Менеджмент в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Цель моей работы - изучить сущность менеджмента, его принципы и функции; узнать об управлении предприятием в рыночной экономике; выяснить проблемы обучения менеджменту.
В ходе выполнения реферата изучены такие аспекты менеджмента, как: сущность, принципы, функции и цели. Изучены проблемы в обучении современному менеджменту и возможность их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и содержание менеджмента в условиях рынка
1.1 Сущность менеджмента
1.2 Принципы менеджмента
1.3 Цели менеджмента
1.4 Функции менеджмента
2. Главные черты новой системы взглядов управления на современном этапе
2.1 Формирование и развитие инновационного менеджмента
2.2 Управление предприятием в рыночной экономике
2.3 Стратегии управления предприятием
3. Проблемы формирования и развития менеджмента в Украине
3. 1. Проблемы обучения современному менеджменту
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат Менеджмент1.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Менеджмент в условиях рыночных отношений

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность и содержание  менеджмента в условиях рынка

1.1 Сущность менеджмента

1.2 Принципы менеджмента

1.3  Цели менеджмента

1.4 Функции менеджмента

2. Главные черты новой системы взглядов управления на современном этапе

2.1 Формирование и развитие инновационного менеджмента

2.2 Управление предприятием в рыночной экономике

2.3 Стратегии управления предприятием

3. Проблемы формирования  и развития менеджмента в Украине

3. 1.      Проблемы обучения современному менеджменту

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент исторически  возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Необходимость организации  последовательности деятельности, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций.

Современные менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Именно менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Оно и есть его результат. Всюду, где заботились о развитии только экономических факторов производства, особенно капитала, не добивались развития. В немногих случаях, когда находила применение энергия менеджмента, возникало стремительное развитие. Иными словами, развитие – дело скорей человеческой энергии, чем результат экономического благополучия.

Цель моей работы - изучить сущность менеджмента, его принципы и функции; узнать об управлении предприятием в рыночной экономике; выяснить проблемы обучения менеджменту.

В ходе выполнения реферата изучены такие аспекты менеджмента, как: сущность, принципы, функции и цели. Изучены проблемы в обучении современному менеджменту и возможность их решения.

В результате проведенных  теоретических исследований сделаны следующие выводы: менеджмент – это не просто хозяйственное управление, а его особая его разновидность, возможная только в условиях рынка. И главной проблемой в осуществлении правильного управления, является недостаточный уровень образования менеджеров.

Таким образом, менеджмент – это сложная наука, которая  описывает и анализирует управленческие отношения, выявляет факторы влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, и поэтому знание менеджмента так необходимо для осуществления эффективного управления.

 

 

1. Сущность и содержание  менеджмента в условиях рынка

1. 1     Сущность менеджмента

В переводе со староанглийского языка слово management означает искусство объезжать лошадей, но истоки его коренятся в латыни (лат. manus – рука). В оборот оно было введено в Англии в связи с промышленной революцией 18 – 19 вв., а затем распространилось по всему миру. [1, c. 25]

Данный термин прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п. В её рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются в её планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и прочее.

Но менеджмент – это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка, - управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами «сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.

Противоположностью менеджменту  является командное управление, которое  было присуще отнюдь не только нашей  стране (у нас оно охватывало все уровни экономики, а в остальном мире ограничивалось отношениями внутри фирмы).

Государственное управление не может считаться менеджментом. Оно не ориентируется на рынок, исключает  инициативу, свободу принятия решений. Наиболее яркий его пример – руководство военизированными подразделениями, где любой приказ должен безоговорочно выполняться, а в чрезвычайных условиях его нарушение может даже караться смертью.

Возникновение менеджмента  как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно руководить. Они были вынуждены нанимать для этого профессиональных управляющих, предоставлять им самыми широкими полномочиями и самостоятельность. Группы таких людей получили наименование «менеджеры» (русская аналогия – «руководство»).

Перед менеджментом как  разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи:     

 1.тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех её элементов)     

 2. стратегическая (развитие и перевод её в качественно новое состояние).[2, c. 56]

Эти задачи решаются в  рамках трёх видов менеджмента:

•        общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решения организационных вопросов, контроль);

•        линейного (руководство текущей работой основного и вспомогательных подразделений);

•        функционального (управление решений общефирменных задач, планирование, научные исследования и прочее).

В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяются текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.

Текущий обеспечивает поддержание  параметров соответствующего объекта  в рамках допустимых отклонений в  реальном масштабе времени.

Опережающий (перспективный) связан с прогнозированием, планированием  и реализацией нововведений с  учетом риска.

Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление  негативных последствий принятых в  прошлом решений.

Менеджментом также  называется система знаний об управлении, которая возникла в конце 19 века, а в начале 20 столетия сформировалась в самостоятельную науку, умеющую свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.[3, c. 85]

Предметом изучения менеджмента  является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. Это, например, отношения, связанные с организацией основной, вспомогательной и самой управленческой деятельности; постановкой целей и планированием; выдачей распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой, вознаграждением за успехи; преобразованием т т.п.

Менеджмент как наука  описывает и анализирует эти  отношения, выявляет факторы влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление условий его эффективности, установление причинноследственных связей в процессе принятия управленческих решений.

Познание закономерностей  управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.

В то же время менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных на все случаи жизни, ибо условия хозяйственной деятельности, её цели, задачи постоянно меняются.

 

1.2.      Принципы менеджмента

Принципы управления организацией определяют требования к  системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

Все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы – общие и частные.

К общим принципам  управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости –  менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для все работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности  – менеджмент охватывает всю систему  с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и  открытости собственной структуры  и системы в целом.

Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции –  внутри системы должны интегрироваться  различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить на свои миры.

Принцип ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными  представлениями о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

Основным частным принципом  менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации  в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Принципы сочетания  централизации децентрализации  предполагают необходимость умелого  использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения  на основе мнений руководителей разного  уровня, а также исполнителей конкретных решений.

Соблюдение правильного  отношения между единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности, решения которой во многом зависит его эффективность  и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

Научная обоснованность управления означает не только использование  науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием  пронизаны (в виде текущих и перспективных  планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности  предполагает, что каждый подчинённый  должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за их выполнение возложенных на него задач.

Принцип частной автономии  и свободы предполагает, что все  инициативы исходят от свободно действующих  экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т. п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижней уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации  осуществляется на основе обратной связи. По сути. Это сигналы, выражающие реакцию  управляемого объекта на управляющее  воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему. Которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Информация о работе Менеджмент в условиях рыночных отношений