Менеджмент в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Цель моей работы - изучить сущность менеджмента, его принципы и функции; узнать об управлении предприятием в рыночной экономике; выяснить проблемы обучения менеджменту.
В ходе выполнения реферата изучены такие аспекты менеджмента, как: сущность, принципы, функции и цели. Изучены проблемы в обучении современному менеджменту и возможность их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и содержание менеджмента в условиях рынка
1.1 Сущность менеджмента
1.2 Принципы менеджмента
1.3 Цели менеджмента
1.4 Функции менеджмента
2. Главные черты новой системы взглядов управления на современном этапе
2.1 Формирование и развитие инновационного менеджмента
2.2 Управление предприятием в рыночной экономике
2.3 Стратегии управления предприятием
3. Проблемы формирования и развития менеджмента в Украине
3. 1. Проблемы обучения современному менеджменту
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат Менеджмент1.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Если собственником  предприятия является трудовой коллектив, акционерное общество, кооператив, то руководители таких предприятий  избираются. Высшим руководящим органом  таких предприятий являются общие  сборы собственников имущества. Исполнительные функции по управлению коллективным предприятием осуществляет правление.

Правление предприятия  избирается собственниками имущества  на общих сборах тайным голосованием на альтернативной основе. Из своего состава  правление избирает председателя и  его заместителей или их роль исполняют поочередно все члены правления.

На всех предприятиях, где используется наемный труд, заключается  коллективный договор между собственником  и трудовым коллективом. Этим договором  регулируются производительные, трудовые и экономические отношения трудового коллектива с администрацией предприятия, вопросы охраны труда, социального развития, участия работников в использовании прибыли предприятия и др.

Трудовой коллектив  рассматривает и утверждает проект коллективного договора, решает согласно уставу предприятия вопросы самоуправления трудового коллектива, определяет и утверждает перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот.

 

3. Стратегия управления предприятием

 

В современной науке  об управлении известно достаточно много различных моделей управления фирмами. Выбор той или иной из них представляет собой самостоятельную и весьма важную для успешной деятельности предприятия задачу. Однако не все решения, касающиеся системы и методов управления на предприятии, относятся к стратегическим.

Скажем, конкретные персональные назначения руководителей среднего звена, установление должностных окладов, численности управленческого аппарата являются, безусловно, важными и  порой имеющими долгосрочные последствия, однако они могут быть скорректированы или отменены без особых затрат ресурсов и, следовательно, не относятся к стратегическим.

Наиболее значительными  являются следующие группы стратегических решений, варианты которых и определяют стратегию управления на предприятии: выбор характера управления; определение организационной и управленческой структур; определение механизма принятия решений на предприятии.

Начнем с выбора типа управления. Под типом управления понимается в данном контексте обобщенная характеристика управления с учетом его близости к одному из двух полярных случаев: стратегическому или оперативному управлению.

Стратегический менеджмент основан на представлении о предприятии  как об относительно стабильной и  обособленной системе, интегрирующей  во времени и в экономическом пространстве различные формы ресурсов и усилий. В основе стратегического управления лежат попытки менеджера проникнуть за пределы управляемого процесса или подсистемы, предвидеть результаты и факторы функционирования, предотвратить неблагоприятные события и попадание в рискованные ситуации. С позиций экономической безопасности стратегическое управление делает ставку на культивирование «здоровых» сторон данного предприятия, его внутреннюю устойчивость, способность к самовосстановлению в случае нежелательного воздействия внешней среды.

Оперативный менеджмент базируется на создании и поддержании  высокой мобильности, управляемости  и реактивности управляемых процессов  и объектов на предприятии, немедленном  вмешательстве менеджера в ход  работы предприятия и мгновенной реакции управляемого контура. Здесь культивируются гибкость, быстрота реакции, перестраиваемость элементарных производственных и хозяйственных процессов и в общем известная несамостоятельность управляемых элементов.

