Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 20:32, контрольная работа
В XX веке менеджмент стал рассматриваться как наука. Новое направление отличалось от предшествующих широким применением математических и статистических методов, различных количественных дисциплин в принятии управленческих решений.
Под операционным менеджментом сегодня понимают область менеджмента, непосредственно связанную с процессами и технологиями производства товаров и услуг. Для решения производственных задач специалисты по операционному менеджменту широко используют математические методы, и прежде всего прогнозирование, моделирование запасов, линейное и нелинейное программирование, теорию массового обслуживания, построение графиков производства, моделирование, анализ безубыточности.
Введение…………………………………………………………………………3
Эволюция менеджмента , становление теории и методики………………….6
Менеджмент в современных условиях ………………………………………10
Менеджер-центральная фигура в управлении……………………….............12
Список используемой литературы…………
Содержание:
Введение
В XX веке менеджмент стал рассматриваться как наука. Новое направление отличалось от предшествующих широким применением математических и статистических методов, различных количественных дисциплин в принятии управленческих решений.
Под операционным менеджментом сегодня понимают область менеджмента, непосредственно связанную с процессами и технологиями производства товаров и услуг. Для решения производственных задач специалисты по операционному менеджменту широко используют математические методы, и прежде всего прогнозирование, моделирование запасов, линейное и нелинейное программирование, теорию массового обслуживания, построение графиков производства, моделирование, анализ безубыточности.
Относительно новой областью менеджмента являются управленческие информационные системы, призванные своевременно и эффективно (с точки зрения затрат) обеспечивать менеджеров необходимыми им данными и сведениями.
Менеджмент – это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.
Формальная организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Неформальная организация – спонтанно возникающая группа, в которой люди достаточно регулярно взаимодействуют.
Характеристики организации:
1) Ресурсы. Цель организации – преобразование ресурсов (люди, капитал, материалы, технология, информация) для достижения результатов.
2) Зависимость от внешней среды (экономические условия, потребители, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, общественные взгляды, технологии).
3) Горизонтальное разделение
труда (разделение всей работы
на составляющие компоненты –
«Один – у штурвала, другой
– у парусов»). Сложные организации
на горизонтальном уровне
4) Вертикальное разделение труда (кто-то должен координировать работу группы: «согласовывать действия у штурвала и у парусов»). Работа по координированию действий отделяется от самих действий.
Необходимость управления (во всех организациях, кромесамых мелких, управление занимает так много времени, что его все труднее осуществлять мимоходом).
Концептуальные навыки – это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планированию.
Человеческие навыки. Под ними понимают способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды. Эти навыки проявляются в отношениях менеджера к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует их деятельности и координирует ее, подает пример, как он общается и разрешает конфликты.
Технические навыки – это специальные знания и умение, необходимые для выполнения рабочих задач, т.е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимые при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы.
Движущие силы управленческой революции. В течение ближайших нескольких лет менеджеры должны будут полагаться в основном на человеческие и концептуальные навыки, но применять они их будут по-новому.
Изменение парадигмы. Новая парадигма предполагает, что на смену иерархиям, жестким графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партнеров своих подчиненных. Они должны уметь идти на осознанный риск и помогать развитию способностей и более полному использованию энергии сотрудников.
Теория Хаоса. Теория хаоса призывает к изменению еще одной парадигмы: от веры в возможности предсказания будущих событий и контроля над ними со стороны менеджмента к утверждению необходимости повышения гибкости организаций, развития их способностей к адаптации без утраты связей с покупателями и внешней средой. Отсюда следует вывод, что необходима ориентация менеджмента уже не на тщательное планирование и жесткий контроль, а на командную работу и управление общими процессами, а не рутинными делами.
Многообразие рабочей силы. Возрастающее многообразие сотрудников организации является результатом нескольких тенденций. Выходцы из различных этнических и культурных групп придерживаются определенных стилей мышления и поведения, решения проблем и взаимодействия, поэтому организации должны усвоить науку положительного восприятия многообразия и его использования на всех уровнях (даже высших). Менеджерам так или иначе придется научиться мотивировать и руководить действиями лучших представителей самых разных сообществ.
Глобализация. Глобализация, пожалуй, важнейший фактор развития бизнеса в ближайшем будущем. Устраняются торговые барьеры между странами, открываются новые рынки, конкуренты растут как грибы после дождя, и в один прекрасный день может оказаться, что вашу работу гораздо более качественно выполняет кто-то другой. Товары, деньги, люди перемещаются через границы между странами с небывалой скоростью.
