Методология исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.
Главную роль в методологии исследования систем управления играют методы исследования, которые можно разделить на следующие группы: эмпирические, эмпирические и теоретические, теоретические, специфические, экспертные оценки решения проблем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
1. Методология исследования систем управления
Методы эмпирического исследования……………………………4
1.2 Методы эмпирического и теоретического исследования………..6
1.3 Методы теоретического исследования…………………………...11
1.4 Специфические методы исследования……………………………16
1.5 Экспертные оценки решения проблем……………………………26
Заключение…………………………………………………………….28
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 68.11 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

                                                    образования

       Ленинградский  государственный университет имени  А.С.Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

                                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                   ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ  УПРАВЛЕНИЯ

                     Тема: Методология исследования.(Вопрос№8)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                                 Специальность «менеджмент и организации»4(6)

                                                                               Выполнила АЛЬФУТИНА Е.А.

                                                  Проверил_________________________________

 

                                                     

 

 

 

                                                Санкт-Петербург

                                                          2013           

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………...3

1. Методология исследования систем управления                

    1. Методы эмпирического исследования……………………………4

1.2 Методы эмпирического и теоретического исследования………..6

1.3 Методы теоретического исследования…………………………...11

1.4 Специфические методы исследования……………………………16

1.5 Экспертные оценки решения проблем……………………………26

Заключение…………………………………………………………….28

 Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методология - это логическая организация  деятельности человека состоящая в  определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Цель исследования заключается  в поиске наиболее эффективных вариантов  строения системы управления и организации  ее функционирования и развития. В  реальности проведение исследования преследует множество целей, например, мониторинг качества управления.

Объектом исследования является система  управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается  понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально - экономических систем. Основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и  развития

Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется  множеством разнообразных проблем  которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и  потребностей в инновациях и пр.

Главную роль в методологии исследования систем управления играют методы исследования, которые можно разделить на следующие  группы: эмпирические, эмпирические и  теоретические, теоретические, специфические, экспертные оценки решения проблем.

  1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 Методы эмпирического  исследования

 

Наблюдение — это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента). Это наиболее элементарный метод, один из множества других эмпирических методов.

Сравнение. В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона.

Для того чтобы сравнение  было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.

1. Сравниваться должны  лишь такие явления, между которыми  может существовать определенная  объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, — это ничего не дает. В лучшем случае здесь можно прийти только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям.

2. Сравнение должно осуществляться  по наиболее важным признакам.  Сравнение по несущественным  признакам может легко привести к заблуждению.

Различные интересующие исследователя  объекты могут сравниваться непосредственно или опосредованно — через сравнение их с каким-либо третьим объектом.

Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и наиболее важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (например, измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами.

При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения (например, в спортивных соревнованиях измерение длины прыжка при помощи рулетки, измерение длины ковровых покрытий в магазине и т.п.).

При косвенном измерении  искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. Например, зная размер и вес строительного кирпича, можно измерить удельное давление (при соответствующих расчетах), которое должен выдержать кирпич при строительстве многоэтажных домов.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность.

Эксперимент — исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования. Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов — наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, "синтетичности", а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора в соответствии с его целями в течение естественных процессов.

 

1.2 Методы эмпирического  и теоретического исследования

 

Абстрагирование. Понятие "абстрагирование" произошло от понятия "абстракция" (лат. abstractio — отвлечение). Абстрагирование носит в умственной деятельности человека наиболее универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода — в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению результата (абстракции).

Абстрагирование может применяться  как к реальным, так и абстрактным объектам, т.е. к таким, которые сами уже являются результатом предшествующего абстрагирования. Следовательно, это процесс многоступенчатый (в том смысле, что абстрагирование может применяться к объекту многократно). Переходя от одного уровня абстрагирования к другому, мы получаем абстракции все возрастающей степени общности.

В практике исследований наиболее широкое применение нашли абстракции следующих основных видов: абстракция отождествления, изолирующая абстракция, абстракция конструктивизации, абстракция актуальной бесконечности, абстракция потенциальной осуществимости.

Под абстракцией отождествления понимается образование понятий путем объединения в их особый класс, отождествления предметов, связанных отношениями типа равенства. При этом обязательным является отвлечение от ряда индивидуальных свойств таких предметов.

Изолирующая абстракция — это выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными "именами", что придает абстракциям статус самостоятельных предметов.

Сущность абстракции конструктивизации состоит в отвлечении от зыбкости и неопределенности границ реальных объектов, в "огрублении" действительности. Это позволяет сформулировать по отношению к этой "огрубленной" действительности некоторые законы, понять ее "в первом приближении" с тем, чтобы двинуться в познании дальше, глубже. В результате такого движения исходное упрощение действительности снимается, мы обнаруживаем в ней новые, более точные границы, стороны, этапы и т.п.

Абстракция актуальной бесконечности  — это одна из основных абстракций математики и логики. Сущность ее состоит в отвлечении от незавершенности (и незавершимости) процесса образования бесконечного множества от невозможности задать его полным списком всех элементов. Такое множество просто рассматривается как данное, как существующее.

Абстракция потенциальной  осуществимости тоже широко используется в математике и логике и состоит в отвлечении от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью нашей жизни в пространстве и времени. С этой точки зрения бесконечность уже выступает не непосредственно данная, актуальная, а как потенциально осуществимая.

Анализ и синтез. Анализ (греч. analysis — разложение) — это метод исследования, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части. Такими частями могут быть отдельные вещественные элементы объекта или его свойства и отношения.

Синтез (греч. synthesis — соединение) представляет собой метод исследования, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое. Синтез — соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему) — неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

Индукция и дедукция. Содержанием дедукции как метода исследования является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений (общее), а концом — следствия из посылок, теоремы (частное). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция является основным средством доказательства.

Индукция (лат. inductio — наведение) — умозаключение от частных, единичных фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно - или конечнонеобозримой области фактов.

Непосредственной основой  индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности и их признаков. Обнаруживая сходные  черты у многих предметов определенного класса, мы делаем выводы о том, что эти черты присущи всем предметам данного класса.

В индуктивном исследовании центральное место занимают индуктивные умозаключения. Они делятся на следующие основные группы:

полная индукция — это такое умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. Она дает достоверные выводы, поэтому полная индукция широко используется в качестве доказательства;

неполная индукция — это такое умозаключение, в котором общий вывод получают из посылок, не охватывающих всех предметов класса.

Установление причинной  связи явлений — процесс весьма сложный. Однако в простейших случаях  причинная связь явлений может  быть установлена при помощи логических приемов, называемых методами установления причинной связи, или методами научной индукции. Таких методов пять:

метод единственного сходства — сущность его заключается в том, что если два или более случаев исследуемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, а все остальные обстоятельства различны, то это единственное сходное обстоятельство и есть причина данного явления;

метод единственного различия — сущность его заключается в том, что если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны и различны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство, присутствующее в первом случае и отсутствующее во втором, и есть причина изучаемого явления;

соединенный метод сходства и различия, представляющий собой комбинацию двух первых методов;

метод сопутствующих изменений  — сущность его заключается в том, что если возникновение или изменение одного явления всякий раз необходимо вызывает определенное изменение другого явления, то оба эти явления находятся в причинной связи друг с другом;

метод остатков — если сложное явление вызывается сложной причиной, состоящей из совокупности определенных обстоятельств, и мы знаем, что некоторые из этих обстоятельств являются причиной части явления, то остаток этого явления вызывается остальными обстоятельствами. Даже краткая характеристика метода индукции показывает его привлекательность и силу. Сила эта состоит, прежде всего, в тесной связи с фактами, с практикой.

Информация о работе Методология исследования