Тактический тип менеджмента, занимающий промежуточное положение между этими типами управления, ориентирован одновременно как на краткосрочную реакцию на подвижки во внутренней или внешней среде предприятия, так и на упреждающие мероприятия, не рассчитанные, однако, на длительный период. Тактический менеджмент не ставит во главу угла стратегию фирмы, хотя и не отказывается от использования информации о стратегии своих контрагентов.

Выбор типа управления в  значительной мере определяется технологическим  типом предприятия и его размерами.

Реализация выбранного типа управления зависит от существующих на предприятии организационно-управленческих структур.

Система принятия стратегических решений на предприятии может  рассматриваться как совокупность трех составляющих:

- организационного механизма принятия решений, определяющего порядок инициации, подготовки, обсуждения и принятия решений на предприятии;

- системы интересов  лиц, связанных с предприятием (работников, собственников, представителей  деловой и административной среды  и др.), и учета этих интересов в процессе подготовки и принятия решений;

- информационного обеспечения  процесса принятия решений.[7, c. 60]

В зависимости от ситуации формируются типовые варианты организационных  механизмов принятия стратегических решений, попытка обобщенного описания которых приведена ниже.

Абсолютно авторитарный (директорский) механизм принятия решений  предполагает единоличное принятие решений директором (генеральным  директором), как правило, без консультаций с другими работниками предприятия.

Авторитарный механизм принятия решений характеризуется узким составом лиц, обсуждающих решение, слабым учетом их мнения, единоличным выбором варианта к исполнению.

Демократический механизм принятия решений характеризуется  открытостью процесса инициации  проблем, представительностью круга лиц, обсуждающих проблемы, коллегиальными способами выбора и принятия решений.

Олигархический механизм принятия решений характеризуется  резкой и труднопреодолимой границей между ограниченной группой лиц, допущенных ко всем четырем стадиям процесса подготовки и принятия решений, и остальными участниками производства – работниками, собственниками. Само решение может приниматься коллегиально.

Стратегический механизм характеризуется значительной деперсонификацией  процесса принятия стратегических решений. Предполагает наличие явно выраженной комплексной социально-экономической стратегии предприятия как относительно стабильной системы взаимоувязанных важнейших решений, определяющих в каждый текущий момент направления и точки фокусирования ресурсов и усилий предприятия.  

Перейдем к рассмотрению второй составляющей системы принятия решений – возможных вариантов  распределения интересов, учитываемых  в этом процессе.

В значительной степени  организационный механизм принятия решений определяет и учет интересов в системе принятия решений. Вместе с тем здесь возможны разные сочетания организационных и ценностных вариантов. В зависимости от того, чьи интересы в наибольшей степени учитываются в ходе процесса принятия решений, можно выделить следующие варианты целевой структуры системы принятия решений:

- эгоистический –  решения направлены на обеспечение  личных интересов дирекции (управляющей  олигархии) или лично руководителя  предприятия;

- коллективистский –  основным субъектом интересов  является трудовой коллектив в целом;

- экстернальный –  решения принимаются в интересах  внешних для предприятия людей  или органов (собственников, спонсоров,  смежников и др.);

- функциональный –  главной целью является наиболее  полная реализация социально-экономического  и технико-технологического потенциалов предприятия как функционального элемента в системе общественного разделения труда.[4, c. 35]

 

3. Проблемы формирования  и развития менеджмента в России

 

3. 1.      Проблемы обучения современному менеджменту

В сложных условиях социально-экономического развития менеджмент является ключевым звеном при решении многих проблем. Грамотный менеджмент смягчает кризисные явления, способствует финансовой стабилизации, служит повышению конкурентоспособности, осознанно влияет на обновление технологий, мотивирует инвестиции и инновации.

Многие проблемы проистекают  из недостатков управления. Решение  этих проблем определяется пониманием необходимости профессионализации менеджмента. В профессионализации менеджмента главную роль играют образование и подготовка специалистов в области менеджмента.

