Методология и организация разработки инновационных стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 11:55, реферат

Описание работы

Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован значительным возрастанием темпа и масштаба изменений, происходящих в экономической, социальной, экологической сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...3
1 Понятие и значение инновационной стратегии ………………………….6
2 Этапы разработки инновационной стратегии …………………………...11
2.1 Выработка миссии организации ………………………………………..15
2.2 Формулировка и конкретизация целей организации ………………….18
2.3 Стратегический анализ ……………………………………………….….22
2.4 Виды инновационных стратегий.
Выбор стратегии из альтернативных ……………………………………….30
2.5 Реализация инновационной стратегии и ее корректировка …………...38
Заключение ……………………………………………………………………41
Список использованных источников и литературы ………………………..43

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Челябинский филиал

Кафедра «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

НА ТЕМУ «МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ»

 

 

 

 

 

Выполнила: студ. гр. М-501                     «12»сентября2013г.

      Потапова Е.Н.                            ________________       

 

Проверил:  к.э.н., доцент                         «   » ________2013г.        

     Закиров Р.Ш.                             ________________                 

 

 

 

 

Челябинск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

    Введение ……………………………………………………………………...3

1 Понятие и значение инновационной стратегии ………………………….6

2 Этапы разработки инновационной стратегии …………………………...11

2.1 Выработка миссии организации ………………………………………..15

2.2 Формулировка и конкретизация целей организации ………………….18

2.3 Стратегический анализ ……………………………………………….….22

2.4 Виды инновационных стратегий.

Выбор стратегии из альтернативных ……………………………………….30

2.5 Реализация инновационной стратегии и ее корректировка …………...38

Заключение ……………………………………………………………………41

Список использованных источников и литературы ………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован  значительным возрастанием темпа и  масштаба изменений, происходящих в  экономической, социальной, экологической сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики знаменует собой третью по счёту экономическую революцию в истории человечества вслед за аграрной и промышленной.

В новой экономике  особую значимость приобретают информация, коммуникации; стратегическое видение  и организационная культура обуславливают  конкурентное преимущество; возникают  и активно действуют организации, занимающиеся исследованиями или научной деятельностью.

Глобализация и ужесточение  конкуренции способствовали изменению  традиционных стратегических парадигм. Поскольку не только конкурентоспособность, но и само выживание компании в изменчивом мире зависит от ее способности к постоянному обновлению, особое значение приобретает инновационная стратегия. Становясь критически важным элементом общей организационной стратегии, она призвана связать приоритеты перспективного развития компании с уровнем ее потенциальной инновационности, сделать новое качество производства и управления главным инструментом достижения цели компании.

Слово “стратегия” произошло  от греческого strategos, “искусство генерала”. Она представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегическое управление является основой управления инновационной  организацией и призвано ответить на следующие важные вопросы:

• в каком положении предприятие находится в данное время;

• в каком положении  оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;

• каким способом можно  достичь желаемого положения;

• что для этого  необходимо предпринять?

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. Он придает предприятию определенность, индивидуальность. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Важнейшая характеристика новой экономики - интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Его параметры в значительной мере определяются кардинально новыми технологиями, продукцией и бизнес моделями.

Сегодня только те предприятия, которые ориентированны на постоянное технологическое, организационное и кадровое усовершенствование, могут рассчитывать на успех в долгосрочной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

 

 

В настоящее время  понятие «стратегия» используется в различных сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и т.д.

Под стратегией понимают:

последовательность действий и состояний, которые используются для достижения цели предприятием;

перспективный план развития организации, исходя из особенностей влияния внешней среды и внутреннего потенциала;

долговременные, наиболее принципиальные планы руководства  организации в отношении инноваций, производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен, социальной сферы;

взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.

Для инновационных организаций  стратегия — это:

• программа действий, определяющая приоритеты проблем и  ресурсы для достижения генеральной инновационной цели организации;

• концепция бизнеса, дополненная реальными действиями, которые приводят эту концепцию  к достижению конкурентного преимущества (для этого необходимо понимание  рынка, оценка положения организации  на рынке, осознание своих конкурентных преимуществ);

• целевые ориентиры  долгосрочного плана действий, направленных на достижение качественно новых  целей, связанных с коренным изменением существующего состояния управляемого объекта, а, следовательно, систем управления, ее структуры, сложившихся отношений, норм поведения и содержания деятельности работников.

