Метод сценарного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:46, реферат

Описание работы

Сценарий – это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию (образу организации в будущем). Как правило, сценарии представляют собой качественное описание, хотя и детализированное, содержащее отдельные количественные оценки. Этим они отличаются от обычных прогнозов, в большинстве которых упор делается на количественные показатели.

Файлы: 1 файл

Метод сценарного планирования.docx

— 25.95 Кб (Скачать файл)

Сценарий – это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий  и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому  конечному состоянию (образу организации  в будущем). Как правило, сценарии представляют собой качественное описание, хотя и детализированное, содержащее отдельные количественные оценки. Этим они отличаются от обычных прогнозов, в большинстве которых упор делается на количественные показатели.

Сценарии развития разрабатываются  для отраслей, организации в целом  и их стратегических хозяйственных  подразделений, функциональных зон  деятельности, важнейших факторов окружающей среды, рынков. Этот метод весьма полезен  при выборе миссии и целей организации, определении стратегии развития, при прогнозировании на 10—20 лет, когда теряют свое значение сегодняшние  достижения и возрастает спектр новых  возможностей.

Сценарии должны из настоящей  ситуации развить картины будущего организации. Работа эта ведется  систематически и с учетом основополагающего  принципа стратегического управления – альтернативности выбора. Поэтому  разрабатывается не один сценарий, а несколько вариантов, что позволяет  руководителям организации видеть возможные последствия выбора того или иного направления развития. В демонстрации множества картин будущего и вариантов развития и  состоит цель метода сценариев.

Возможна разработка двух типов сценариев. Первый тип сценариев  содержит описание последовательности шагов, ведущих к прогнозируемому  состоянию (образу) организации, а также  факторов и событий, оказывающих  решающее влияние на этот процесс. Второй тип сценариев содержит описание возможных последствий для организации, если она достигнет прогнозируемого  желаемого образа. Существует несколько  подходов к разработке сценариев, но все они предполагают три общих  положения.

1. Исходным пунктом разработки «сценариев будущего» всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации организации. Такая оценка ведет к пониманию динамики воздействующих факторов: значение каких факторов падает и каких возрастает по всему временному горизонту.

2. Для воздействующих факторов с неопределенными тенденциями развития должны быть выполнены специальные прогнозы и сделаны рациональные предложения экспертов.

3. Должно быть разработано множество альтернативных «сценариев будущего», представляющих собой определенную логическую картину. При этом должно соблюдаться обязательное условие – альтернативные сценарии не должны содержать противоречий, т. е. взаимоисключающих шагов и событий.

Известно, что до последнего времени методологию «сценариев будущего» использовали исключительно  крупные организации, в том числе  в различных областях науки, техники  и экономики России. В настоящее  время сценариям уделяется все  большее внимание, их начинают использовать в планировании деятельности средние  организации.

Основным смыслом сценарного планирования является конструирование, создание различных «историй», различных  и одинаково правдоподобных вариантов  развития будущего, которые являются хорошо структурированными и логичными. Таким образом, стратегия перестает  быть жестким планом и приобретает  необходимую гибкость для того, чтобы  организация оставалась успешной при  различных вариантах развития будущего. Мировые лидеры отходят от соблазнов  делать ставку только на наиболее вероятные  прогнозы.

В сценарном планировании рассматриваются ситуации, когда  в силу одновременного изменения  многих факторов, характер которого заранее  неизвестен, возможно возникновение различных ситуаций, в которых может оказаться изучаемый объект.

Поэтому составление сценария обычно начинают с выявления относительно простых признаков ситуации, переходя в дальнейшем к более сложным  и более специализированным признакам  по отношению к данной ситуации. Учитывая характер зависимостей, описываемых  с их помощью, в процессе анализа  происходит корректировка этих признаков, позволяющая более точно описать  данную ситуацию или изучаемый объект. Также необходимо учесть тот факт, что с течением времени происходят изменения не только системы, но и  внешней среды, появляются новые  технологии, открываются новые месторождения, происходит рост потребительского спроса (например, за счет увеличения населения  или его доходов) и т.п.

