Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:51, реферат
Стремясь к экономическому росту, мировое сообщество провозгласило третье тысячелетие эпохой интеллектуальной собственности. Усиленное внимание современных государств к инновационной деятельности связано с тем, что наукоемкий продукт становится определяющим фактором экономического развития в XXI веке. Новая экономика основывается на знаниях, а не на расширяющемся потреблении невосполнимых природных ресурсов. Это значит, что основным капиталом любого предприятия является интеллектуальная собственность - ноу-хау, а не материальные активы и традиционные ресурсы.
В юридической науке уже длительное время ведутся дискуссии по поводу возможности и правомерности отнесения ноу-хау к интеллектуальной собственности. Термин «ноу-хау» в пер. с англ. «know-how» - «знать, как», от «знать, как делать» впервые был применен в 1916 г. в одном из судебных дел США.
ВВЕДЕНИЕ
Стремясь
к экономическому росту, мировое
сообщество провозгласило третье тысячелетие
эпохой интеллектуальной собственности.
Усиленное внимание современных
государств к инновационной деятельности
связано с тем, что наукоемкий
продукт становится определяющим фактором
экономического развития в XXI веке. Новая
экономика основывается на знаниях,
а не на расширяющемся потреблении
невосполнимых природных
В юридической
науке уже длительное время ведутся
дискуссии по поводу возможности
и правомерности отнесения ноу-
В законодательстве Украины термин «ноу-хау» четко не обозначен. Однако, несмотря на это, во многих нормативных актах он используется. Так, в соответствии с ПБУ 8 (п. 5), ноу-хау могут быть признаны нематериальными активами. Операции по продаже (приобретению) ноу-хау находят отражение в статистической отчетности (Инструкция об отчете № 5-НТ, Инструкция об отчете № 6-НТ). Термин «ноу-хау» используется в письмах и разъяснениях ГНАУ и других государственных органов.
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ НОУ-ХАУ
Ноу-хау как термин и как продукт коммерческого оборота и объект правового регулирования возник в США, но вскоре стал объектом международного оборота. В буквальном переводе с английского языка «know-how» означает «знать, как», что является сокращением выражения «знать, как это сделать». Часто употребляют понятия ноу-хау как синоним важной технической новинки, однако, это неверно.
Многочисленные попытки дать определения ноу-хау как на национальном, так и международном уровне, отдельными учеными и практиками не привели к единому пониманию ноу-хау. Обычно, в мировой практике, под ноу-хау понимаются секреты производства, административный, финансовый, коммерческий или иной опыт, практически применяемые в деятельности данной организации (фирмы, компании и т.д.), которые еще не стали всеобщим достоянием и которые могут быть реализованы на коммерческой основе. В объем ноу-хау могут включаться незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструмент, приспособления для обработки, техническая документация – формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, содержание научно исследовательских работ и их результаты, расчеты применительно к данному производству или техпомощи, данные о качестве материалов, учебные планы подготовки персонала, инструкции по эксплуатации, указания по дизайну и т.д.
Ноу-хау выступают как ценный объект, без которого в большинстве случаев невозможными является воссоздание и эксплуатация изобретений, новых технологий и т.д. В начале XX в. в международной торговле ноу-хау передавались за более чем 85 % заключенных лицензионных договоров (более 50 % - одновременно с передачей изобретения, 35 % - только на ноу-хау).
Важными предпосылками преобразования ноу-хау на объект интеллектуальной собственности являются такие: востребованность, коммерческая ценность в производстве и сбыте, пред - и послепродажном обслуживании и эксплуатации товаров и услуг; недоступность другим субъектам без согласия владельца; возможность их передачи и использования другими субъектами в конфиденциальном режиме.
Необходимо отметить, что конфиденциальность является важным признаком ноу-хау, поскольку знания и опыт как неотъемлемые составляющие интеллектуального капитала играют все более весомую роль в современной конкурентной борьбе. По мнению подавляющего большинства исследователей, в зависимости от назначения ноу-хау структурируют так: научно-технические (знания, опыт и навыки научно-исследовательских, технологических, производственных, проектных и конструкторских решений); управленческие (знания, опыт и навыки относительно структуры и методов управления, распределения обязанностей, структурных связей); коммерческие (знания, опыт и навыки, которые касаются конъюнктуры рынка, посредников, каналов сбыта, потребителей, конкурентов, организации рекламной деятельности); финансовые (знания, опыт и навыки по наиболее выгодных форм использования денежных средств, ценных бумаг, специфики налоговой системы, таможенных ограничений, форм кредитования).
К ноу-хау, как правило, относят технологические, производственные, управленческие и коммерческие секреты, в том числе профессиональный опыт сотрудников, сведения о сущности изобретения (до их официального обнародования), особенности менеджмента, кадровой политики, бизнес-процессов, политики ценообразования и др. В то же время различают: ноу-хау, неотделимы от конкретного индивида (индивидуальные навыки, профессиональный опыт, умения); ноу-хау, неотделимы от конкретного предприятия (технологии и процессы, основанные на традициях, культуре производства, бизнеса и т.д.); ноу-хау, которые можно отделить от конкретного индивида или коллектива предприятия (засекречены технические и технологические сведения, рисунки, чертежи и другие патентоспособные результаты).
В то же время к ноу-хау не могут принадлежать уставные документы предприятия, сведения отчетности, предоставляемой по установленным формам; бухгалтерская отчетность; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства.
