механизма государственного регулирования и 
поддержке высокоэффективного производства в сфере предпринимательской 
деятельности; формирование класса предпринимателей, способных возродить 
лучшие нравственные черты российского предпринимательства и перенять 
наиболее ценные личностные качества современного западного бизнесмена и 
менеджера. 
Необходим долгосрочный и краткосрочный прогноз развития экономики 
России, определение перспективных базовых специальностей управленческих 
кадров будущих рыночных структур. Целесообразна разумная универсализация 
высшего экономического образования как основы для подготовки специалистов 
рынка на перспективу. Непрерывное же последипломное обучение и 
переподготовка кадров должны стать инструментом гибкого реагирования для 
оперативной переориентации специалистов на актуальные экономические 
проблемы. 
 
Таким образом, в рыночной экономике должны быть задействованы новые, 
соответствующие изменившимся отношениям собственности формы управления 
предприятиями. Гибкая комбинация методов маркетинг-менеджмента, прямого и 
косвенного экономического регулирования позволит приспособить их поведение 
к рыночным условиям. 
 
Список литературы. 
 
 
1. Н. М. Большаков, Ю. С. Новиков «Маркетинговые методы управления 
предприятием», Сыктывкар, СЛИ, 1997 год. 
2. А. Б. Крутик, А. Л. Пименова «Введение в предпринимательство», 
учебное пособие, СПб, «Политехника», 1995 год. 
3. Ф. М. Русинов, Д. С. Петросян «Основы теории современного 
менеджмента», учебное пособие, М., 1993 год.

Информация о работе Менеджмент в системе понятий рыночной экономики