 

 

Установление  целей, задание основных параметров, идентификация ключевых вопросов

Очень многое в обеспечении  успешности сценарного планирования зависит  от первого этапа, заключающегося в  определении границ и установлении фокуса сценариев. Команда консультантов  вместе с командой клиента еще  до начала работ должны определиться в следующих вопросах:

    • каков оптимальный для данной компании (отрасли) временной горизонт сценариев;
    • каков географический масштаб сценариев;
    • для каких бизнес объединений, бизнес единиц или продуктов разрабатывается проект;
    • установление неизбежных границ для будущего плана;
    • установление временных рамок и обязательств для разработчиков.

Одним из условий успешного  использования сценарного подхода  является выделение центральных  вопросов. Например, таких как следует ли заниматься новым видом деловой активности, следует ли приобретать новый бизнес или запускать новую линию продукции, следует ли инвестировать в модернизацию производства. В процессе осмысления подобных вопросов выбирается наиболее важные из них, задавая таким образом отчетливую определенную рамку для всей работы со сценариями. Следует подчеркнуть, что далеко не для каждого случая, не для каждой отрасли, не для каждой компании сценарии должны быть сфокусированы на предполагаемых типах решений. Тем не менее, сценарии являются наиболее мощным инструментом изучения самых важных областей рисков и возможностей. Опыт показывает, что легче всего искать ответы на вопросы о выходе на новые рынки и инвестиции в новые продукты и технологии. Наиболее сложно искать ответ на вопрос, каким будет бизнес-портфель организации. Сценарии должны быть изначально сфокусированы вокруг вопросов изменения «бизнес-идеи»- будущей успешной модели бизнеса, позволяющей через предоставление большей ценности клиенту за счет лучших ключевых компетенций зарабатывать прибыль, обеспечивающую выживание и развитие организации.

На этом этапе критически важно организовать интервью с собственниками, менеджерами, в которых необходимо выяснить их точку зрения на то, какие  вопросы в развитии компании являются наиболее важными, какие типы решений  необходимо принять в результате предстоящей работы. В интервью также  желательно выяснить наиболее важные источники информации для последующего анализа и отобрать участников для  будущих мозговых штурмов. В заключении этого этапа необходимо предоставить собственникам и руководителям обратную связь, в которой делается заключение по результатам идентификации ключевых вопросов, после чего придти к взаимному соглашению по этому вопросу.

 

Выделение ключевых и неопределенных факторов со стороны внешнего окружения

Задачей объединенной команды  разработчиков на этом этапе является выделение тех вопросов (факторов) которые будут иметь наиболее значительное влияние на будущее;

    • установление наиболее важных факторов и тенденций, которые будут оказывать влияние на бизнес;
    • разделение предопределенных элементов от неопределенных факторов;
    • установление взаимоотношений между двумя группами этих критических факторов;

Полезен на этой стадии поиск  ответов на такие типовые вопросы: в какой степени отдельные силы усиливают друг друга: действуют независимо или мешают друг другу, в каком виде проявляется каждое усиление, независимость или противоречие.

В сценарном планировании на этом этапе используются такие  хорошо известные специальные методы, как PEST-анализ, который изучает политические, социальные, экономические, технологические  изменения окружающей среды, анализ поля сил, матрицы влияния на ситуацию, анализ корневых причин, и общие - системный  подход (системная динамика), диалектическая логика. Следует подчеркнуть, что  последние на этом этапе используются в целях выделения и анализа  ключевых и неопределенных факторов, влияющих на бизнес систему, а на двух последующих этапах они используются уже для «сборки» и синтеза  в построении и очищении сценариев.

Создание  базовой логики сценариев

Существует несколько  методов создания базовой логики сценариев. Их можно разделить индуктивные  и дедуктивные. Среди индуктивных  наиболее известны метод «знаковых» событий и метод модификации  официального будущего. К дедуктивным относится метод построения сценарных матриц.

