Место и значение решений в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 05:42, курсовая работа

Описание работы

В зарубежной литературе об управлении уже 15 лет используется понятие «адаптивная корпорация», то есть это компания, которая в наибольшей степени способна отвечать постоянно изменяющимся требованиям рынка. Но такая корпорация должна иметь и сопутствующий состав бизнес-единиц, и адаптивную» организационную структуру управления, и «адаптивный» менеджмент. В свою очередь, создание такой корпорации и «адаптивность» важнейших составляющих ее системы управления – это одновременно и результат оптимальных управленческих решений, и условия принятия таких решений, что подтверждает актуальность выбранной темы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………
1.Значение решений в управлении организацией..………….…………………...........
1.1. Процесс принятия управленческого решения……………………...……………..
1.2. Оптимизация управленческих решений………………………………...………..
1.3. Виды управленческих решений, принимаемых на предприятии………………..
2.Место процесса РПУР в управлении организацией………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………………...

Файлы: 1 файл

методы принятия управленческих решений.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Реализация решений может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке  с целью устранения каких –  либо отклонений или учета новых  факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

Некоторые решения, как  правило, типичные, повторяющиеся, могут  быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определенному  алгоритму. Другими словами, формализованные решения – это результат выполнения заранее определенной последовательности действий.

Формализация принятия решений повышает эффективность  управления в результате снижения вероятности  ошибки и экономии времени: не нужно  заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решение для определенных, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.

В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.

Принимая различные  решения каждый день, мы начинаем действовать настолько механически, что уже не замечаем процессы, которые предшествуют принятию самого решения. В повседневной жизни между осознанием нами какой-то проблемы и ее разрешением проходят доли секунды, и мы зачастую не можем сказать, почему мы поступили именно так, а не иначе. Это объясняется тем, что если проблема возникает очень часто и каждый раз она решается одинаково, то алгоритм ее решения уже становится программой, которую наш мозг выполняет автоматически.

Но большинство проблем, которые встречается в работе менеджера, не так часто повторяются, и поэтому их решения являются тоже своего рода проблемой выбора, который совершить не всегда легко.

Решение – это выбор  одной из альтернатив, которые имеются  для решения какой-то проблемы.

В свою очередь, проблема – это ситуация, представляющая собой препятствие к достижению целей, поставленных организаций. Если бы жизнь была монотонна и предсказуема, то не возникло бы ни каких проблем и не пришлось бы принимать решения по их преодолению. Но, к сожалению, - а может быть, и к счастью – нельзя сразу предугадать, как сложиться та или иная ситуация, и поэтому в процессе планирования нельзя учесть все отклонения желаемой ситуации от действительной. В результате этих отклонений и появляются проблемы. Принятие неэффективных решений – часто результат отсутствия навыков мысль логично. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу. Цель принятия решения – сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата.

В своей книге «Философия принятия профессиональных решений» Бен  Хайэрс предлагает следующие этапы.

1. Правильная формулировка  вопроса. Часто вопросы бывают  неполными.

Менеджер должен убедиться, что:

- не слишком упростил  вопрос для того, чтобы помочь себе принять простое решение; 
- не допустил, чтобы краткосрочное соображение доминировало над среднесрочными и долгосрочными;

- полностью исследовал  вопрос с целью удостовериться , что все предположения обстоятельно  уяснены, а скрытые аспекты выявлены;

- обдумал эту проблемы  всесторонне и глубоко; собрал  все относящиеся к этому вопросу  факты и точки зрения.  

2. Выбор альтернатив.

Необходимо выдвигать  как можно больше идей. В процессе принятия решений обязательно должна быть «пустая трата времени», потому что можно высказать гораздо больше идей, чем их использовать. Но выражение «пустая трата времени» является ошибочным, так как исследование широкого диапазона выбора важно для успешного принятия решений. Чем шире выбор, тем больше возможностей для принятия эффективного решения.

3. Последствие.

Любое решение базируется на риске и вероятности, потому что  мы не можем предвидеть все, что случиться. Мы можем только размышлять о том, что может произойти. Важно делать так, чтобы мы могли предвидеть вероятность последствия ряда выбранных возможностей. Мы можем достоверно оценить потенциальную эффективность одного решения по отношению к другому, когда результаты уже определены и оценены.

4. Решение.

Опыт, воображение и  разум, - все играют роль в принятии решений. Опыт дает на образцы и прецеденты, на которых можно учиться. Воображение очень важно для создания возможностей выбора, а также для того, чтобы предвидеть последствия и подготовить возможные планы на непредусмотренный случай после принятия решения.

5. Последующие мероприятия.

Все решения должны соблюдаться. Маловероятно, что пойдет все полностью плану. Должны быть произведены уточнения  или приняты планы непредвиденных обязательств, чтобы успешно преодолеть все неожиданности.

История показывает много случаев, когда принятие ответственного решения в критический момент спасало фирму от разорения. Но с другой стороны, и принятие не верного решения может иметь самые плачевные последствия.

