Место и роль России в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты внешней торговли
1.1 Место международной торговли в системе международных экономических отношений
Товарная и географическая структура мировой торговли
2. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

международная_торговля.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

                                                             (РГГУ)

                                         Филиал РГГУ в г. Великий Новгород

Направление

подготовки 080200 Менеджмент

Степанова Валерия Викторовна

 

Место и роль России в международной торговле

       Контрольная работа по дисциплине «Международная торговля»

студентки 4-го курса заочного отделения группы 1112с

 

 

 

 

 

 

 

Проверила:

______________

 

Слупицкий С.В. к.э.н.

                                                                          

               

 

 

 

Великий Новгород

                  2015

 

 

Введение

1. Теоретические аспекты внешней торговли

1.1 Место международной  торговли в системе международных  экономических отношений

    1. Товарная и географическая структура мировой торговли

2. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.

Таким образом, целью данной работы является определение роли России в мировой торговле. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: определение динамики и товарной структуры внешней торговли, обозначит позиции России на мировом рынке сырьевых товаров и на рынке услуг; определение проблем и перспектив участия России в мировой торговле.

 1. Теоретические аспекты международной торговли

1.1 Место международной  торговли в системе международных экономических отношений

Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т. е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.

Международная торговля -- это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля -- это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля -- это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин "внешняя торговля" применим только к отдельно взятой стране.

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

1)на мировой рынок  поступают только конкурентоспособные  товары;

2)действуют мировые  цены, в основе которых лежит  интернациональная стоимость (образуется  при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);

он в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК);

решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т. п.);

5)расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.

В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков -- экспорт и импорт.

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах РОВ; учет импортных поставок -- в ценах СIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как: стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления;

внешняя торговля импорт экспорт

1.2 Товарная  и географическая структура мировой  торговли

Товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг;

Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура -- данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура -- данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти). Ориентируясь на эти характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития международной торговли, структура субъектов, участвующих в ней, и классификация объектов, являющихся предметом международной купли-продажи.

Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. "большая семерка"), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).

Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК).

Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

В условиях информационного общества и усиления конкуренции, когда значение вышеперечисленных конкурентных преимуществ снижается, особое значение в качестве конкурентного преимуществе приобретает информация. Обладая полными и достоверными сведениями о своих клиентах и конкурентах, передовых технологиях, можно в значительной мере оптимизировать конкурентную стратегию и повысить ее эффективность. Наличие точной и полной информации позволяет усилить классические конкурентные преимущества.

Сферы развития конкурентоспособности России. При развитии конкурентоспособности экономическая политика государства должна использовать следующие сферы:

- Ценовая конкурентоспособность. Она сочетает в себе два  аспекта: уровень валютного курса  и стоимость рабочей силы. Это - традиционные факторы, определяющие  конкурентоспособность экономики, которые до сих пор считаются многими исследователями единственными. Это действительно центральная тема для России поскольку у нас политика валютного курса до сих пор является основным инструментом экономической политики. Однако не следует забывать, что это не единственное измерение конкурентоспособности, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, экономическая теория показала, что она может использоваться в течение короткого периода для исправления временных искажений или получения временных выгод, однако не может быть инструментом экономической политики в долгосрочной перспективе. Во-вторых, она может привести к сосредоточению на макроэкономических инструментах и пренебрежению структурными реформами, необходимыми, чтобы гарантировать устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Так или иначе, ценовая конкурентоспособность является ключевым измерением общей конкурентоспособности экономики, особенно в периоды догоняющего развития;

- Производительность. Она  является одним из главных  показателей промышленности. Только Развитая экономика способна показывать высокую производительность во всех ее отраслях: от сырьевых до отраслей, активно использующих результаты последних НИОКР. Повышение производительности в нашей стране возможно, в основном, благодаря грамотно разработанной и профессионально осуществляемой промышленной политики.

Следует также заметить, что в рентной экономике, построенной на использовании природных богатств, роль инициативной политики развития или промышленной политики более важна, чем в стандартных экономических условиях, поскольку эта политика должна компенсировать такую патологию, которая затрагивает нерентные (несырьевые) секторы производства товаров широкого спроса. Сам по себе частный сектор не в состоянии генерировать эти дополнительные ресурсы, необходимые для диверсификации экономики. Поэтому государство должно здесь играть активную роль, понимая, что эта роль должна быть максимально простой и понятной во избежание коррупционных проблем, которые, как правило, сопровождают экономики, основанные на природной ренте. В России существует еще достаточное пространство для такой роли и для создания позитивных внешних факторов.

Для России характерно довольно необычное размещение промышленных отраслей, которые полярно специализированы в отношении добавленной стоимости: огромный выпуск сырьевой продукции, с одной стороны, и в то же время ряд в высшей степени наукоемких отраслей (оборонная, аэрокосмическая промышленность). Однако по срединной части этой шкалы промышленное производство находится на довольно низком, а иногда на просто очень низком уровне. Это, безусловно, последствие централизованного планирования в Советском Союзе, при котором приоритет отдавался энергетике, металлургии и оборонной промышленности, тогда как большинство отраслей, ориентированных на конечное потребление, оставалось на заднем плане.

Естественной промышленной стратегией для России должно быть:

- консолидация и укрепление  основных экспортных секторов (источник  средств);

- поощрение, когда предоставляется  возможность, замещения экспорта в отраслях, более всего страдающих от дефицита торгового баланса;

- создание новых экспортных  направлений в видах на будущее.

2. Свободная торговая  зона между Россией и Европейским  союзом

Современная модель отношений России и ЕС формируется в новых международных условиях, которые характеризуются глобальными экономическими процессами и предстоящим вступлением РФ в ВТО. Это обеспечивает России дополнительные возможности в выборе новой стратегии отношений с данной интеграционной группировкой. Сегодня сотрудничество с Европейским Союзом необходимо. Если этого не будет, то европейская интеграция, «вызывающая к жизни фундаментальные сдвиги в экономике, политике, законодательной базе и юридической практике все большего числа стран, грозит нам изоляцией».

Можно со всей определенностью сказать, что Европейскому союзу, как более сильному экономическому субъекту, создание зоны свободной торговли принесет только выгоды. Для России же все не так однозначно, поскольку ее конкурентные позиции по отношению к гипотетическим будущим партнерам по ЗСТ весьма уязвимы. Положительных результатов Москве можно ожидать разве что в среднесрочной перспективе, а отрицательных - немедленно, тогда как ЕС сразу же и без какого-либо предварительного ущерба извлечет значительную пользу от образования ЗСТ с Российской Федерацией.

Освобождение на короткий период времени взаимной торговли промышленными товарами от различных тарифных и нетарифных ограничений даст Евросоюзу асимметричные конкурентные преимущества. Баланс ожидаемых последствий будет для нас, по всей вероятности, отрицательным.

Информация о работе Место и роль России в международной торговле