Метод сценарного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:46, реферат

Описание работы

Сценарий – это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию (образу организации в будущем). Как правило, сценарии представляют собой качественное описание, хотя и детализированное, содержащее отдельные количественные оценки. Этим они отличаются от обычных прогнозов, в большинстве которых упор делается на количественные показатели.

Файлы: 1 файл

Метод сценарного планирования.docx

— 25.95 Кб (Скачать файл)

«Безграничные возможности» задают основные вектора будущего развития: Интернет-технологии, бесшовная хирургия, беспроводные технологии и т.п.

«Непрерывный транзит» - поиск новых форм взаимодействия наднациональными экономическими и  финансовыми институтами и изменением законодательной базы едущих мировых  держав, создание новых экономических  альянсов и союзов, изменение правил ВТО, списание крупных долгов или  решения об экономических санкциях.

Выбор инструментов наполнения и очищения сценариев часто диктуется  базовой логикой сценария, зависит  от характера и масштаба компании, ее стратегических намерений, отраслевых особенностей и методологической оснащенности консультантов и представителей клиентской команды.

 

 Выбор  альтернатив и создание интегрированной  стратегии, работающей во всех  сценариях

Может осуществляться следующим  образом:

  • сравнение планов для каждого сценария и выделение общих элементов для включения в корневой бизнес-план, который обеспечивает успех, как бы ни развернулись события в будущем;
  • создание корневого плана;
  • проверка корневого плана на работоспособность во всех сценариях;
  • проверка внутренней непротиворечивости синтезированного нового плана;
  • проверка «достаточности» в данных условиях полноты решений в области стратегии.

Практика показывает, что  одни стратегические альтернативы являются привлекательными во всех сценариях, другие являются привлекательными в сценарии. В, но совершенно проваливаются в  сценарии А, серьезно увеличивая риски для компании. Третьи, являясь привлекательными в одном сценарии, менее интересны по отношении с другими альтернативами в других сценариях. В последнее десятилетие в сценарном планировании широко используется и развивается понятие временных и иных опционов, при которых переосмысливается понятие стратегических альтернатив не как обязанности, а как права им следовать. Причем, для принятия стратегических решений в области с высокой неопределенностью предлагаются техники, сходные с методами принятия решений на фондовых рынках, когда покупается опцион на право принять решение в будущем, когда появится больше информации.

С другой стороны, сценарное  планирование особенно необходимо для  тех случаев, когда компания демонстрирует  стратегию активного формирования рынка, инновационную стратегию  – когда ею делаются крупные ставки, последствия которых могут быть очень серьезными для будущего организации. Разработку планов защитных действий в случае неблагоприятных последствий «крупных ставок» лучше всего осуществлять в рамках разработанных сценариев.

Прежде всего, сценарный  подход может быть полезен при  его использовании в сокращенном  варианте в решении задач тестирования и развития существующей стратегии, когда временные затраты существенно  ниже. Он также помогает определить контекст, позволяющий собственникам  и топ-менеджерам тестировать другие приемы прогнозирования тенденций развития внешней среды, такие как метод Дельфи или использование методов моделирования. При полноформатном использовании этой методологии создается «самая благоприятная и питательная среда» для порождения и выращивания новых стратегических альтернатив, и новый механизм их «естественного отбора», обеспечивающие живучесть и работоспособность стратегии. Как и любая системная методология, сценарный подход постоянно развивается, состыковывая и встраивая в свою методологию новые прогрессивные более локальные теории и практики - создание стоимости бизнеса, эффективные отраслевые бизнес-модели, конкурентные преимущества и т.д.

Один из основных способов долгосрочного планирования, активно  используемый последние три десятилетия  большинством западных компаний, —  сценарное планирование. Разработка сценариев используется как альтернатива линейному планированию, которое  часто показывало неэффективность  и неточность при построении стратегических планов и прогнозов, особенно в период экономической нестабильности.

Главный инструмент сценарного планирования — сценарный анализ. Этот метод применяется для стратегического  управления процессами с высоким  уровнем неопределенности, которые  протекают в турбулентной среде.

Сценарный анализ должен дать набор детальных описаний последовательности событий, которые с прогнозируемой вероятностью могут привести к желаемому или планируемому конечному состоянию или к возможным исходам, при рассматриваемых сценаристом вариантах развития.

«Сценарии — это способ анализа сложной среды, в которой  присутствует множество значимых, к  тому же влияющих друг на друга тенденций  и событий».

Сценарии позволяют анализировать  и планировать нестандартные  ситуации. Они позволяют понять, при каких условиях может возникнуть благоприятная или неблагоприятная  ситуация. Сценарий помогает оценить, как можно и как нужно воздействовать на процессы, приводящие к приемлемым и неприемлемым для организации  исходам. Сценарный анализ — систематический  способ мониторинга макроэкономической, политической, социальной и технологической  среды. Последние рассматриваются  как внешние факторы, воздействующие на компанию. Сценарии могут стать  основой стратегического планирования.


Информация о работе Метод сценарного планирования