Менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:57, доклад

Описание работы

Основной особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.11 Кб (Скачать файл)

Можно привести множество  примеров, когда сотрудники уходили  с высокооплачиваемой работы только потому, что не получали морального удовлетворения. И наоборот, оставались на работе при невысокой зарплате, если их всё остальное вполне устраивало, то есть они были эмоционально удовлетворены. Если же человек ощущает эмоциональный дискомфорт, то рано или поздно он покинет компанию. Если он всё же останется, то продуктивность его будет весьма далека от той, на которую он действительно способен. Ведь энергия сотрудников, направленная на работу, зависит не только от размера заработной платы, она  в значительной степени зависит от того, как он себя чувствует.

Здесь следует заметить, что  разница в продуктивности сотрудников  порой не имеет никакого отношения  к их знаниям и умениям. Всё  основывается на их эмоциональном состоянии  и эффективность работы зависит  от того, что они чувствуют, выполняя её. И одних только материальных стимулов здесь явно недостаточно.

Как показывает практика, материальные стимулы весьма неплохо мотивируют какое-то время. Но рано или поздно у  сотрудника появляется необходимость  гордиться своей работой, появляется потребность в признании его  заслуг со стороны руководства и  коллег и так далее, и тому подобное. Другими словами, появится потребность  в эмоциональных факторах мотивации. И если он не получит желаемого, то продуктивность его неизбежно будет  снижаться.

Эмоциональный дискомфорт неизбежно  ведёт к снижению продуктивности. Сотрудник просто не видит смысла работать в полную силу. В крайних  случаях такой дискомфорт может  вызвать откровенный саботаж  и потерю ценного сотрудника для  компании. В зоне эмоционального комфорта люди работают легко, с удовольствием  и прекрасно справляется со своими обязанностями. Это естественно. Каждый человек подсознательно стремится  к положительным эмоциям. Мы учимся и работаем лучше всего тогда, когда у нас хорошее настроение, когда нам интересно. В этом случае мы мобилизуем весь свой потенциал. А  после мы больше всего хотим, чтобы  обстоятельства, в которых мы получили удовольствие, повторились. Отрицательные  эмоции, наоборот, снижают работоспособность, ухудшают умственную деятельность, снижают  способность к концентрации и, как  следствие, снижают продуктивность. Каким бы ни был сотрудник работоспособным, когда в его окружении или  в его сознании появляются факторы, мешающие ему чувствовать себя хорошо и комфортно во время работы, его  эффективность снижается в несколько  раз а сама ситуация вызывает реакцию  отторжения.

Между тем, одна из основных задач любого менеджера состоит  как раз в том, чтобы в полной мере задействовать в работе весь потенциал своих сотрудников. Именно на это направлена вся работа по мотивации персонала. Повышение  продуктивности и, как следствие, прибыльности – вот результат внедрения  грамотной системы мотивации.

Менеджер, если он хочет быть действительно эффективным, должен уметь управлять эмоциями, как  своими, так и своих сотрудников. И компетентный менеджер, прежде чем  задать вопрос: «Как добиться от подчинённых  большей отдачи?» должен задать себе вопрос: «Как изменить их эмоции в нужном для дела направлении?».

Казалось бы, это известно всем. Действительно, здесь нет ничего принципиально нового. Но на практике мало кто делает хоть что-то в этой области. Стиль менеджмента остаётся прежним: указания, директивы, инструкции…  Директивный стиль менеджмента  так и остаётся основным на сегодняшний  день. Эмоциональная компетентность воспринимается руководителями как  нечто малозначительное, а порой  и совершенно лишнее. Ну, а те менеджеры, которые осознают необходимость  изменений, к сожалению далеко не всегда знают, что нужно делать.

Действительно, что можно  сделать для того, чтобы работа стала для сотрудников более  интересной, увлекательной, стимулирующей  активность? Как создать в компании атмосферу доверия и поддержки? Вопрос непростой. Прежде всего, следует  перестать относиться к сотрудникам  как к рабочему инструменту. Работник – это не бездушный механизм, это живой человек. А это значит, что у него есть эмоции – хотим  мы того или нет. И от того, какие  эмоции он испытывает на работе, во многом зависит его самоотдача, его продуктивность. Руководители всех рангов должны понимать, что способность позитивно влиять на эмоции сотрудника повышает эффективность  его работы, улучшает его отношения  с коллегами, взаимодействие с клиентами. Признание факта влияния эмоций на производительность труда – первый шаг, за которым последуют остальные.

