Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:51, реферат
Стремясь к экономическому росту, мировое сообщество провозгласило третье тысячелетие эпохой интеллектуальной собственности. Усиленное внимание современных государств к инновационной деятельности связано с тем, что наукоемкий продукт становится определяющим фактором экономического развития в XXI веке. Новая экономика основывается на знаниях, а не на расширяющемся потреблении невосполнимых природных ресурсов. Это значит, что основным капиталом любого предприятия является интеллектуальная собственность - ноу-хау, а не материальные активы и традиционные ресурсы.
В юридической науке уже длительное время ведутся дискуссии по поводу возможности и правомерности отнесения ноу-хау к интеллектуальной собственности. Термин «ноу-хау» в пер. с англ. «know-how» - «знать, как», от «знать, как делать» впервые был применен в 1916 г. в одном из судебных дел США.
Для определения имущественных прав на ноу-хау воспользуемся ГКУ (ст. 506). Из части 2 статьи 506 ГКУ следует, что имущественные права на ноу-хау принадлежат лицу, правомерно определившему информацию коммерческой тайной. Подтверждением этого факта может являться соответствующая запись в реестре сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.
С учетом части 1 статьи 506 ГКУ имущественными правами на ноу-хау являются:
1) право использования ноу-хау;
2) право распоряжаться правом использования ноу-хау;
3) право препятствовать неправомерному разглашению, сбору и использованию информации, признанной ноу-хау;
4) право раскрыть ноу-хау.
Остановимся на каждом правомочии отдельно.
Любое лицо, которому принадлежат права на ноу-хау, может использовать ноу-хау в своих интересах. В связи с тем, что права на ноу-хау могут принадлежать множеству лиц, то каждое такое лицо имеет право использовать ноу-хау, не спрашивая на это разрешению у других лиц.
Второе правомочие заключается в возможности лица, которому принадлежат права на ноу-хау, распоряжаться этим правом как путем передачи (отчуждения) права использования, так и путем предоставления лицензии (разрешения) на использование ноу-хау. При отчуждении прав эти права прекращаются у лица, их передающего, и возникают у нового лица. При выдаче лицензии у лица, которому принадлежат права на ноу-хау, остаются все права, оставшиеся за рамками договора. Необходимо отметить, что каждое из лиц, которому принадлежат права на ноу-хау, имеет законное право самостоятельно распоряжаться правами на использование ноу-хау.
В соответствии
с третьим правомочием, лицо, которому
принадлежат права на ноу-хау, имеет
право препятствовать неправомерному
разглашению, сбору и использованию
информации, признанной ноу-хау. Это
право реализуется путем
Четвертое
правомочие не имеет аналогов у других
исключительных прав. Это правомочие
заключается в возможности
4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НОУ-ХАУ
Ноу-хау или иначе — секреты производства определяют как информацию, выходящую за рамки общих, открытых сведений об объекте. При этом зачастую именно ноу-хау определяет наиболее эффективный способ функционирования объекта техники. Распространенным приемом предложения ноу-хау на рынок является предложение к продаже объекта техники без ноу-хау, но по пониженной цене. Если объект техники продается вместе с ноу-хау, то сумма платежей возрастает. Для покупателя бывает важно купить новую технологию с возможностью ее максимально эффективного функционирования, то есть вместе с сопутствующим ноу-хау.
Отдельным
видом ноу-хау являются управленческие
ноу-хау, состоящие в охраняемой
коммерческой информации. Управленческие
ноу-хау могут передаваться в
рамках договора франчайзинга как эффективные
приемы завоевания рынка. Охраняемая коммерческая
информация представляет собой совокупность
маркетинговых подходов к продвижению
товаров или услуг на рынок. Управленческие
ноу-хау тесно связаны с
Ноу-хау нельзя зарегистрировать так же как изобретение, полезную модель, товарный знак или другие подобные объекты интеллектуальной собственности. Так как такого рода регистрация в любом патентном ведомстве предполагает разглашение сути подаваемого на регистрацию технического решения как объекта интеллектуальной собственности, что сразу выводит его за рамки понятия «секрет производства», то есть «ноу-хау».
Однако существует ряд способов, позволяющих достаточно надежно обеспечить юридическую защиту таких объектов. Об особенностях обеспечения юридической защиты таких объектов как ноу-хау и пойдет речь ниже.