Никогда не следует медлить в  принятии решений, а то благоприятная ситуация для принятия решения может обернуться так, что любые действия не будут опережать развитие ситуации, а будут только ответом на произошедшее. Поэтому опытный менеджер должен обладать профессиональной интуицией, которая, безусловно, вырабатывается только в процессе работы.

На принимающего решения оказывают  влияния и психологические факторы, которые следовало бы игнорировать и учитывать только то, что может  принести прибыль фирме.

Большое значение имеют  прошлые ошибки менеджера. Которые  он не осмеливается признать и поэтому они оказывают влияния на последующее его решение. Так большое психологическое влияние оказывают безвозвратные затраты, которые не вернешь и в будущем они не будут приносить прибыль. Поэтому менеджерам при принятии решений следует учитывать, сколько это принесет прибыли в будущем, а не, сколько денег уже затрачено на это в прошлом.

В нашей повседневной жизни нам тоже следует придерживаться этого принципа. Если мы сейчас покупаем. Например, компьютер, то на решение  в будущем о покупке нового компьютера на нас не должно оказывать влияния цена, за которую мы купили старый. Мы должны только учитывать, сколько прибыли сможет принести нам новый компьютер по сравнению с прибылью, которую приносит сейчас старый.

 

1.3. Виды управленческих решений, принимаемых на предприятии.

 

Выработка и принятие решений – это творческий процесс  в деятельности руководителей любого уровня, как уже было отмечено выше, включающий:

- выработку и постановку цели;

- изучение проблемы на основе получаемой информации;

- выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого решения;

- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формирование оптимального решения; принятие решения;

- конкретизация решения для его исполнителей.

В процессе принятия решений  чаще всего человек выступает  в качестве эксперта, то есть профессионала  в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями все люди, включенные в этот процесс. В нашей работе решение принимаются специально созданной малой группой экспертов, члены которой формально имели равные права.  Главное в деятельность данной группы было достигнуть согласия при выработке совместных решений.

При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск, который характеризует определенность в прогнозировании результата.

Решения принимаются  в разных обстоятельствах риска. С течением времени ситуация обычно изменяется. Причем она сожжет меняться настолько, что выработанные ранее  критерии принятия решения станут непригодны. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основаны решения, не устарели.

 

 

2. Место процесса  РПУР в управлении организацией.

Существует несколько точек  зрения на место процесса РПУР в управлении организацией. Из всех подходов можно выделить два наиболее часто встречающихся, которые определяют процесс РПУР как:

• связующее звено, важную часть  для выполнения всех других функций  управления (планирование, организация, мотивация, контроль).

В рамках каждой управленческой функции  принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции;

• управление есть совокупность циклических  действий по разработке

и принятию управленческих решений.

Решения, типичные для функций управления:

Планирование:

1. Выбор миссии.

2. Выработка предложений о ситуации  в будущем.

3. Определение целей.

4. Выбор стратегии по достижению  поставленных целей.

5. Формирование мероприятий по  реализации стратегии.

Организация:

1. Адаптация организационной структуры под новые цели и задачи.

2. Рационализация распределения  задач, обязанностей и прав.

3. Кадровые решения: найм и  увольнение, создание резерва на  выдвижение, повышение квалификации.

Мотивация:

1. Разработка системы оплаты  труда и премирования, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации.

2. Выбор социальных методов стимулирования  эффективности труда.

3. Создание надлежащего морального  климата в организации.

4. Разработка мероприятий по  эффективному использованию факторов корпоративной культуры.

Контроль:

Создание системы контроля: выбор  методов учета, анализа и внесения корректив для всех видов контроля (предварительного, текущего и заключительного).

Таким образом, управленческие решения  выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую (субъект на объект управления), что в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей. РПУР представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации, либо какой-то возможности, и заканчивается выбором решения – действия по устранению проблемной ситуации либо снижением ее остроты или использованием возможности.

Классификация УР необходима для определения общих и конкретно специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.

Классификаций управленческих решений  много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

1. По продолжительности действия:

• оперативные;

• тактические;

• стратегические.

2. По числу альтернатив:

• бинарное решение (имеются две  альтернативы действия – «да» или «нет»);

• малоальтернативное (рассматривается  малочисленный набор альтернатив);

• многоальтернативное (имеется очень  большое, но конечное число альтернатив);

• непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).

3. По субъекту, принимающему решения:

• индивидуальные;

• групповые.

4. По сфере действия (технические, экономические, социальные, политические и др.).

5. По степени неопределенности (полноты информации):

• решения в условиях определенности;

• решения в условиях риска (вероятностной  определенности);

• решения в условиях неопределенности.

6. По степени сложности подготовки  управленческого решения:

• стандартные или программируемые;

• нестандартные или непрограммируемые.

7. По степени уникальности:

• новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) – это когда требуется  предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые  разрабатывать;

• рутинные.

8. По подходу к принятию решения:

• интуитивные;

• основанные на суждении;

• основанные на рациональности.

9. По форме отражения (план, программа,  приказ, указание).

10. По типу личности менеджера,  принимающего решения:

• импульсивные – авторы этих решений  легко генерируют самые разнообразные  идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока», «рывками»;

Информация о работе Место и значение решений в управлении организацией