Метод «знаковых» событий  предполагает поиск ответов на такие  вопросы:

    • какие наиболее важные события могут повлиять на наш бизнес;
    • к чему могут привести такие события;
    • какая вероятная цепочка обстоятельств может привести к таким событиям;

Из ответов на эти вопросы  команда может построить схемы, карты, описание историй будущего, которые  определят многие стратегические решения  настоящего. Такой подход требует  чрезвычайно высокой открытости мышления и хороших творческих возможностей у членов команды.

Техника модификации «официального  будущего» основана на выделении  наиболее важных компонентов из официальных  планов и программ, аналитических  материалов и прогнозов. Из них выделяется официальная трактовка движущих сил и неопределенностей. После  этого, проводится мозговой штурм, в  котором рассматриваются другие версии, отличающиеся от «официальных историй» о будущем.

Построение сценарных  матриц может осуществляться в разных вариантах. Наиболее простыми и популярными  являются техники GBU и BEAR. В первом методе сценарии фокусируются вокруг наиболее желательных, нежелательных и опасных  вариантах развития событий. BEAR метод  концентрируется на уровнях изменений: низком, среднем и высоком - в экономике, демографических особенностях, потребительском  спросе и т.д. Часто используемой разновидностью также является построение «два на два» сценарных матриц.

Построение логики сценариев  является творческим процессом. Здесь  очень важным является квалификация консультантов, их опыт в использовании  разных теоретических конструктов  и методологии в помощи клиентской команде в построении новых ментальных моделей и каркасов историй.

Наполнение  и очищение грубых сценариев

На указанном этапе  скелеты сценариев приобретают  плоть, превращаясь в связанные  логические «истории о будущем». В  них рассматриваются следующие  инструменты: системный подход, метод  построения рассказов или историй, учет характеристик лидеров, рассмотрение победителей и проигравших в  рыночной конкуренции, кризисы и  вызовы, хорошие и плохие новости, эволюционные и революционные изменение, тектонические сдвиги, безграничные возможности и непрерывный транзит и некоторые другие.

Метод «построение рассказов» по своей сути близок к методу знаковых событий и является его логическим продолжением и расширением. В группой работе объединенной командой разработчиков осуществляется поиск ответов на следующие вопросы - какова стартовая точка разворачивания событий по тому или иному сценарию; какая последовательность событий, влияющая на наш бизнес, произойдет в случае наступления того или иного сценария; как будут взаимодействовать изменяющиеся части отрасли; как будут комбинироваться элементы базовой логики в каждом из вариантов; что необходимо, чтобы поставить окончательную точку в сценарии. Наиболее значимым вопросом в построении и наполнении рассказов является вопрос – что если?

Под «кризисами и вызовами»  понимается прогнозирование наиболее значимых событий, создающих самые  серьезные угрозы для развития бизнеса, но с другой стороны, открывающие  возможности и для самого бизнеса, и для смежных с ним отраслей. Например, нефтяной кризис 80-х годов  с одной стороны вызвал серьезные  изменения в раскладе сил основных рыночных игроков в отрасли, а  с другой стороны способствовал  развитию энергосберегающих технологий в различных энергоемких отраслях в развитых странах мира. Карибский кризис способствовал созданию новых технологий противоядерной защиты в оборонной промышленности США.

«Эволюционные изменения» предполагают учитывать наполнении сценариев такие переменные, как стадии развития отраслей, изменение предпочтений и вкусов покупателей в отношении новых продуктов и т.п.

«Революционные изменения» рассматриваются как разрыв привычных  моделей политического и экономического устройства мира.

Под «тектоническими сдвигами»  понимается моделирование последствий  таких масштабных событий, как распад социалистической системы, формирование единого европейского экономического пространства и т.д.

«Экономические и политических циклы» являются очень важными, но часто  не предсказуемыми, например бум покупки  недвижимости в Минске, Лондоне или  Москве, колебания цен на нефть, формирование электоральных предпочтений лидеров  и разных политических партий на выборах. Их также важно учитывать для  понимания разных вариантов развития будущего.

Информация о работе Метод сценарного планирования