Мероприятия по защите ноу-хау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

Стремясь к экономическому росту, мировое сообщество провозгласило третье тысячелетие эпохой интеллектуальной собственности. Усиленное внимание современных государств к инновационной деятельности связано с тем, что наукоемкий продукт становится определяющим фактором экономического развития в XXI веке. Новая экономика основывается на знаниях, а не на расширяющемся потреблении невосполнимых природных ресурсов. Это значит, что основным капиталом любого предприятия является интеллектуальная собственность - ноу-хау, а не материальные активы и традиционные ресурсы.
В юридической науке уже длительное время ведутся дискуссии по поводу возможности и правомерности отнесения ноу-хау к интеллектуальной собственности. Термин «ноу-хау» в пер. с англ. «know-how» - «знать, как», от «знать, как делать» впервые был применен в 1916 г. в одном из судебных дел США.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 34.87 Кб (Скачать файл)

Для определения  имущественных прав на ноу-хау воспользуемся  ГКУ (ст. 506). Из части 2 статьи 506 ГКУ следует, что имущественные права на ноу-хау  принадлежат лицу, правомерно определившему  информацию коммерческой тайной. Подтверждением этого факта может являться соответствующая  запись в реестре сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

С учетом части 1 статьи 506 ГКУ имущественными правами на ноу-хау являются:

1) право использования ноу-хау;

2) право распоряжаться правом использования ноу-хау;

3) право препятствовать неправомерному разглашению, сбору и использованию информации, признанной ноу-хау;

4) право раскрыть ноу-хау.

Остановимся на каждом правомочии отдельно.

Любое лицо, которому принадлежат права на ноу-хау, может использовать ноу-хау в  своих интересах. В связи с  тем, что права на ноу-хау могут  принадлежать множеству лиц, то каждое такое лицо имеет право использовать ноу-хау, не спрашивая на это разрешению у других лиц.

Второе  правомочие заключается в возможности  лица, которому принадлежат права  на ноу-хау, распоряжаться этим правом как путем передачи (отчуждения) права использования, так и путем  предоставления лицензии (разрешения) на использование ноу-хау. При отчуждении прав эти права прекращаются у  лица, их передающего, и возникают  у нового лица. При выдаче лицензии у лица, которому принадлежат права  на ноу-хау, остаются все права, оставшиеся за рамками договора. Необходимо отметить, что каждое из лиц, которому принадлежат  права на ноу-хау, имеет законное право самостоятельно распоряжаться  правами на использование ноу-хау.

В соответствии с третьим правомочием, лицо, которому принадлежат права на ноу-хау, имеет  право препятствовать неправомерному разглашению, сбору и использованию  информации, признанной ноу-хау. Это  право реализуется путем привлечения  лиц, неправомерно осуществляющих разглашение  или использование ноу-хау к  гражданско-правой защите в соответствии со статьями 16, 610, 623 ГКУ. Лица, которые  неправомерно осуществляют разглашение, сбор и использование коммерческой тайны, могут привлекаться к административной, уголовной и гражданской ответственности. Административная ответственность  может осуществляться и через  институт недобросовестной конкуренции. Этим правом на защиту может воспользоваться  любое лицо, которому принадлежат  права на ноу-хау.

Четвертое правомочие не имеет аналогов у других исключительных прав. Это правомочие заключается в возможности раскрыть сведения о ноу-хау третьим лицам. Существует две формы раскрытия  сведений о ноу-хау. Лицо, которому принадлежат  права на ноу-хау, может раскрыть сведения о ноу-хау определенному  лицу (лицам) на условиях конфиденциальности в соответствии с договором. В  этом случае ноу-хау остается необщеизвестным. Во втором случае лицо, которому принадлежат права на ноу-хау, может раскрыть сведения о ноу-хау среди неопределенного круга лиц, например, путем их публикации в открытой печати. В этом случае сведения о ноу-хау становятся общедоступными. Необходимо отметить, что раскрыть сведения о ноу-хау может любое лицо, которому принадлежат права на ноу-хау. Такие действия приведут к прекращению права на ноу-хау не только у этого лица, но и у других лиц, которым принадлежат права на ноу-хау. В этом случае все лица, которым принадлежат права на ноу-хау, должны списать нематериальный актив, которым является ноу-хау, по причине невозможности получения предприятием в дальнейшем экономической выгоды от его использования (п. 34 ПБУ 8).

 

 

4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НОУ-ХАУ

 

Ноу-хау или иначе — секреты производства определяют как информацию, выходящую за рамки общих, открытых сведений об объекте. При этом зачастую именно ноу-хау определяет наиболее эффективный способ функционирования объекта техники. Распространенным приемом предложения ноу-хау на рынок является предложение к продаже объекта техники без ноу-хау, но по пониженной цене. Если объект техники продается вместе с ноу-хау, то сумма платежей возрастает. Для покупателя бывает важно купить новую технологию с возможностью ее максимально эффективного функционирования, то есть вместе с сопутствующим ноу-хау.

Отдельным видом ноу-хау являются управленческие ноу-хау, состоящие в охраняемой коммерческой информации. Управленческие ноу-хау могут передаваться в  рамках договора франчайзинга как эффективные  приемы завоевания рынка. Охраняемая коммерческая информация представляет собой совокупность маркетинговых подходов к продвижению  товаров или услуг на рынок. Управленческие ноу-хау тесно связаны с понятием «гудвилл», что означает «доброе имя фирмы» и представляет собой совокупность наработанных в результате длительного использования маркетинговых приемов. Знания и навыки сотрудников, списки клиентов, последовательность действий на каждом рабочем месте, оптимальное расположение рабочих мест в помещениях — все это составляет управленческое ноу-хау.