Образование – это  не просто практическая подготовка или  краткосрочная переподготовка. Повышение квалификации, конечно, дает дополнительные знания, обогащает новыми навыками, позволяет динамично реагировать на потребности рынка специалистов и на потребность человека в построении карьеры. Но оно не меняет мышления, профессионального менталитета, методологии управления.

Именно высшая школа  закладывает фундамент профессии, формирует профессиональный менталитет. Профессиональные качества, сформированные в молодости, ценнее и эффективнее. Важно не просто готовить специалиста, но и формировать стратегическое мышление профессионального менеджмента.

Сегодня высшее учебное  заведение, дающее образование в  области менеджмента, призвано формировать  и утверждать новое представление  о специалисте с квалификацией  «менеджер». Каков он?

Менеджер – это человек, обладающий активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, логикой юриста. Именно эти качества позволяют ему делать события случившимися, то есть принимать такие решения, которые отражают интересы человека и общества.

Но нередки упреки к сегодняшним менеджерам. Несмотря на большое количество подготовленных менеджеров - специалистов, добиться реального позитивного сдвига в экономическом развитии страны общество не может.

Причин такого явления много. Но главной из них является «недостаточная масса» профессионализма. Для возникновения кардинальных изменений в управлении необходимо создать некую «массу профессионализма», то есть достичь такого соединения факторов эффективности и качества управления, которое вызывает резкие изменения в процессах развития. Данная причина является следствием разнообразных проблем развития менеджмент - образования в России.

Это проблемы региональные, методические, организационные, психологические  – всех не назвать. Необходима классификация  проблематики менеджмент-образования. Среди всех проблем можно выделить ключевые.

1.      Проблема качества подготовки менеджеров. Немногие учебные заведения уделяют достаточное внимание этой проблеме. Нередко преобладают сиюминутные, иногда меркантильные цели; они реализуются в ущерб качеству подготовки. Существует и другое представление: я и без знаний буду иметь успех, а вот обзавестись дипломом о высшем образовании не мешало бы. В этом случае возникает ситуация фактической купли-продажи дипломов или сертификатов вместо получения образования определенного качества. Краткосрочные курсы становятся дороже, спрос на них растет.

2.      Преподавательский потенциал менеджмент - образования, создание корпуса преподавателей, ориентированных на сложные условия работы нынешних учебных заведений, – также актуальная проблема. В большинстве случаев преподавательский корпус составляют преподаватели вузов, имеющие практику подготовки специалистов в условиях плановой экономики и не всегда владеющие приемами подготовки и обучения для условий рыночной конкуренции. 3.      Проблема развития многоуровневого образования по специальностям «менеджмент». Неизвестно как отразиться на качестве образования переход на принципы Болонской декларации.

Так или иначе, новое  всегда рождается трудно. Поэтому существование вышеперечисленных проблем естественно, а решать их необходимо.

Роль управления в  развитии экономики и вообще в  современном обществе велика. Об этом говорили уже не раз в прошлом, много говорят и сегодня. Но осознание  этой роли и понимание ее современного содержания как на практике, так и в науке управления еще недостаточное, порой просто искаженное. Об этом свидетельствуют многие проблемы, которые мы решаем долгие годы и решение которых порождает лишь новые, еще более сложные.

Правильная постановка проблемы – половина решения. Но оставшаяся половина труднее, особенно если учитывать, что нельзя решать каждую проблему в отдельности. Найти взаимосвязь  проблем еще труднее, а в этом главная цель решения.

Переоценить роль управления в современном развитии невозможно. Она определяется, конечно, в первую очередь кризисом, который мы переживаем. Возможно, управление способно вывести страну из него, если управленческие решения будут научно обоснованы.

Образование, главной  целью и ориентиром которого являются формирование качеств личности, профессионального сознания и социальной ответственности, которое формирует в человеке потенциал саморазвития, а в обществе человеческий капитал, именно такое образование и должен получить менеджер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Термин «менеджмент» (management) прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное  русское слово «управление», когда  речь идёт о руководстве деятельностью  рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п. В её рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются её планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и проч.

Информация о работе Менеджмент в условиях рыночных отношений