Для эффективного воздействия  на эмоциональную сферу сотрудников  желательно проведение семинаров и  тренингов по эмоциональной компетентности для менеджеров компании. Это позволит менеджерам научиться качественно  управлять своими эмоциями и влиять на эмоции своих сотрудников в  интересах дела. Небольшие изменения  в стандартных процедурах так  же дадут положительный эффект. Например, такой простой элемент, как выявление  в процессе собеседования при  найме нового сотрудника его жизненных  ценностей и потребностей позволит в дальнейшем эффективно мотивировать сотрудника на эмоциональном уровне. Корпоративная культура компании должна предусматривать беседы о внутреннем мире человека, его стремлениях и желаниях, что позволит эффективно влиять на эмоции сотрудников. Управление персоналом обязательно должно затрагивать эмоциональные факторы. И, конечно, сам стиль менеджмента в компании должен стать, по возможности, менее директивным. Времена меняются и директивный стиль управления постепенно уходит в прошлое.

Мир бизнеса стремительно меняется. Меняется и рынок труда. Возможность развития любой компании заключается в способности найти  и удержать у себя квалифицированных  специалистов, талантливых работников. Материальные стимулы, безусловно, играют здесь большую роль. Но всё большую  роль начинают играть факторы эмоциональные. И чем дальше, тем больше их роль будет возрастать. Не учитывать это  в работе с персоналом будет, по меньшей  мере, неразумно. Только комплексная  система мотивации с обязательным учётом эмоциональной составляющей позволит добиться от сотрудников полной самоотдачи на работе, максимальной эффективности  и продуктивности./7*/

5.                Практика материального стимулирования в современном управлении персоналом.

Место и роль материального  стимулирования в бизнесе трудно переоценить. Для руководителя оно  выступает мощным рычагом управления. На персонал оказывают воздействие  несколько факторов: собственно деньги, позволяющие получать от жизни определенные блага, фактор оценки деятельности, заставляющий поддерживать определенное качество работы, фактор социальной значимости, как  в своем коллективе, так и в  различных общественных кругах. Материальное стимулирование способно заставить  работника за 20 минут поменять точку  зрения на противоположную, причем вполне искренне. С изменением стимулов люди «вдруг» начинают принимать в  расчет обстоятельства, которые раньше игнорировали.

Даже лояльный и грамотный  работник лучше заботится о деньгах  компании, если они связаны с его  кошельком. И задача разработки материального  стимулирования, в основном, сводится к установлению однозначной ясной  зависимости между благополучием  предприятия и благополучием  различных категорий его работников.

Системы материального стимулирования на российских предприятиях в большинстве  – продукт творчества топ-менеджеров или владельцев. Наиболее распространены три подхода к заработным платам, имеющие следующие характеристики:  

 Окладная система. 

Теоретически, должна отражать квалификацию самомотивированного  персонала. Используется обычно из других соображений – максимальной простоты расчетов. Как вариант, применяется  нерегулярная премия, начисляемая по более или менее формализованным  признакам.

Окладная система довольно статична. В большинстве случаев  работник, «добравшийся» до определенного  оклада, получает его вне зависимости  от интенсивности и качества работы. Амбициозные сотрудники, видящие  для себя перспективы роста, будут  при этом самостоятельно ставить  себе «высокую планку». Основная же масса  предпочтет комфортный режим работы. Не имея отрицательной составляющей в шкале стимулирования, окладная система требует дополнительного  управления для повышения производительности труда. Но традиционно применяемая  для этих целей аттестация на большинстве  предприятий не решает задачи снижения окладов удовлетворительно работающим сотрудникам. Кроме того, аттестация является далеко не лучшим инструментом для оценки среднего и высшего  менеджмента, от которого во многом зависит  результат.

Окладная система удовлетворительно  работает на предприятиях с низкой динамикой рынка и традиционно  стабильной культурой труда. В условиях быстрых изменений она не решает поставленных задач. 

 Непосредственная привязка  к результату.

Теоретически, должна адекватно  стимулировать полезное для предприятия  поведение работников. По сравнению  с окладной системой является лучшим рычагом управления. Проблемы практического  применения связаны с измерением результата для различных категорий  работников и с той же динамикой  рынка.

Относительно точно (если абстрагироваться от рыночных изменений) результат может быть измерен  для сотрудников сбытовых подразделений. Выплата торговым представителям премиальных  процентов от личных продаж широко практикуется российскими фирмами. Персоналом с высокой самооценкой  этот метод только приветствуется, поскольку дает возможность работнику  не зависеть от показателей фирмы  в целом (хотя для повышения эффективности  системы эту привязку надо вводить). Результат, «номинированный» в единицах маржинальной прибыли, во многих случаях  является достаточно надежной базой  стимулирования торгового персонала.