Как правило, необходимость защиты ноу-хау возникает при комплексной передаче технологии по договорам — продаже лицензий на изобретение или полезную модель, при лицензировании инжиниринговых услуг, при передаче научно-технической документации, при заключении договоров коммерческой концессии. Составной частью такого договора может быть раздел о передаче ноу-хау и обязательствах лицензиата (стороны, покупающей технологию) не разглашать, передаваемые ему в комплекте с правами на изобретения, секреты производства — «ноу-хау».
Трудность юридической защиты ноу-хау состоит в том, что это специфический объект, как правило, технически очень сложный, к которому неприменимы типовые договора и стандартные приемы правовой охраны.
Полноценная защита ноу-хау возможна лишь с привлечением юриста, обладающего достаточно высокой технической подготовкой и при этом хорошо разбирающегося в вопросах патентного права.
Организационные мероприятия по защите ноу-хау сводятся к следующим действиям, которые должен выполнять владелец секретов производства:
1) прежде всего, должен осуществляться строгий контроль за доступом сотрудников предприятия к секретам производства. Сведения о них сообщаются ограниченному числу лиц под роспись с обязательством о неразглашении указанных сведений. Как правило, в этом документе указываются паспортные данные осведомленного лица или может заключаться отдельный дополнительный договор о режиме секретности объекта техники.
2) при приеме на работу желательно в заключаемом трудовом соглашении зафиксировать режим доступа и владения секретами производства, а также обязать работника подписать обязательство о неразглашении. Иначе, после ухода с работы и при переходе на другую работу, работник может «унести» с собой секреты производства.
3) один из способов фиксирования ноу-хау — проставление на каждом листе технической документации, предназначенной для внутреннего пользования, штампа с фразой «Объект интеллектуальной собственности».
4) в некоторых случаях документы, описывающие технический секрет, укладывают в пакет, делают наклейку на конверт: «Вскрыть только по решению суда», что одновременно с подписанием обязательства о неразглашении этого секрета позволяет создать эффективный организационно-юридический механизм охраны секретов производства. Ведется учет лиц и их паспортных данных, имеющих доступ к охраняемой информации.
5) распространенным приемом предпродажной тактики является заключение опционных соглашений, то есть предварительных соглашений, предоставляющих время для принятия решения о покупке технологии. В рамках опциона могут частично передаваться сведения об объекте техники для его экспериментальной оценки на предприятии лицензиата. В случае опциона следует строго соблюдать режим секретности в отношении передаваемых ноу-хау, так как по опциону потенциальный покупатель может уяснить для себя сущность новой технологии и далее отказаться от ее покупки. Поэтому обычно опционные соглашения бывают возмездными и заключаются с приложением списка посвященных лиц, включающего не только специалистов предприятия-лицензиата, но и технический персонал, то есть абсолютно всех людей, имеющих доступ к ноу-хау.
Таким образом,
можно констатировать, что при
правильно выбранной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам; к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании; в отношении, которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
В объем ноу-хау могут включаться:
1) опытные, незарегистрированные образцы изделий, машины аппараты, отдельные детали, инструмент, приспособления для обработки;
2) техническая документация - формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследовательских работ и их результаты;
3) расчеты применительно к данному производству или технологии
4) данные о качестве материалов;
5) учебные планы для подготовки персонала;
6) инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта;
7) производственный опыт, описание технологий;
8) практические указания по дизайну, технические рецепты, данные по планированию и управлению производством и т.д.
Перечень сведений, составляющих ноу-хау определяется руководителем предприятия. Перечень сведений, которые не могут составлять ноу-хау определяется правительством страны.
Ноу-хау нельзя зарегистрировать так же как изобретение, полезную модель, товарный знак или другие подобные объекты интеллектуальной собственности. Так как такого рода регистрация в любом патентном ведомстве предполагает разглашение сути подаваемого на регистрацию технического решения как объекта интеллектуальной собственности, что сразу выводит его за рамки понятия «секрет производства», то есть «ноу-хау».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амелина К.Е. Понятие «ноу-хау»//Внешнеторговое право. 2006. – 144с.
2. Ионова О.В. Обеспечение прав на секреты производства (ноу-хау). М.: ВНИИПИ, 1994. – 86с.
3. Штумпф Г. Договор о передаче ноу-хау. М.: Прогресс, 2006. - 375с.
4. Зенин И.А. Коммерческая тайна и ноу-хау//3аконодательство, 2005. № 12.