Стратегию можно рассматривать  как модель (заранее продуманный  или выстраиваемый по ходу развития событий образ действий или манера поведения), как план (сознательно  и намеренно разработанную последовательность действий), как ловкий прием (использование различных хитростей и уловок, чтобы ввести в заблуждение конкурентов), как позицию (положение компании относительно внешней среды), как перспективу (укоренившийся в организации способ восприятия мира).

Стратегии вообще и инновационные  в частности направлены на развитие и использование потенциала организации  и рассматриваются как реакция  на изменение внешней среды.

Инновационными стратегиями  могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.

Проблему формирования стратегий фундаментально исследовал В.А. Агафонов. По его мнению, стратегия  «представляет по своей сути совокупность действий, осуществляемых над элементами планируемой системы с целью  изменения их функциональных характеристик или над элементами ее внешнего окружения с целью изменения внешних условий функционирования». Автор вводит понятие стратегических параметров функционирования социально-экономической системы. К ним он относит параметры системы, являющиеся предметами планирования и управления и изменение которых имеет важные последствия для системы и целом (стратегическое изменение). В.А. Агафонов рассматривает стратегию как совокупность элементов двух типов — управляемых параметров и управляющих воздействий, а также выделяет два уровня стратегии — «что изменить» и «как изменить». Подходы, предложенные им, дают возможность проектировать механизм стратегического управления практически любой социально- экономической системы.

Предпосылки, стимулирующие  инновационную активность компании, связаны, в первую очередь, с институциональными изменениями, с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоёмкости продукции.

Инновационный потенциал  предприятия принято трактовать как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [2]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность, и как следствие - конкурентное преимущество предприятия. Назначение одних (внутренних) - налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии; другие (внешние) призваны способствовать расширению ее границ.

К внешним относятся  факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

- использование внешних  источников для поддержки всех  фаз инновационного процесса: от  открытия и разработки до коммерциализации;

- коммуникации с заказчиками,  деловыми партнерами, инвесторами,  конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;

- лоббирование интересов  в государственных институциональных  структурах.

Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и  определяющие его инновационную  состоятельность:

- мотивированное руководство;

- интеграция технологических  и организационно-управленческих  инноваций;

- высокая производительность;

- эффективные отношения  с персоналом, широкое вовлечение  его в инновационный процесс;

- непрерывное организационное  обучение;

- эффективная система  маркетинга, осуществляющая коммуникации  с конечными потребителями;

- управление качеством,  инфраструктурой, организационным  развитием.

Разработка стратегии  должна ответить на следующие вопросы: как достичь целей, как устранить  конкурентов, как обеспечить преимущества в конкурентной борьбе, как усилить долгосрочные позиции фирмы, как сделать управленческое стратегическое видение реальностью.

Инновационные стратегии  создают особо сложные условия  для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

- повышение уровня  неопределенности результатов (по  срокам, затратам, качеству и эффективности);

- повышение инвестиционных  рисков проектов;

- усиление потока изменений  в организации в связи с  инновационной реструктуризацией (перестройка предприятия, за счет изменения каких-либо его элементов);

- усиление противоречий  интересов и подходов к управлению  у руководства организации.

Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский  и инвестиционный этапы жизненного цикла новшества, в полной мере связана со всеми видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными и регулярными рисками, а так же противоречиями инновационного процесса.

Наиболее существенными  специфическими рисками, с которыми сталкивается предприятие при самостоятельной разработке и внедрении инноваций, являются: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый риски.

Таким образом, при инновационной  стратегии длительность получения  и вероятностный характер результатов требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

 

 

При формулировке стратегии  заранее определяют: какие направления  деятельности надо развивать, а какие  ликвидировать, какой продукт надо производить, и в каком объеме, какие желаемые конечные результаты надо получить с учетом имеющихся ресурсов, в том числе человеческих, какие ограничения необходимо учитывать при принятии подразделениями управленческих решений, чтобы обеспечить их соответствие общей стратегии и целям.

Информация о работе Методология и организация разработки инновационных стратегий