Однако уже в смежном  подразделении закупок базу привязки невозможно выстроить тем же образом. Прибыль (в данном ее понимании) образуется на момент продажи как разница  между продажной и закупочной ценой. Но если данный набор товара продает один торговый представитель, на счет которого и относится результат, то в закупке, как правило, участвуют  несколько продуктовых менеджеров, специализирующихся по направлениям. Т.к. при специализации редко случается, чтобы закупочные менеджеры занимались товарами одинаковой доходности, то симметричная привязка здесь невозможна, а изобретение искусственных коэффициентов запутывает систему и лишает ее гибкости.

Окончательный удар точной привязке к личным результатам наносит  неопределенность на уровне среднего менеджмента. Результат здесь есть продукт сотрудничества многих подразделений, и в большинстве случаев личный вклад сотрудника может быть оценен только экспертно. Поэтому на данном уровне гораздо перспективнее стимулирование от интегральных показателей – т.е. прибыли предприятия в целом  за вычетом затрат, которые находятся  в управлении данного менеджера.

Надо сказать, что попытки  ввода многоэтажных формул для расчета  личного результата буквально для  всех предприятий заканчиваются  одинаково. Все, что было действительно  точно учтено, как-то работает (хотя при многих составляющих заработной платы каждая теряет вес и стимулирующее  воздействие). Все, что недоучли или  учли неправильно, игнорируется персоналом, а потому внедряется административными  методами. При этом о росте эффективности  труда говорить не приходится. В  ряде случаев такие «детальные»  системы приводили к конфликтам в коллективе и уходу части  сотрудников.

К сожалению, трудности применения данной системы не исчерпываются  подсчетом результата. Система не предусматривает отработку рыночной динамики, из-за чего при изменении, например, цен на товар, сотрудники начинают получать неоправданно много  или мало (демотивируют, в конечном счете, оба варианта). Даже на «прозрачном» уровне торговых представителей система  даст сбой при проведении масштабной рекламной кампании (попробуйте доказать сотруднику, что рост «его» результата вызван вложением лишнего миллиона в рекламу).

При всех отмеченных недостатках, система работоспособна в определенном диапазоне задач и, будучи правильно  настроена и внедрена, способна серьезно поднять производительность труда  по сравнению с окладным подходом. (Хороший результат из опыта автора – примерно в 2 раза за год при  прочих неизменных условиях).

Привязка к плановому  результату.

Привязка к результату сотрудников выполняется аналогично предыдущей схемы. Однако в данном случае учитывается не абсолютный результат  в цифрах дохода или прибыли, а  плановый – в процентах выполнения плана по доходу или прибыли. При  неизменности самой системы, она  позволяет учесть и изменение  цен на товар, и промо-акции, и  рекламу, и реальную эффективность  обработки рынка. Привязка к плановому  результату позволяет успешно бороться с таким распространенным явлением, как «пресыщение» сотрудников. Мало кто из руководителей не сталкивался  с ситуацией, когда менеджер сбыта  или производственный работник, ориентированный  на личный результат, снижает производительность по достижении определенной выработки. Он получит субъективно достаточно, а значит – фирма недосчитается  прибыли, поскольку сотруднику она  уже не нужна. Плановая привязка зарплаты препятствует подобному поведению, т.к. недовыполнение плана может  повлечь невыплату всей переменной части вознаграждения. Аналогичным  образом торговый агент, наработав  стабильную базу покупателей, не может  перейти к тактике «снятия  сливок», т.к. с ростом рынка синхронно  увеличивается план, и для получения  неизменной зарплаты приходится, по крайней  мере, прилагать те же усилия.

В рамках данной системы легче  решается задача стимулирования планово-убыточных  подразделений и менеджеров инвестиционных проектов. Привязка к абсолютному  результату здесь часто невозможна, поскольку результат в отчетный период отрицателен или плохо  предсказуем. Премия, начисляемая на оклад в зависимости от процента выполнения плана, всегда может быть положительной величиной (или нулем).

Недостатком системы является субъективность планирования, неизбежная на начальном этапе его внедрения (на большинстве предприятий системы  планирования и стимулирования приходится вводить параллельно). Как правило, кредита доверия и авторитета руководителя достаточно для первоначального  назначения планов подразделениям, а  через пол года предприятие нарабатывает статистику и опыт планирования, позволяющие  установить объективные критерии планов.

Информация о работе Менеджмент