1. Эволюция менеджмента , становление теории и методики
Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития. Уже в древнейших обществах — Шумере, Египте и Аккаде — наблюдалась трансформация высшей касты — жрецов — в религиозных функционеров, по сути менеджеров. Это удалось сделать благодаря переформулированию священнослужителями религиозных принципов: если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна сугубо символическая жертва: оказывалось достаточным, если верующие ограничивались подношением денег, скота, ремесленных изделий и т.д.
Прежде чем менеджмент смог выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Первые, самые простые, формы организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. Переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т. д.) к производству (производящей экономике) стал точкой отсчета в истории менеджмента.
Одним из первых, кто дал характеристику управлению как особой сфере деятельности, был Сократ (470-399 до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 до н. э.) предложил классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 до н. э.) развил теорию и практику управления войсками.
Серьезный вклад в практику организации управления большими массами людей (войсками) внесли выдающиеся полководцы Ганнибал, Аттила, Чингисхан, Тамерлан, позднее Наполеон, а у нас в России — А. Суворов, М. Кутузов. Именно военная сфера явилась той областью, где отрабатывались прогрессивные формы и методы управления, где были выявлены решающие преимущества организации, объединения людей для достижения поставленной цели.Общие принципы военного управления с успехом могут быть использованы и в управлении хозяйством. История оставила нам выдающиеся примеры решения хозяйственных проблем в древних государствах: продовольственного обеспечения на основе орошения и применения системы каналов в Древнем Египте; управления строительством грандиозных пирамид в государстве инков и в том же Египте; строительства городов, оборонных и культовых сооружений, поражающих своими размерами и высоким качеством исполнения.
Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту (1723-1790). Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Идеи гуманизации управления производством Р. Оуэна (1771-1858), а также необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и по сей день. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена Промышленной революции XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и потребность обеспечения работой больших масс людей привели к осознанию, что индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех и каждого. В результате среди работников были выбраны лучшие и специально обучены тому, как представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди стали первыми менеджерами.
Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и сами организации, но управление признанно и широко распространяется как научная дисциплина только с 1910 г. Большинство исследователей того времени полагали, что для становления преуспевающего менеджера достаточно иметь определенные черты характера и навыки.
Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления сделал Ф. Тейлор (1856-1915). Он заинтересовался не качествами отдельного человека и эффективностью его труда, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления (1885-1925 гг.).
Основные принципы этой школы:
• использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;
• целенаправленный отбор работников, больше других подходящих для выполнения задач, их обучение;
• обеспечение работников ресурсами;
• применение материального стимулирования;
• отделение планирования от самой работы.
Все сводится к заключению: если можно на научной основе отобрать людей, подготовить их, предоставить им некоторые стимулы и слить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.
Главная заслуга Ф. Тейлора в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Становление науки об управлении связано также с именами Ф. и Л. Джилбер- тов. Они провели исследования в области трудовых отношений, усовершенствовали хронометражные методики Ф. Тейлора, разработали научные принципы организации рабочего места.
Представителем школы научного управления в России был О. А. Ерманский. Им в начале ХХ в. была разработана теория рациональной организации труда и управления, в основу которой положено понятие психофизиологического оптимума, т. е. максимума полезной работы на единицу затраченной энергии.
Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.) занималась исследованием роли и функций менеджера. Ее представитель — А. Файоль (18411925) разделил весь процесс управления на 5 основных функций, которые мы до сих пор используем в теории управления организацией. Это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация, контроль. На базе учения А. Файоля в 1920-е гг. сформулировано понятие организационной структуры фирмы.
Основной вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал его как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций, образующих замкнутый цикл. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления работниками.
В России в 1920-1930-е гг. А. К. Гастев разработал теорию управленческих процессов, выделив организационные, экономические и социально-психологические методы. А. М. Гинзбург обосновал необходимость сочетания централизованного планирования с товарно-денежными отношениями.
По ряду направлений российские ученые опережали своих зарубежных коллег. Уже в 1920-е гг. ими были проведены оригинальные исследования функций руководства (И. М. Бурдянский, Н. А. Витке), рационализации (П. Л. Ледер), линейных и функциональных структур управления (И. Н. Бутаков, В. В. Добрынин, Э. К. Дрезен).
На рубеже 1930-х гг. появилась школа человеческих отношений, в основу которой положены достижения психологии и социологии; основное внимание сосредоточено на работнике, а не на самой работе. Родоначальником этой школы считается Э. Мэйо (1880-1949). Из других ученых этого направления можно выделить М. П. Фоллета, разработавшего теорию лидерства, А. Маслоу, показавшего, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут быть представлены в денежном выражении.
В России представителями этой школы были С. Д. Стрельбицкий (исследовал проблемы управления трудовым коллективом), И. С. Канигисер (изучал проблемы лидерства).
Появление количественной школы обусловлено развитием и применением в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники. Ключевой характеристикой школы служит замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.