Поскольку в большинстве случаев ноу-хау передаются вместе с изобретением, что имеет патентную защиту, наиболее распространенной является передача ноу-хау по лицензионному соглашению. В то же время сложность реализации ноу-хау связана с тем, что договор их передачи включает в себя как элементы лицензионного соглашения, так и элементы договоров купли-продажи, совместной деятельности, использование исследований и разработок и т.д.
Согласно определению Международной лиги конкурентного права ноу-хау состоят из технической, коммерческой, административной или другой информации, которая не охватывается патентами и используется во время эксплуатации определенного предприятия, осуществление информационной деятельности, к которой нет легкого доступа (секрет производства) и которая может передаваться по договору. В то же время, по мнению некоторых исследователей, ноу-хау и коммерческая тайна - понятие не столько идентичны, сколько такие, которые пересекаются. Сторонники этого мнения трактуют ноу-хау как результат творческой деятельности человека, потенциальная ценность которого не связана с конкретным бизнесом.
По их
мнению, владелец ноу-хау, в отличие
от владельца коммерческой тайны, вводит
режим ограниченного доступа
только к той их части, которая
может быть передана другим лицам
для практического
2 ПРИЗНАКИ НОУ-ХАУ
Прежде всего, отметим, что ноу-хау является нематериальным объектом. Это значит, что ноу-хау может одновременно использоваться на многих предприятиях. Примером такого ноу-хау является незапатентованное изобретение. Причины, из-за которых ноу-хау может одновременно использоваться на нескольких предприятиях, могут быть разные. Например, предприятие может самостоятельно создать ноу-хау или получить его по договору. В отличие от нематериального объекта, материальный объект, например автомобиль, может быть в определенное время только в одном месте.
Охрана
распространяется на содержание ноу-хау,
а не на форму представления
Несмотря на то, что одним и тем же ноу-хау могут одновременно владеть несколько лиц, ноу-хау является необщеизвестным, так как каждый из субъектов права на ноу-хау обеспечивает режим секретности. Принято считать, что ноу-хау является необщеизвестным, если его содержание не раскрыто для неопределенного круга лиц настолько, что есть возможность его самостоятельного использования. В неопределенный круг лиц входят лица, которым содержание ноу-хау стало известно не в связи с выполнением служебных обязанностей.
Ноу-хау обособленно от другой конфиденциальной информации. Это достигается за счет документирования информации. Принцип документирования ноу-хау позволяет идентифицировать ноу-хау, что очень важно для учета операций с ноу-хау. Для идентификации ноу-хау должно быть описано в отдельном документе, договоре или зафиксировано на любом другом материальном носителе. Эта процедура должна быть выполнена не позднее момента взятия ноу-хау на учет.
Следующим признаком является необщедоступность ноу-хау. Это значит, что к ноу-хау отсутствует свободный доступ. Ограничение доступа к ноу-хау достигается разными способами.
Так, лица, которые допущены к ноу-хау, должны быть обязаны не распространять информацию, содержащуюся в ноу-хау, лицам, служебные обязанности которых не связаны с использованием ноу-хау. Эти обязанности могут быть закреплены в трудовом договоре. Кроме того, наемный работник должен извещаться об информации, отнесенной к ноу-хау. Одной из форм извещения о конфиденциальности информация является гриф «Для служебного пользования» (п. 1 Инструкции № 1893), который проставляют субъекты права государственной и коммунальной собственности на материальных носителях с конфиденциальной информацией. Субъекты права частной собственности должны самостоятельно позаботиться о способах маркировки материальных носителей с конфиденциальной информацией.
В договоре
о передаче ноу-хау для контрагента
устанавливается обязанность по
соблюдению конфиденциальности, а также
предусматривается
Еще одним признаком ноу-хау является его оборотоспособность. Под оборотоспособностью понимается возможность извлечения из ноу-хау коммерческой выгоды в процессе экономического оборота ноу-хау. Если же оборотоспособность ноу-хау исключается, то ноу-хау не обладает коммерческой ценностью. Это значит, что это техническое, организационное и другое решение никому не нужно. В связи с этим, объект, который является необоротоспособным, не может быть признан ноу-хау.
Ноу-хау получает охрану без какой-либо регистрации. Охрана возникает автоматически при обособлении конкретной информации в виде ноу-хау и принятии мер к ее защите.
Срок охраны ноу-хау равен сроку соблюдения таких признаков ноу-хау как необщеизвестность, необщедоступность и оборотоспособность. В связи с этим срок охраны ноу-хау может быть достаточно долгим. Например, секрет изготовления экстракта для производства напитка «Кока-Кола» сохраняется в тайне с 1886 г. А секрет изготовления одеколона № 4711 (Германия) не раскрывается уже 190 лет.
3 СУБЪЕКТ ПРАВА НА НОУ-ХАУ И ЕГО ПРАВА
Необходимо отметить, что субъект права на ноу-хау обладает рядом особенностей.
Во-первых,
у ноу-хау может быть множество
субъектов права
Во-вторых,
среди правообладателей ноу-хау
отсутствует фигура автора. Разберемся
с этой особенностью субъекта права
на ноу-хау на примере служебного
изобретения, которое охраняется как
конфиденциальная информация. Понятно,
что, как и у любого другого
изобретения, у такого изобретения
есть автор, который именуется