Ноу-хау нельзя зарегистрировать так же как изобретение, полезную модель, товарный знак или другие подобные объекты интеллектуальной собственности. Так как такого рода регистрация в любом патентном ведомстве предполагает разглашение сути подаваемого на регистрацию технического решения как объекта интеллектуальной собственности, что сразу выводит его за рамки понятия «секрет производства», то есть «ноу-хау».

Однако  существует ряд способов, позволяющих  достаточно надежно обеспечить юридическую  защиту таких объектов. Об особенностях обеспечения юридической защиты таких объектов как ноу-хау и пойдет речь ниже.

Как правило, необходимость защиты ноу-хау возникает при комплексной передаче технологии по договорам — продаже лицензий на изобретение или полезную модель, при лицензировании инжиниринговых услуг, при передаче научно-технической документации, при заключении договоров коммерческой концессии. Составной частью такого договора может быть раздел о передаче ноу-хау и обязательствах лицензиата (стороны, покупающей технологию) не разглашать, передаваемые ему в комплекте с правами на изобретения, секреты производства — «ноу-хау».

Трудность юридической защиты ноу-хау состоит  в том, что это специфический  объект, как правило, технически очень  сложный, к которому неприменимы  типовые договора и стандартные  приемы правовой охраны.

Полноценная защита ноу-хау возможна лишь с привлечением юриста, обладающего достаточно высокой  технической подготовкой и при  этом хорошо разбирающегося в вопросах патентного права.

Организационные мероприятия по защите ноу-хау сводятся к следующим действиям, которые должен выполнять владелец секретов производства:

1) прежде всего, должен осуществляться строгий контроль за доступом сотрудников предприятия к секретам производства. Сведения о них сообщаются ограниченному числу лиц под роспись с обязательством о неразглашении указанных сведений. Как правило, в этом документе указываются паспортные данные осведомленного лица или может заключаться отдельный дополнительный договор о режиме секретности объекта техники.

2) при приеме на работу желательно в заключаемом трудовом соглашении зафиксировать режим доступа и владения секретами производства, а также обязать работника подписать обязательство о неразглашении. Иначе, после ухода с работы и при переходе на другую работу, работник может «унести» с собой секреты производства.

3) один из способов фиксирования ноу-хау — проставление на каждом листе технической документации, предназначенной для внутреннего пользования, штампа с фразой «Объект интеллектуальной собственности».

4) в некоторых случаях документы, описывающие технический секрет, укладывают в пакет, делают наклейку на конверт: «Вскрыть только по решению суда», что одновременно с подписанием обязательства о неразглашении этого секрета позволяет создать эффективный организационно-юридический механизм охраны секретов производства. Ведется учет лиц и их паспортных данных, имеющих доступ к охраняемой информации.

5) распространенным приемом предпродажной тактики является заключение опционных соглашений, то есть предварительных соглашений, предоставляющих время для принятия решения о покупке технологии. В рамках опциона могут частично передаваться сведения об объекте техники для его экспериментальной оценки на предприятии лицензиата. В случае опциона следует строго соблюдать режим секретности в отношении передаваемых ноу-хау, так как по опциону потенциальный покупатель может уяснить для себя сущность новой технологии и далее отказаться от ее покупки. Поэтому обычно опционные соглашения бывают возмездными и заключаются с приложением списка посвященных лиц, включающего не только специалистов предприятия-лицензиата, но и технический персонал, то есть абсолютно всех людей, имеющих доступ к ноу-хау.

Таким образом, можно констатировать, что при  правильно выбранной технической  политике предприятия существуют весьма эффективные способы правовой охраны ноу-хау.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Секретом  производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам; к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании; в отношении, которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Исключительное  право на секрет производства действует  до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.

В объем  ноу-хау могут включаться:

1) опытные, незарегистрированные образцы изделий, машины аппараты, отдельные детали, инструмент, приспособления для обработки;

2) техническая документация - формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследовательских работ и их результаты;

3) расчеты применительно к данному производству или технологии

4) данные о качестве материалов;

5) учебные планы для подготовки персонала;

6) инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта;

7) производственный опыт, описание технологий;

8) практические указания по дизайну, технические рецепты, данные по планированию и управлению производством и т.д.

Перечень сведений, составляющих ноу-хау определяется руководителем предприятия. Перечень сведений, которые не могут составлять ноу-хау определяется правительством страны.

Ноу-хау нельзя зарегистрировать так же как изобретение, полезную модель, товарный знак или другие подобные объекты интеллектуальной собственности. Так как такого рода регистрация в любом патентном ведомстве предполагает разглашение сути подаваемого на регистрацию технического решения как объекта интеллектуальной собственности, что сразу выводит его за рамки понятия «секрет производства», то есть «ноу-хау».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Амелина К.Е. Понятие «ноу-хау»//Внешнеторговое право. 2006. – 144с.

2. Ионова О.В. Обеспечение прав на секреты производства (ноу-хау). М.: ВНИИПИ, 1994. – 86с.

3. Штумпф Г. Договор о передаче ноу-хау. М.: Прогресс, 2006.  - 375с.

4. Зенин И.А. Коммерческая тайна и ноу-хау//3аконодательство, 2005. № 12.

 

 


Информация о работе Мероприятия по защите ноу-хау